Екатеринбургским водителям насильно прививают основные достижения цивилизации: уже через месяц на некоторых центральных улицах припарковаться можно будет только за деньги. Январь следующего года организаторы платной системы парковки планируют потратить на тестирование системы и «ловлю блох». Будем надеяться — не принимая во внимание сам факт введения платы за парковку — что экспериментаторам удастся разрешить некоторые вопросы, ответов на которые пока не наблюдается.
1. Территория
Пока эксперимент ограничится лишь четырьмя участками центра города. Паркоматы будут установлены на ул. 8 Марта от Ленина до Малышева у «Мытного двора», на Хохрякова от Ленина до Малышева, на Сакко и Ванцетти от Ленина до Малышева и на ул. Попова от Вайнера до Сакко и Ванцетти. Критерии, по которым были выбраны именно эти улицы, создатели платных парковок предпочитают не озвучивать. Представитель комитета по транспорту Роман Бараковских утверждает, что четыре участка были отобраны после анализа транспортной ситуации в центре Екатеринбурга, но какие именно факторы анализировались и какие выводы были сделаны, пока не известно. Стоит отметить, что рядом с каждой улицей имеются либо крупные торговые центры, либо офисные здания. Таким образом, вполне возможно, что эти четыре участка — попытка выдавить с парковочных мест сотрудников офисов, паркующих свои автомобили на весь рабочий день, в пользу тех, кто приезжает в центр Екатеринбурга по делам и проводит здесь в среднем около часа.
Как известно, привычка — вторая натура. Само собой, ни один менеджер, привыкший бросать автомобиль неподалеку от офиса бесплатно, не обрадуется перспективе выкладывать ровно за то же самое 4 тысячи рублей в месяц. Соответственно, введение платы за парковку на привычном месте приведет к очень простой мысли — поиску бесплатной альтернативы. А какой может быть альтернатива в центре города, учитывая активность эвакуационных служб? Парковаться в три ряда под знаками «Остановка запрещена» подобных автомобилистов уже отучили, значит, теперь их «ласточки» и «железные кони» переедут либо туда, где паркоматов пока не поставили, либо распределятся равномерным слоем по окрестным дворам, газонам и тротуарам. Вряд ли обитатели жилых домов на той же улице Воеводина будут рады подобным гостям. Надежда на то, что паркующиеся в центре пересядут на общественный транспорт, выглядит еще более смехотворной. Как работают наши трамваи и маршрутки, известно всем.
И не стоит забывать, что четыре улицы — это только верхушка айсберга. Паркоматная волна в следующем году накроет центр Екатеринбурга куда более плотно.
2. Тарификация
Предварительно озвученная экспериментаторами цифра — 30 рублей в час. По сравнению с Москвой, с которой екатеринбургские власти активно берут пример, не так уж и много. Однако почему-то до сих пор никто не сказал, какой именно будет тарификация. Предусматривает ли стоянка в пять минут сверх положенных бесплатных пятнадцати оплату за весь следующий час или, скажем, можно будет оплатить только полчаса? Ответа пока нет. Если же сохранятся принципы почасовой тарификации, то за одно и то же парковочное место в рамках одного и того же часа деньги можно будет получить два, а то и три раза.
Не секрет, что центр Екатеринбурга располагает некоторым количеством стационарных платных паркингов. Их тарифы, по большому счету, почти не отличаются от тех, что предлагает Комитет по транспорту, однако согласитесь, что держать автомобиль под крышей и за шлагбаумом куда интереснее, чем на улице, где водитель платит только за право постоять в парковочном кармане. Но, поскольку вышеописанные факторы могут привести к повышению популярности многоуровневых парковок, их владельцы легко могут отправить свои цены в путешествие вверх. И, по большому счету, будут правы, ибо введением платных парковок Комитет по транспорту устанавливает своего рода нижнюю ценовую границу стоимости парковочных услуг, выступая эдаким провокатором.
3. Способы оплаты
Несмотря на то, что установленные паркоматы имеют механизм для приема купюр, задействовать его транспортники не планируют. Как заявил тот же Роман Бараковских, оплатить парковку можно будет только безналичными способами, коих предусмотрено ровно три. Банковская карта, Екарта либо SMS-сообщение с мобильного. Однако гипотетически легко представить себе ситуацию, когда у человека Екарты нет, на счету телефона — минусовой баланс, а доверять данные с банковской карты непонятному синему параллелепипеду он не желает. Соответственно, такой человек лишается возможности оплатить услугу, несмотря на то, что деньги в кармане у него есть.
Логичным решением для того, кто предполагает часто оставлять машину вблизи паркоматов, было бы приобретение Екарты специально для этого. Но такое решение со стороны транспортников слишком уж похоже на навязывание дополнительного — и отнюдь не бесплатного — кусочка пластика. Спектр же альтернативных решений, предлагаемых экспериментаторами, пока все же не выглядит достаточным.
Кроме того, те участки города, которые будут оборудованы паркоматами, частенько служат точками притяжения для жителей области. Екарт у них, как правило, не водится, да и с банковскими карточками тоже порой бывают проблемы. А на то, чтобы сориентироваться, куда, кому и зачем отправлять какое-то SMS-сообщение, и что именно в нем писать, у гостя Екатеринбурга как раз и уйдут те щедро предоставленные Комитетом по транспорту 15 бесплатных минут. Особенно, если гость — в возрасте.
4. Ответственность
Самая, пожалуй, главная проблема эксперимента с паркоматами. Как именно будут вычисляться нарушители, и что им грозит за нарушения? В Комитете по транспорту утверждают, что вчерне система уже продумана. Восемь «Парконов» будут в течение дня курсировать по означенным улицам и отслеживать тех, кто не оплатил парковку. Между тем, механизм работы этой системы до сих пор непонятен. Судя по всему, речь идет о постоянной синхронизации двух баз данных регистрационных номеров — той, что собрана «Парконами», и той, которую накапливают паркоматы. Расхождение и будет означать нарушение: владельцу автомобиля, чей номер окажется только в одной из баз, и будут отправлять штраф.
Вопросов здесь — великое множество. Основной заключается в работоспособности системы, в способности екатеринбургских специалистов наладить ее бесперебойное функционирование. Малейший сбой приведет к тому, что штрафы начнут поступать тем, кто честно воспользовался паркоматами, а махнувшие на них рукой останутся безнаказанными.
Сумма штрафа тоже до сих пор неясна. Городские власти обещают внести дополнения в законодательство: судя по всему, речь идет о 19 статье 52 Областного закона, который как раз и касается административных правонарушений. По предварительным планам, уклонение от оплаты парковки обойдется от одной до трех тысяч рублей. Возможно, шкала начисления штрафов будет прогрессивной, возможно, власти установят какую-то фиксированную сумму… Пока ответа нет, и когда появится — тоже не известно. Не исключено, что внешне готовая система начнет буксовать именно из-за того, что, как это часто бывает, несколько городских служб не смогут наладить совместную работу. Законодательная власть, Комитет по транспорту, «Городская служба парковки», ГИБДД… У каждой структуры свои интересы, и договориться между собой у них вряд ли получится быстро.
А пока граждане выдумывают способы уйти от ответственности — от самых радикальных, наподобие уничтожения паркоматов, до более аккуратных и опробованных в той же столице, где практика занавешивания номеров газеткой уже стала привычной. В нашем климате даже закрывать ничего не надо — пока доберешься от дома до парковки, номер и без того станет нечитаемым. В снегопад либо в оттепель можно пройти вдоль всего Мытного двора и не обнаружить ни одной машины с ясно различимыми номерами. Как именно будут решать эту проблему, тоже неизвестно. Что будет с владельцами так называемых «блатных» номеров? Ну, вы понимаете…
К слову, создатели паркоматов утверждают, что предусмотрели множество антивандальных решений и по максимуму защитили свои синие параллелепипеды от внешнего вмешательства. Между тем, по слухам, устанавливаются паркоматы гастарбайтерами спустя рукава, и городские водители уже высказывают в глобальной Сети мнения, что часть этих установок вряд ли доживет до весны.
5. Цель введения системы
По большому счету, непонятно, к чему екатеринбургские власти так активно бросились брать пример со столицы. Даже в Москве система платных парковок уже почти привела к городскому референдуму, в наших же палестинах ее жизнеспособность вообще сомнительна. Утверждается, что постепенное развитие системы облегчит транспортную ситуацию в центре города. Роман Бараковских приводит в качестве аргумента данные о том, что в центре Москвы платные парковки разгрузили улицы примерно на 6%. Те, кто представляет себе трафик в центре столицы, поймут, что 6% там — это капля в море. Соответственно, если целью нововведений действительно является попытка разгрузить центр, то паркоматы должны стать только одним из этапов комплексной работы в этом направлении, в том числе и по совершенствованию общественного транспорта. А системного подхода со стороны властей как раз и не наблюдается.
Второй вариант — это использование паркоматов как способа пополнения городского бюджета. По примерным подсчетам, даже те 17 паркоматов, которые планируется установить на первом этапе, способны зарабатывать городу до 25 млн рублей в год, не считая штрафов. Безусловно, это неплохая прибавка, особенно если учитывать декларируемый социальный характер нововведений. Но как будут использованы эти средства в дальнейшем, да и доберутся ли они до бюджета? По автомобильному сегменту екатеринбургского Рунета уже поползли слухи, что первичным получателем денег будет некая коммерческая фирма, которой по документам принадлежат паркоматы. Какая судьба ждет эти средства в дальнейшем — вопрос открытый.
Есть и еще один вариант, согласно которому Екатеринбургу выпала сомнительная честь стать полигоном для экспериментов. Столица Среднего Урала — всего лишь второй по счету город России, в котором вводится эта система, и первый среди региональных мегаполисов. По некоторым сведениям, опыт Екатеринбурга может быть учтен в дальнейшем при интеграции паркоматов в уличное движение других крупных городов России, и в первую очередь — столицы Олимпиады-2014.
Многие екатеринбургские водители поддерживают саму идею сделать часть парковок в центре города платной. Такая схема применяется не только в Москве, но и в подавляющем большинстве стран Европы. Перспектива не испытывать проблем с парковкой, заехав по делам в центр — пусть и за относительно небольшую денежку — выглядит вполне привлекательной. Однако, как это часто бывает в России реализация идеи вызывает вполне конкретные сомнения…
Фото: © Антон Буценко
Судя по Е-карте, денежки опять пойдут в кармашки клана Чернецких.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов