Екатеринбургский асфальт определенно состоит в близком родстве со снегом. Иначе чем можно объяснить появление каждую весну на свердловских дорогах зияющих ям, выбоин и промоин? Межсезонье становится для екатеринбургских водителей прекрасной возможностью вывести на новый уровень свое водительское мастерство, лавируя между дорожными неприятностями. Бурное таяние снега привело еще и к тому, что каждая такая неприятность норовит спрятаться под толщей грязной жижи. Поэтому от неожиданного «подарка» в виде дорогостоящего ремонта подвески или просто замены колеса по колено в грязи никто не застрахован. Но кто же его оплатит?
Первая весенняя оттепель обернулась для владелицы Opel Astra Юлии потерей 34 тысяч рублей — таковы предварительные выводы независимой экспертизы. Два 16-дюймовых колесных диска, две почти новых зимних покрышки, некоторые детали подвески не пережили прямого контакта с ямой, которую талые воды и перепады температур промыли рядом с трамвайным рельсом на перекрестке улиц Посадской и Белореченской. По словам Юлии, только в течение нескольких часов жертвой глубокой западни с острыми краями стал минимум десяток автовладельцев, причем порой от повреждений не спасала даже сниженная скорость. Тем не менее, подавляющее большинство автомобилистов махнули на пробитые колеса и пострадавшие бамперы рукой — как говорит Юлия, добиваться компенсации намерены только она и одна ее «коллега по несчастью». Сейчас Юлия готовит исковое заявление.
Самое главное, что должен предпринять пострадавший от ям и колдобин автомобилист — это сбор доказательств. Яма, оказавшаяся несчастливой для Юлии, имеет не только острые края, но и глубину более 15 см
Остальных, очевидно, смутили неясные перспективы таких юридических «разборок» и нежелание тратить на них свое свободное время. Между тем, как говорят автоправовые специалисты, добиться компенсации от ответственных за состояние асфальта вполне реально — вот только заботиться об этом нужно начинать непосредственно в момент аварии. Несколько простых действий серьезно облегчат общение с дорожными службами и, возможно, заставят тружеников катка и лопаты впоследствии внимательнее относиться к своим обязанностям. К слову, по данным ГИБДД, за прошлый год в области по причине отвратительного состояния дорог случилось более полутора тысяч аварий, в которых погибло 343 человека.
Начнем с того, что пробитое об яму колесо или загнутый рычаг подвески — это точно такое же ДТП, как и любая другая авария, пусть участник в ней только один. Соответственно, оно точно так же нуждается в регистрации в ГИБДД, а это, в свою очередь, вынуждает пострадавшего автомобилиста к вдумчивому общению с инспекторами. Однако, если в случае обычного ДТП инспекторы предлагают составить совместную со вторым участником схему случившегося и с ней прибыть в отделение ГИБДД, то авария по причине «убитой» дороги требует выезда представителей власти на место происшествия. Связано это с необходимостью осмотра дороги и составления «Акта о дорожных условиях». Проще говоря, инспектору нужно убедиться в том, что причиной аварии действительно стала яма, скользкая колея или пролом в асфальте.
В протестном движении автомобилистов участвовали и некоторые одиозные фигуры екатеринбургской политики. В частности, печально известный депутат Гордумы Максим Петлин
Времени, которое обычно требуется сотрудникам ГИБДД, чтобы добраться до места аварии, вполне хватит для сбора доказательств. По возможности следует заручиться свидетельствами очевидцев, как среди собратьев-водителей, так и среди пешеходов, которые смогут впоследствии подтвердить, что ехали вы осторожно, препятствие появилось внезапно (скрыто водой, появилось из-под впередиидущего автомобиля, наконец, просто темно на улица) и избежать аварии не было никакой возможности. Отличным подспорьем в фиксировании ситуации станет фотосъемка, которая позволит, что называется, «привязаться к местности» и запротоколировать состояние дороги. Крайне желательно, чтобы на съемке присутствовали измерительные приборы типа «линейка» или «рулетка». Все замеры необходимо указать в схеме ДТП, которую придется составить точно так же, как и в любом другом случае.
Опыт активистов «РосЯмы» можно взять на вооружение, однако вряд ли кто-то из автомобилистов постоянно возит с собой строительный уровень. Впрочем, можно обойтись и обычной рулеткой
Следующим этапом борьбы за состояние дорог и автомобилей станет посещение независимой оценочной фирмы, которая должна с помощью соответствующей экспертизы оценить масштабы ущерба. Попутно с помощью того же ГИБДД можно попробовать выяснить, кто именно несет ответственность за состояние конкретного участка дороги. Как рассказывает известный правозащитник Георгий Бадьин, бывает, что даже с помощью инспектора по организации дорожного движения истинного владельца дороги установить не удается: «В любом случае я рекомендую указывать в качестве ответчиков администрацию данного района, администрацию города и ответственного за состояние данного участка дороги или улицы. Например, известны случаи, когда в качестве ответчиков указывали 7 организаций, в том числе администрации Верх-Исетского района и города Екатеринбурга». В случае с Юлией, описанном в самом начале, дорожно-эксплуатационное управление может попытаться свалить ответственность на трамвайщиков, но решаться этот вопрос будет уже в суде.
Прошлогодний протестный автопробег (прошедший, надо сказать, весьма компактно) особых изменений в дорожной ситуации за собой не повлек
По словам экспертов, если речь идет об относительно небольшой сумме, можно попытаться урегулировать конфликт в досудебном порядке, предъявив дорожникам претензию с требованием возместить причиненный их внимательностью ущерб. Если же взаимопонимания с представителями этих служб найти не удастся, то придется готовиться к судебному заседанию. Впрочем, как показывает практика, в подобных спорах при наличии убедительных доказательств и уверенной позиции самого водителя суд довольно часто становится на его сторону.
Мост, по которому автомобилисты попадают в город с Новокольцовской дороги, ремонтируют с завидным постоянством, однако ситуация не меняется
Тем временем екатеринбургские власти, как и множество весен до этого, уговаривают автомобилистов подождать. Асфальтобетонный завод, согласно рапорту мэрии, запущен в работу и уже выдает первые тонны смеси, которая тут же отправляется на заделку традиционного весеннего безобразия. О тщательности заделки ям, которые частенько образуются на улицах, вроде бы капитально отремонтированных еще осенью, хорошо говорит волна возмущения, которой автомобилисты отозвались на недавний рапорт о починке моста на улице Бебеля. Однако главный враг дорожников, как водится, непреодолим: затянувшаяся весна не позволяет приступить к полномасштабному превращению асфальтовых ям в асфальтовые кочки. Тот самый провал, который привел к серьезной финансовой бреши в кошельке Юлии еще 19 марта, был заделан дорожниками лишь 4 апреля, причем в рапорте пресс-службы городской администрации впрямую указано — провал был небольшим, и на его ликвидацию потребовалось всего около часа. Сколько именно автомобилистов вынуждены были отправиться за новыми покрышками за те три недели, которые дорожники ждали этого самого часа — достоверно не известно.
Согласно ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», глубина ямы не может превышать 5 см, а длина — 15 см. Интересно, что срок ликвидации возникшей вразрез с ГОСТом дорожной неприятности, по тому же ГОСТу, составляет от 5 до 10 суток
Уже в первых числах мая горожан ждет очередной виток дорожно-строительной эпопеи. По данным, озвученным еще в феврале, нынче планируется отремонтировать до 680 000 квадратных метров дорожного полотна. Между тем, по данным активистов екатеринбургского отделения проекта «РосЯма» большинство свежеотремонтированных дорог не выдерживает в Екатеринбурге и года, а отдельные участки приходят в полную негодность уже через несколько месяцев. По словам руководителя «РосЯмы» в Екатеринбурге Алексея Беззуба, одна из проблем — укладка асфальта прямо в лужи или снег. В своем «Живом журнале» он приводит следующий пример: на отдельных участках ул. Бардина, которую ремонтировали осенью прошлого года, уже зияют выбоины. Однако асфальт пришел в негодность именно там, где его укладывали в лужи: «На следующий день фрезер снял часть асфальта, и на этом участке переложили асфальт в сухую погоду. Асфальт, который был уложен в сухую погоду, держится до сих пор, и на нем нет ям».
Глава Администрации города Александр Якоб заявлял в прошлом году, что такое поведение недопустимо, но, судя по всему, на эти слова обратили внимание лишь журналисты. Таким образом, вряд ли кто-то возьмется дать гарантию, что ямы, по которым город ездит сейчас, не возродятся к жизни уже ближайшей осенью.
Как была яма так и осталась.
Это в смысле на Посадской-Белореченской?
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов