Думаем, вряд ли найдется среди читателей искренний любитель грязных автомобилей. Понятно, что реже или чаще, но приведением своих «железных коней» в состояние первозданной чистоты занимаются все. Несмотря на все многообразие доступных способов автомойки, все они, по большому счету, сводятся к двум – либо отдать специалистам, либо вымыть самому. Второй способ становится особо популярным, стоит только оттаять близлежащей речке, озерцу или придорожной канаве. Между тем, попытка совместить отдых на природе с помывкой автомобиля может привести к длительному расстройству кошелька…
Выгода самостоятельной мойки автомобиля очевидна: платить приходится лишь за специальный шампунь и губку, можно совместить приятное с полезным – чистый автомобиль и моцион на свежем воздухе… О том, что подобный моцион вредит окружающей среде, большинство водителей либо слышало лишь краем уха, либо в курсе, но предпочитает не обращать внимания. Между тем, экологи утверждают, что вода, стекающая с грязного автомобиля, уносит в природные водоемы массу всякой дряни – даже если при этом не используется специальная помывочная химия.
Мы сознательно не говорим о крайних ситуациях, когда труженики губки и шампуня наводят лоск на металл, допустим, в ста метрах по течению выше пляжа. В этом случае при наличии инициативных отдыхающих может пострадать не только кошелек, но и здоровье такого мойщика. Пыль, грязь и мусор, доставленные из мегаполиса к берегу водоема на кузове автомобиля – вот в чем беда, но и это полбеды. На любом автомобиле, даже самом что ни на есть исправном, имеются и вещества техногенного происхождения, остатки технических жидкостей, бензина, микрочастицы тормозных колодок и истершейся резины, нагар на выпускной системе и прочее.
C точки зрения законодательства, даже попытка сполоснуть машину на обочине может считаться нарушением
Дорожная пыль тоже мало похожа на сахар: в ее составе, как правило, в изобилии содержатся все те вещества, которыми щедро наполняет атмосферу каждый работающий двигатель. Обитатели речки или озера вряд ли будут рады резкому увеличению содержания в воде свинца, сажи и им подобных веществ. Про масляную пленку и говорить не приходится – она просто перекрывает доступ кислорода к воде. По подсчетам некоторых экологов, одна капля нефти накрывает собой 40 квадратных метров поверхности водоема. И даже если мыть автомобиль в нескольких десятках метров от береговой линии, все эти подарки рано или поздно попадут в воду. Часть из них, к тому же, осядет и в почве.
Екатеринбургские борцы за чистоту автомобилей нередко практикуют организацию импровизированных ручных моек и вокруг водоемов искусственного происхождения – например, кюветов и сточных канав вдоль автомагистралей. К примеру, нередко можно наблюдать деловитых водителей с ведрами и губками по обочинам Серовского тракта. Такая мойка вреда окружающей среде, наверное, не наносит, но что за удовольствие полоскать машину в сточных водах? Если грязную машину помыть грязной водой, вряд ли она станет от этого чище. Кроме того, песчаная взвесь, нередко в таких канавах содержащаяся, словно абразивом может покрыть кузов автомобиля сеткой мелких царапин. Сэкономил полтораста рублей на мойке – добро пожаловать на дорогостоящую полировку.
Одно из излюбленных самодеятельными мойщиками мест в окрестностях Екатеринбурга чаще всего больше похоже на сточную канаву
На разговоры об экологии чаще всего водители не обращают внимания. В этом случае экологи переходят на сухой язык законов. В Министерстве природных ресурсов Свердловской области нам сообщили, что самостоятельная мойка автомобилей в природных водоемах регулируется 65 статьей Водного кодекса страны, которая недвусмысленно запрещает в границах водоохранных зон движение и стоянку транспортных средств, за исключением специальных дорог с твердым покрытием. По словам природоохранных специалистов, «подъезд автомобилей непосредственно к береговой линии водных объектов запрещен, следовательно, территорий, на которых разрешена самостоятельная мойка автомобилей, не имеется. Среди целей водопользования, указанных в статье 11 Водного Кодекса Российской Федерации также не указана цель мойка автотранспорта на водных объектах».
В прошлом году мэрия Екатеринбурга приняла постановление, уточняющее федеральные законы. Городская администрация запретила автомобилистам водные процедуры во дворах, на придомовых территориях, в парках и скверах, а также на территории, прилегающей к родникам и колодцам в радиусе не менее 50 метров и к водопроводным колонкам – в радиусе не менее 20 метров. Областное Министерство природных ресурсов наделено правом контролировать подобную деятельность, причем за нарушение законов предусмотрена вполне конкретная ответственность. Но чаще всего любители автомобильной чистоты попадаются на глаза тем представителям закона, с которыми, собственно, чаще всего и общаются – то есть инспекторам ГИБДД.
За стремление к чистоте "железного коня", реализованное в пределах природоохранной зоны можно заплатить до 2 000 рублей
Если представителям закона удается застать такого мойщика на месте нарушения, то чаще всего в ход идет статья 8.33 «Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных», предусматривающая до 500 рублей штрафа. Но имеется в административном кодексе и статья 8.39, согласно которой попытка помыть автомобиль в зоне особо охраняемой природной территории может привести к штрафу в 2000 рублей. И это еще недорого – в Подмосковье, к примеру, за то же нарушение можно схлопотать до 5 000 рублей.
Впрочем, строгость отечественных законов компенсируется необязательностью их исполнения. К каждому водоему инспектора не приставишь, так что приходится надеяться только на сознательность любителей автомобильной чистоты. Но вот она в последнее время частенько дает сбой.
Фото: © Дмитрий Елизаров
В процессе фотосъемки ни одной природы не пострадало
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов