Главным нововведением в организации дорожного движения для свердловских водителей в наступившем году станет появление в центре Екатеринбурга платных парковок. За возможность оставить автомобиль в привычном месте придется платить, по всей видимости, уже в феврале. Однако и законодатели федерального масштаба готовят автомобилистам несколько сюрпризов. Будут ли они приятными?
Вообще, регулярное повышение штрафов вошло у наших властей в добрую привычку, хоть эта мера в силу особенностей водительского разума особого эффекта и не приносит. Однако похоже на то, что в Госдуме все же намерены взять тайм-аут. На днях представители «Единой России» озвучили неожиданно благую идею — наложить мораторий на увеличение штрафных санкций хотя бы на текущий год. С инициативой выступил заместитель главы думского комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков.
Как заявил он газете «Коммерсант», появление этой идеи связано с теми масштабными изменениями, которые пережил Кодекс об административных правонарушениях не далее, как в сентябре. «Вносить поправки чуть ли не ежемесячно — неправильно», — сказал чиновник. Таким образом, была бы возможность, а что поправить, в комитете найдут. В итоге, если проект удастся реализовать, полем для изменений станет не административный, а Уголовный кодекс. На его страницах депутаты обнаружили обширное поле для различных ужесточений, но, как ни странно, направлены они в основном во благо.
Твой номер — шестнадцатый
К примеру, в нынешнем году реальная перспектива понаблюдать небо сквозь тюремную решетку замаячит перед любителями вымогать с автомобилистов деньги путем кражи номерных знаков. Уже упомянутый комитет успел одобрить законопроект о тюремном заключении для «номерных воров» еще в середине прошлого месяца. Теперь ему осталось всего лишь пройти все положенные круги в Госдуме и далее, чтобы превратиться в осязаемую реальность. Если по дороге с проектом ничего не случится, то пойманный за руку любитель чужих номеров окажется на распутье между штрафом в 200 тысяч рублей либо лишением свободы на год. Попавшиеся же на этом деле члены организованной группы — а мало кто ходит за чужими номерами в одиночку — именно за организованность будут размышлять о своем поведении до четырех лет. Если, конечно, суд не удовлетворится штрафом, который в этом случае вырастет до 300 тысяч рублей.
Злоумышленики действуют предельно просто. Скрутив номера и спрятав их неподалеку от автомобиля, они оставляют под «дворником» записку с указанием телефона, позвонив по которому, владелец машины может договориться о выкупе. В некоторых городах страны этот способ легкой наживы стал настоящим бедствием
Интересно, что аналогичная статья, согласно проекту, должна появиться и в Кодексе об административных правонарушениях. Наказание она предусматривает куда более мягкое — штраф от 2 до 5 тысяч рублей либо арест на срок до 15 суток. Как будут судьи отличать одно от другого? Очевидно, по мотивам «корыстной или иной личной заинтересованности» — такая формулировка присутствует в проекте новой статьи для УК. Можно ли в здравом уме скручивать чужие номера, не будучи в этом заинтересованным — вопрос остается открытым.
А вот инспекторы ГИБДД в 2014 году потеряют право легитимно снимать номера у автомобилей. Эта мера активно используется для пресечения некоторых правонарушений (например, снимают номера у автомобилей без ОСАГО и с незаконными тонировкой и спецсигналами), но, вероятнее всего, ее отменят. К чему снимать номера, если у каждого уже есть возможность официально сделать копию?
Трезвость — норма жизни
Лишиться свободы на внушительные сроки смогут в наступившем году и любители сесть за руль, что называется, «под газом». Сейчас им грозят лишь крупные штрафы и лишение права управления автомобилем на срок до трех лет. Самые серьезные сроки предусмотрены для рецидивистов, то есть для тех, кто попался на новом аналогичном нарушении в течение года после отбытия наказания за первое. Их-то и предлагается сажать в тюрьму.
В наступившем году рецидивистам вообще придется сложно — ужесточены наказания за повторные нарушения по многим статьям КоАП
Подробностей о проекте его создатели пока не раскрывают — еще идет обсуждение. Однако, по слухам, если проект будет принят, рецидивисту придется посидеть «в темнице сырой» от года до полутора. В Госдуме поправки в Уголовный кодекс будут обсуждаться весной, и предполагается, что уже летом нововведение вступит в силу. По некоторым данным, недавнее ужесточение административной ответственности уже привело к некоторому улучшению ситуации с пьяной ездой. Не исключено, что перспектива оказаться за решеткой, которая замаячит перед нетрезвыми водителями, окажет еще более внушительное воздействие.
Застрахуй братуху
О тех изменениях, которые может претерпеть Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, мы уже писали. Если вкратце, то главный сюрприз, который готовят Российский Союз Автостраховщиков и Минтранс — это вероятное повышение базового тарифа. На сколько именно вырастет ставка, пока не известно. По разным прогнозам, увеличение может составить от 25 до 70%, что, естественно, не замедлит сказаться на конечной стоимости полиса для всех категорий водителей.
Необходимость системы ОСАГО у российских водителей вопросов не вызывает. А вот реализация этой системы…
Правда, рост тарифов его инициаторы оправдывают не только инфляцией, но и возможным повышением верхнего порога выплат по полису ОСАГО. Сейчас размер максимального возмещения по ущербу «железу» составляет 120 000 рублей, но если поправки будут приняты, он значительно вырастет — до 400 000 рублей, компенсация же ущерба здоровью поднимется со 180 000 до 500 000 рублей. Между тем, на подобные выплаты страховым компаниям приходится идти, как показывает практика, крайне редко.
Помимо манипуляций с ценами и выплатами, инициаторы доработки закона об ОСАГО предлагают множество других поправок. Основными из них можно назвать увеличение срока действия полиса до пяти лет (сейчас полис выдается максимум на год) и возможность введения франшизы по ОСАГО по аналогии с системой КАСКО.
Закон = порядок
Есть некоторая вероятность, что вся правовая система, регулирующая поведение водителей в нашей стране, подвергнется в 2014 году тотальному реформированию. Сейчас у российских автомобилистов нет единого нормативного акта, регламентирующего их отношения с властью и друг с другом. Правила и нормы, на которые опираются водители, ГИБДД и суд, разрознены и не слишком-то связаны между собой. В Министерстве транспорта готовят проект единого федерального закона «Об организации дорожного движения», в котором были бы прописаны не только вышеозначенные нормы, но и методы финансирования развития транспортной инфраструктуры страны.
Судя по тому, что на данный момент известно о проекте, именно изыскание дополнительного финансирования станет его главной целью. К примеру, проектом закона предусмотрено введение платных парковок не только в Москве, Екатеринбурге и Сочи, но и в других более-менее крупных городах страны. В качестве меры борьбы с пробками предлагается ввести платный въезд в некоторые районы городов в часы пик. Наконец, предусмотрена проектом и совсем странная мера — запрет на стоянку автомобилей вне специально обозначенных зон. Очевидно, имеется в виду возможность штрафовать автомобилистов за парковку в любом месте, где нет соответствующего знака.
Загадочные инициативы чиновников нередко провоцируют автовладельцев на самостийные митинги. Кто знает, не приведет к тому же и проект нового закона Министерства Транспорта…
В Минтрансе оптимистично уверены, что единый закон, подготовленный министерством и в первую очередь учитывающий, очевидно, интересы самого министерства, будет принят уже в этом году. Однако в сопроводительных документах уточняется, что законопроект подготовлен «в инициативном порядке». Что это означает? Все предельно просто. Дело в том, что у Минтранса вообще нет права придумывать законы, ибо министерство относится к исполнительной ветви власти. Список же органов, наделенных правом законодательной инициативы, перечислен в Конституции и вполне конкретен, причем министерства туда не входят.
Таким образом, неясно до конца, откуда в Министерстве транспорта взялись такие оптимисты, особенно если учитывать, что впервые о подготовке этого проекта заговорили еще в 2012 году. Почему именно сейчас в Минтрансе решили вернуться к своей инициативе, также не уточняется. Непонятно еще и то, почему законом не предусматривается повсеместное расширение дорожно-уличной сети и, скажем, обустройство новых перехватывающих парковок, а основной упор делается только на запрещениях и введении новых поборов.
Нельзя не вспомнить по такому случаю давнее изречение городских властей касательно дорожной ситуации в Екатеринбурге, успешно превратившееся в пословицу…
Иллюстрации: © facebook.com/fastandseriousproject
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов