В России стандартизовано буквально всё, просто не все нормы работают. Есть свой ГОСТ даже на… ямы на дорогах. Да-да, яму можно признать ямой только, если она соответствует (точнее, НЕ соответствует) вполне конкретным нормам. С одной стороны, это абсурд. С другой — наличие такого ГОСТа открывает широкие возможности для диалога между дорожниками и пострадавшим от их «труда» автомобилистом.
У каждой аварии есть виновник. Мы-то уверены, что ты — добропорядочный водитель, почти никогда не нарушаешь правил и всегда внимательно следишь за дорогой. Тем не менее, даже самый внимательный водитель в мире может не заметить яму с острыми краями, скрытую под небольшой лужей или не справиться с управлением, попав в обледенелую колею. Аварии, причиной которых становятся так называемые «неудовлетворительные дорожные условия», или, проще говоря, отвратительный асфальт, существуют. И с этим вынуждены считаться даже те, кому по долгу службы положено следить за состоянием асфальта.
Если ты уверен, что непосредственной причиной того, что машину приходится выколупывать из кювета или по колено в грязи менять пробитое колесо стала дорога — можешь попробовать доказать это в соответствующих инстанциях. Позитивным результатом такой разборки условимся считать компенсацию, которую тебе выплатит контора, в чьем ведении находится конкретный участок дороги. Отрицательным — необходимость оплачивать ремонт из собственного кармана. Но в любом случае российским законодательством для такой ситуации предусмотрен соответствующий механизм разбирательства. И, чтобы через какое-то время праздновать победу над нерадивыми дорожниками — как финансовую, так и моральную — нужно обо всем позаботиться еще в первые секунды после аварии.
Как говорит один из руководителей Свердловского комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов, с областной судебной практике подобные прецеденты встречаются, но не так часто, как хотелось бы. Мало кто захочет тратить от трех месяцев до года на судебные разборки по поводу компенсации в три тысячи за пробитую покрышку. А вот если речь идет о дорогом автомобиле, который превратился в гармошку только потому, что некий абстрактный воин дорожного хозяйства спустя рукава относится к своим обязанностям — дело другое. По словам Максима, бывает, что суммы таких исков приближаются к миллиону.
Итак, что же ты должен предпринять, чтобы впоследствии иметь возможность предъявить обоснованные претензии? Во-первых, зафиксировать ДТП. Это самый важный шаг. Как учат нас наши нормативные акты, дорожно-транспортное происшествие — «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». Таким образом, даже пробитое после контакта с ямой колесо или приказавший долго жить рычаг подвески — это ДТП, ибо в определении нигде не сказано, что в ДТП обязательно должны участвовать как минимум двое.
Регистрировать аварию должны, как известно, сотрудники ГИБДД. Но в этом случае их любимый метод «составляйте схему и приезжайте к нам» не сработает, инспектор обязательно должен прибыть на место происшествия. Зачем? Все очень просто. Именно инспектор зафиксирует в документах, что ДТП произошло из-за неудовлетворительного состояния дороги. Пресловутая яма, колея или что-то подобное обязаны появиться на схеме ДТП и быть украшены всеми необходимыми размерами — это делается для того, чтобы впоследствии можно было прийти к выводу о несоответствии дороги вышеупомянутым ГОСТам.
Поскольку мы верим нашей системе примерно так же, как ты, от себя посоветуем озаботиться еще и личным протоколированием ситуации. Назовем это вторым обязательным шагом. Сфотографировать место ДТП на телефон сможет даже начинающий водитель, а чуть более продвинутый догадается снять и первопричину происшествия — яму, колею и так далее. Самый же умный и предусмотрительный раздобудет где-нибудь рулетку или линейку и произведет нужные замеры самостоятельно, или хотя бы приложит к фотографии дороги какой-нибудь легко опознаваемый предмет для оценки масштаба бедствия.
Соберет он и контакты возможных свидетелей (водителей, двигавшихся сзади, пешеходов, продавщицы из соседнего киоска — просто оглянись вокруг), которые впоследствии смогут подтвердить, что бедолага не нарушал никаких правил дорожного движения, и не делал ничего, что могло бы привести к аварии. Проще говоря, именно на месте ДТП нужно собрать всю ту доказательную базу, которая впоследствии позволит убедить судей в том, что причиной аварии является именно «неудовлетворительное состояние дорожного покрытия».
Известный автоправозащитник Георгий Бадьин говорит, что доблестные сотрудники ГИБДД в подобных случаях очень часто используют пункт ПДД 10.1, утверждая, что водитель сам виноват в аварии, так как неверно выбрал скоростной режим движения и не учел состояния покрытия. Показания очевидцев, которые, к примеру, подтвердят, что дыра в асфальте появилась неожиданно, смогут это утверждение опровергнуть. Ключевое слово, которое должно присутствовать в объяснениях — это слово «внезапно». Каким мозгом должен обладать водитель, чтобы предвидеть появление из-под впереди идущего троллейбуса открытого канализационного люка?
Третье действие, которое ты должен предпринять — это понять, на какую именно сумму пострадал. Поможет в этом любая независимая экспертиза, которая произведет оценку ущерба и подтвердит ее соответствующим пакетом документов. Наконец, четвертым шагом будет шаг через порог суда, и шаг этот ты должен сделать, имея при себе исковое заявление. Конечно, в первую голову в том кошмаре, который творится иногда на свердловских дорогах, виноваты те, кто должен следить за конкретным участком покрытия (районные ДЭУ и прочие Водоканалы — если роль дыры в асфальте играл люк), и именно им следует адресовать заявление. Однако бывает, что установить ответственного за данный кусок асфальта не получается, и в этом случае список ответчиков может возглавлять администрация города или городского района. Впрочем, их присутствие в списке не помешает при любом раскладе. Кстати, не забудь пригласить представителей этих почтенных организаций на осмотр экспертами пострадавшего автомобиля, который ты должен был сделать ранее.
По сути, осталась мелочь. Точнее, две: убедить суд в своей правоте и, если это удалось, получить с ответчика присужденную компенсацию. Схематично изложенный, метод выглядит достаточно простым, однако наша действительность всегда готова доказать, что ничего особо простого в ней нет. На разбирательство уйдет как минимум несколько месяцев, и к этому нужно быть морально готовым. Но на протяжении всех этих месяцев можно утешать себя мыслью, что ты не о собственном кошельке заботишься, а делаешь доброе дело — заставляешь нерадивых работников катка и лопаты все же выполнять свои обязанности.
Фото: © Russianlook.com
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов