Российских водителей с 1 сентября ожидает очередное развлечение: нужно будет выкидывать из бардачков накопившиеся там за последние несколько лет КоАПы и оборудовать автомобили новыми. Когда именно Кодекс с зафиксированными в нем изменениями в системе наказаний российского водителя появится в продаже, мы пока не знаем, однако попытались разобраться в сути нововведений. Вот вам пятерка самых значительных.
Пить или не пить?
Вопреки традиционным ожиданиям, далеко не каждое из нововведений можно считать драконовским. Вот, к примеру, нюансы, касающиеся нетрезвого состояния за рулем: пресловутое «нулевое промилле» наконец-то отменили. Однако рано радоваться тому, что теперь якобы можно пропустить стаканчик бодрящего пенного напитка перед тем, как садиться за руль. Во-первых, пить за рулем нельзя ни под каким видом, а во-вторых, ненулевой порог составляет всего 0,16 миллиграмм. И то юридически он оформлен как возможная погрешность алкотестера, который состоит на вооружении инспектора. То есть в данном случае речь идет о парах алкоголя в воздухе, а вовсе не о содержании спирта в крови водителя.
По сути, эти шестнадцать сотых направлены на то, чтобы защитить от обвинения в пьянстве за рулем тех водителей, которые имеют в крови так называемый эндогенный алкоголь. В меньшей степени это относится к любителям неалкогольных, но все же спиртосодержащих напитков, таких, как квас, кефир или некоторые лекарственные препараты.
Отказ от медосвидетельствования, как и прежде, наказывается с той же строгостью, что и собственно нетрезвое состояние за рулем
Одновременно с некоторыми послаблениями законотворцы резко ужесточили наказание для тех водителей, которых введенные 0,16 мг не спасут. Теперь, если уж признали пьяным за рулем, отвечать придется со всей суровостью. Закон сохраняет в качестве наказания лишение прав на срок от полутора до двух лет, но добавляет к нему еще и штраф в 30 000 рублей. Традиционно, тому же наказанию подвергнутся и отказавшиеся от медицинского освидетельствования, и даже те, кто просто пустил пьяного за руль. Более того: лишенный права управления за пьянку и попавшийся заново в течение года в нетрезвом состоянии будет лишен уже на три года, а штраф вырастет до 50 000 рублей. Таким способом реализован еще один оригинальный принцип нынешней системы наказания — прогрессивность, но об этом чуть позже.
Пять сотен вместо одной
Пока же собственно о штрафах. С 1 сентября на российских дорогах не останется ни одного штрафа менее 500 рублей, с учетом того, что сейчас за некоторые нарушения можно отделаться всего лишь сторублевой квитанцией. Максимальная же сумма вырастает до тех самых 50 000 рублей.
Не может не радовать, что повышение штрафов затронуло и пешеходов. К примеру, переход улицы в неположенном месте обойдется нарушителю все в те же 500 рублей. Вот только почаще бы инспекторы обращали внимание на бегунов через дорогу…
К примеру, 500 рублей вместо 100 теперь придется заплатить за управление автомобилем без документов, как и за непредоставление преимущества автомобилю с мигалкой. Штраф за непристегнутый ремень безопасности увеличивается до 1 000 рублей, а развлечение из серии «не уступить дорогу пешеходу на зебре» стоит теперь 1 500 рублей, как и разговоры по телефону за рулем. Вообще, список выросших штрафов очень длинный, но достаточно знать одно: любое нарушение теперь обойдется минимум в полтысячи рублей. К слову, это касается и пешеходов, что не может не радовать.
Повторить?
Помните, как депутаты подумывали о том, чтобы ввести заново в законодательный строй так называемую «балльную систему» учета нарушений? Ее, к счастью, не ввели, но принцип повторности наказаний реализовать все же удалось. По некоторым наиболее тяжким, с точки зрения законодателей, нарушениям рецидивисты заплатят куда дороже. Испытательным сроком назначили один год, а вот ужесточение наказания может быть разным. К примеру, сесть за руль незарегистрированного автомобиля в первый раз стоит от 500 до 800 рублей, повторно в течение года — уже 5 000 рублей либо лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев. Повторный проезд на красный свет — те же 5 000 рублей, а вот вариант с лишением куда тяжелее: вилка в этом случае составляет от 4 до 6 месяцев. Ну, и так далее.
Уже очень скоро на отдельных участках российских дорог максимально разрешенную скорость поднимут с 90 до 100 км/ч. По слухам, войдут в список и некоторые отрезки трассы М5
Не исключено, что повышение минимального штрафа приведет к тому, что сотрудники ГИБДД будут активно наказывать водителей за то, на что раньше не обращали внимания — например, за невключенный вовремя сигнал поворота, поворот налево из правого ряда или за пересечение стоп-линии на перекрестке.
С ветерком
Отдельной строкой в списке новых штрафов стоят наказания за излюбленное российскими водителями превышение скорости. Есть среди них одно нововведение, которое с одной стороны можно назвать послаблением, с другой — именно оно может привести к усилению тотального бардака на наших дорогах. Имеется в виду отмена наказания за превышение скорости до 20 км/ч. По сути, ненаказуемая городская скорость выросла теперь до 79 км/ч, а отдельным низколетящим автомобилистам порой достаточно и куда меньшего, чтобы обмотать свои истребители вокруг ближайшего дерева.
С другой стороны, прочие штрафы «за скорость» несколько увеличены. Превышение в диапазоне от 20 до 40 км/ч стоит теперь 500 рублей, до 60 км/ч — от 1000 до 1 500 рублей, но появился и еще один порог — до 80 км/ч. Грубо говоря, теперь за скорость в 139 км/ч в черте города нарушитель либо будет вынужден гулять пешком на куда более низких скоростях от 4 до 6 месяцев, либо отделается штрафом в размере от 2 000 до 2 500 рублей. Превысить скорость более, чем на 80 км/ч грозит пятитысячным штрафом либо лишением на полгода. Интересно, что и в этом случае, попавшись повторно на аналогичном нарушении, можно пострадать куда более серьезно — по некоторым показателям предусмотрены прогулки пешком в течение одного года.
О «времянках»
Пресловутые «времянки», по сути, уходят в небытие. Теперь инспектор ГИБДД, вознамерившийся лишить водителя удостоверения, сможет только составить протокол, отбирать же само удостоверение уже не имеет права. Как ни странно, сдать права теперь вменяется в обязанность самому водителю, на что ему дается ровным счетом три дня после вынесения судебного вердикта. Именно с момента сдачи ВУ начинается отсчет срока лишения. Причем куда именно водитель понесет повинную голову и свои родные права, также определит суд. Вариантов — масса: по месту жительства, по месту совершения нарушения, по месту возбуждения дела… Все — на совести суда.
Еще одна радостная новость — водители, лишенные прав, получат их только через повторный теоретический экзамен в ГИБДД
Много ли лишенцев добровольно понесут свои права в ГИБДД? Законодатели предусмотрели соответствующий кнут и для этого случая: водитель, лишенный прав, не сдавший их и все же попавшийся незамедлительно отправится под административный арест.
И еще один забавный нюанс: прежде, чем вернуть себе законное право управлять движущимся автомобилем, лишенец должен будет заново сдавать теоретический экзамен в ГИБДД. Чего в этом больше — воспитательного или обучающего, сложно сказать, но мера может оказаться действенной.
Вообще, в нашей с вами стране все меры так или иначе могли бы оказаться действенными — при одном небольшом условии. Если бы все установления касательно наказания за нарушения ПДД неукоснительно претворялись в жизнь. А пока слова классика о том, что суровость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения, актуальны и по сей день.
Фото: © РИА Новости
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов