Обязательное страхование гражданской ответственности, к которому отечественные автомобилисты с 2003 года уже как-то попривыкли, до сих пор остается яблоком раздора между страховыми компаниями и государством. Интересы самих автомобилистов в этом диалоге, по большому счету, не учитываются — по мнению СК, с них достаточно и самой возможности снять с себя ответственность за ДТП. Однако тратить деньги на полисы вынуждены именно водители, и, не исключено, в ближайшее время их придется тратить куда больше.
Традиционные стенания страховых компаний об убыточности ОСАГО в последнее время приобрели особенно пронзительное звучание. РИА Новости приводит статистику Президента Российского Союза Автостраховщиков Павла Бунина, который утверждает, что во многих регионах экономика ОСАГО давно уже прошла точку безубыточности в 77% - именно такую долю саккумулированных средств компании должны направлять на выплату по страховым полисам. При этом число таких регионов все время увеличивается.
Страховой тариф, его базовая ставка, не корректировался ни разу с момента принятия 11 лет назад. Тем не менее, страховщики уже не раз подправляли суммы, взимаемые ими с автовладельцев — при помощи увеличения базовых коэффициентов. В итоге по официальной статистике в целом по стране за 2012 год страховые компании собрали с автовладельцев около 120 млрд рублей, выплатили же чуть более 62 млрд — такая статистика содержится в годовом отчете РСА. До критичных 77% приведенная цифра определенно не дотягивает. Тем не менее, есть очень высокая вероятность того, что летом следующего года базовая ставка по ОСАГО все же вырастет.
В российском парламенте идет активная подготовка ко второму слушанию поправок в закон об ОСАГО. Камень преткновения — это как раз базовый тариф, который предлагается привести в соответствие с 11-летней инфляцией. Но инициаторы поправок собираются, что называется, подстелить соломки, мотивируя повышение тарифа подъемом потолка страховых выплат. Проще говоря, дороже полис — выше шанс получить более серьезную сумму. Сейчас размер максимального возмещения по ущербу «железу» составляет 120 000 рублей, но если поправки будут приняты, он значительно вырастет — до 400 000 рублей, компенсация же ущерба здоровью поднимется со 180 000 до 500 000 рублей. Между тем, средняя выплата по ОСАГО в нынешнем году составляет 27 000 рублей. Так ли нужно это повышение? Тем более, что увеличить потенциальный размер компенсации легко можно при помощи изобретенного самими же страховщиками инструмента — дополнительного страхования гражданской ответственности.
Как именно скажется рост потенциальных выплат на величине базового тарифа, еще никто не знает — впереди только второе чтение. Но некоторые прогнозы участники рынка уже делают. К примеру, в Минтрансе полагают, что базовая ставка увеличится на четверть, но эксперты РСА уверены, что прогноз министерства чересчур оптимистичен, и приводят свою цифру. Страховщики полагают, что базовую ставку нужно увеличивать минимум на 70%. Таким образом, екатеринбургский владелец средней Lada Granta заплатит за полис около 7 000 рублей. Нынешняя же ситуация на рынке позволяет автовладельцу обходиться куда меньшими суммами, в то же время за счет ДоСАГО располагая потолком выплаты примерно в миллион рублей — это исключает всякую нервотрепку даже при столкновении с дорогим внедорожником.
Российские водители в целом недовольны той ситуацией, которая складывается сейчас вокруг ОСАГО. Среди тех, кто попадал в ДТП и был вынужден общаться со страховыми компаниями по поводу возмещения, удовлетворенных оказалось всего около 25% - эти данные получены в результате опроса компании «Ромир», опубликованного «Российской газетой». А вот стоимостью полиса сейчас довольны более 60%, причем тех, кто сомневается в полезности системы ОСАГО в целом — очень мало. Разумная идея страхования гражданской ответственности, по мнению многих водителей, испорчена ее реализацией и отношением к системе ОСАГО самих страховых компаний.
В списке предполагаемых поправок — достаточно много нововведений. Предполагается увеличить лимит выплаты, которую можно получить по европротоколу без оформления ДТП в структурах ГИБДД, пересмотреть срок, на который выдается полис — сейчас он оформляется на год, но поправками предусматривается увеличение этого срока. Возможно введение ценового коридора, которое позволит страховым компаниям самостоятельно устанавливать цены на ОСАГО в обозначенных законом пределах. Но самое оригинальное новшество, которое предлагалось на этапе первого чтения, это идея вывода сферы ОСАГО из-под действия Закона о защите прав потребителей. Страхователь потеряет одну из основных возможностей оспаривать не устраивающие его действия страховой компании в суде.
Интересно, что со своей стороны с предложениями о поправках выступили и пешеходы — на них действие закона об ОСАГО распространяется в части компенсации вреда жизни и здоровью. Владимир Соколов, председатель некоего движения «Союз пешеходов», выступил на днях с воззванием, в котором заявил о необходимости учитывать в законе и интересы самого, по его мнению, угнетенного класса участников дорожного движения. Он, в частности, предлагает дополнительно повысить размер выплаты пострадавшим сверх уже оговоренного полумиллиона рублей, настаивает на ужесточении ответственности полицейских за ненадлежащий розыск водителя-виновника ДТП, если тот скрылся с места происшествия и введении прогрессивной системы ответственности для водителей-рецидивистов: больше нарушаешь — больше платишь. К слову, последняя идея не только не сопровождается предложением каких-либо механизмов, но и идет вразрез с сутью закона об ОСАГО. Кроме того, Владимир Соколов всячески поддерживает и рост базового тарифа.
К слову, тариф, судя по всему, все же будет повышен — в ЦБ уже даже назвали дату. Специальная служба Центробанка заявила, что коррекция тарифов будет, скорее всего, произведена к 1 июля 2014 года, то есть к 11-летней годовщине закона. При чем тут Центробанк? А именно ему доверили почетную обязанность рассчитать величину нового тарифа. Специалисты финансового учреждения намерены проанализировать всю статистику по ОСАГО за весь период действия закона и принять соответствующее решение. К слову, финансисты могут преподнести и сюрприз — ведь им в обязанность вменяется не повысить, а именно скорректировать тариф на основе беспристрастной статистики. Так что цифра может и уменьшиться. Хотя верится в это, конечно, с трудом.
Иллюстрации: © Дмитрий Елизаров
Не занимались бы вообще осаго если не выгодно, никто ж их не обязывает.
1. Страховые компании накопили за 10 лет статистику и знают сколько они получат выгоды на разнице полученных денег и страховых выплат.
2. Зная такую статистику они спокойно могут просить повышения базовой ставки или даже ее понижения. Т.к. фишку рубят.
3. Раз все время они компенсировали свои якобы убытки с помощью повыш.коэфф., то после повышения базовой ставки 100% из 100 понижать эти коэфф. они вряд ли будут. А это двойная выгода т.к. и базовая повысится и повышающие коэфф. останутся теми же.
4. Все их стоны по поводу убыточности - это нытье, которым они вымаливают повышение базовой ставки. А после ее повышения они придумают другие причины для нытья.
Вот я например заплатил за эти осаги около 50000 за все годы, а получил 12000. И то я был не виноват в ДТП. Это означает, грубо конечно, что я принес выгоду страховой равную в 76%. Им мало?????
Страховые компании накопили за 10 лет статистику и знают сколько они получат выгоды на разнице полученных денег и страховых выплат.
Где-то я встречал статистику по балансу премий и выплат лет за десять - один черт больше 55% разницы не набегает.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов