Автомобили, на которых передвигаются первые лица государств, всегда были объектом обывательского интереса – и предметом самой строгой государственной тайны. В случае с первым президентом России Борисом Ельциным тайна перестала быть таковой на этой неделе: в Екатеринбург прибыл лимузин, на котором передвигался человек, перевернувший нашу страну.
Во времена президентства Борис Ельцин отличался изрядной патриотичностью и предпочитал продукцию отечественного автопрома. Его огромный ЗИЛ-41052 перебирался на родину президента из Москвы при помощи эвакуаторов, железнодорожных контейнеров и мускульной силы специально обученных сотрудников транспортных служб – как-никак, больше 15 лет от роду и почти 6 тонн полетного веса…
Строящийся в Екатеринбурге музей Б. Н. Ельцина станет его последней стоянкой. Впечатляющий своими масштабами лимузин уже больше никогда не попробует колесами асфальт, а его шикарный по советским масштабам салон не примет в свои мягкие объятия сановного государственного деятеля сотоварищи. ЗИЛу суждено превратиться в экспонат, рассказывающий об одной из сторон жизни Бориса Ельцина и об эпохе становления российской независимости.
Хотя, строго говоря, наиболее революционных времен на стыке СССР и России правительственный седан не застал. Именно этот экземпляр ЗИЛа с инвентарным номером 921 был выпущен одним из последних в партии – в 1997 году. Сборка подобных лимузинов всегда была задачей скорее творческой, чем производственной, поэтому делали их мало, но скрупулезно. Главной задачей таких ЗИЛов, помимо вместительности и комфорта, было обеспечение безопасности первых лиц, поэтому и собирали их в силу сложности конструкции чуть ли не вручную. По разным данным, подобных лимузинов собрано около двух десятков – цифры разнятся от 13 до 22. Впрочем, последняя цифра – это, скорее, количество изготовленных для ЗИЛов этих моделей бронекапсул, которые производились на Курганском заводе. По слухам, часть из них до сих пор ожидает своего часа где-то в цехах ЗИЛа…
Бронекапсула – это основа правительственного лимузина. Именно она выступает в роли силового каркаса, на который после навешиваются все необходимые агрегаты и кузовные детали. В итоге броневик на колесах невозможно отличить от обычного «растянутого» седана, а уровень защиты получается куда выше, чем если бы инженеры взялись обшивать броней уже сошедший с конвейера седан. Чаще всего броневики президентов строятся именно по этому сценарию. К слову, сверхзащищенные модификации популярных премиум-моделей, производством которых занимаются собственные подразделения автомобильных концернов, изготавливаются по схожему принципу. Под их кожу элементы защиты «вшиваются» еще на конвейере, а несущие элементы и подвеска усиливаются в соответствии со значительно выросшим весом.
ЗИЛ-41052 обеспечивает высокий уровень безопасности даже по современным понятиям. Как пишет в одной из своих статей эксперт по бронированию С. Доронин, даже сейчас способность лимузина уберечь своих седоков соответствует европейскому классу В6/В7 – а это, между прочим, всего в одном шаге от самого высокого класса. Лимузин Ельцина мог защитить его от выстрела из снайперской винтовки Дегтярева, из автомата Калашникова, от разрыва ручной гранаты – все благодаря технологии бронирования кузова и пулестойким стеклам, толщина которых достигала 47 мм.
Естественно, такой лимузин должен иметь и соответствующий силовой агрегат, иначе он не только президента не увезет, но просто сам с места не сдвинется. Автомобиль первого во всех смыслах лица России оснащен двигателем, разработанным на Заводе имени Ленина. При феерическом объеме в 7,7 л этот V8 развивал 315 лошадиных сил – мелочь по современным стандартам. Однако количеством тяги чугунный монстр обладал сумасшедшим, и в содружестве с автоматической коробкой передач разгонял все пять президентских тонн до 190 км/ч.
Лимузин Барака Обамы настолько знаменит, что его копии даже снимались в голливудских фильмах. К примеру, в том, который повествует о захвате Белого Дома...
Именно, что «разгонял». В екатеринбургском Центре Ельцина автомобиль в ближайшее время начнут готовить к экспозиции, пока же его место занимает макет. Представители президентского центра обещают, что музей откроется уже в следующем году, и тогда у любого желающего появится возможность вплотную пообщаться с самым настоящим президентским лимузином.
По прозвищу «Зверь»
А что же нынешние президенты, председатели, шейхи и прочее? Привычка передвигаться на самых-самых шикарных автомобилях свойственна любому государственному деятелю, но чаще всего лидеры цивилизованных стран с ней борются. Правда, те, кто действительно использует в своей повседневной жизни огромные броневики, замаскированные под легковые седаны, объясняют это высокой опасностью покушения. Ну, и не стоит забывать, что каждый президентский лимузин – это мобильный офис для управления государством.
Вот на таком патриотичном Skoda Superb ездит руководитель Чехии Милош Земан
«Кадиллак» президента США Барака Обамы известен ничуть не меньше, чем сам Обама. Построенный по индивидуальному проекту специальным подразделением концерна General Motors, он получил в своем окружении прозвище The Beast – «Зверь». Толщина бронелистов в дверях достигает 20 см, а оконное стекло едва можно обхватить пальцами – в ширину оно 12,5 см. Один из сотрудников Секретной службы США как-то поделился с прессой своими наблюдениями: по его словам, двери «Зверя» настолько тяжелы, что их почти невозможно открыть изнутри самостоятельно. Аппетит у «Кадиллака», к слову, тоже соответствующий – около 65 л топлива на 100 км.
Визит канцлера Германии Ангелы Меркель к тогда еще президенту Франции Николя Саркози. Хорошо видно, что официальные лица прибыли в назначенное место на банальном, в общем-то, Citroen C6
Вообще, первые лица государств, как правило, ездят на автомобилях, выпущенных в собственных странах. Скажем, королева Великобритании Елизавета II долгое время отдавала предпочтение маркам Rolls-Royce и Range Rover, но недавно ей преподнесли собранный по специальному заказу Bentley Arnage. Канцлер Германии Ангела Меркель передвигается на бронированной Audi A8 L, президент Чехии Милош Земан – на сравнительно скромной Skoda Superb (правда, в максимальной комплектации и опять-таки бронированной) и даже председатель Китайской Народной Республики выбирает для визитов в народ лимузин с романтичным именем FAW Hong Qi HQE. А вот лидер одной из самых мощных стран в мире Владимир Путин, зная толк в качестве, ездит на лимузине из Штутгарта.
Президент России Владимир Путин предпочитает отечественному автопрому немецкий...
Mercedes-Benz S600 Pullman Guard бронирован прямо на заводе. Guard – это специальное подразделение компании, занимающееся как раз возведением в абсолют изоляции салона лимузина от внешнего мира. Полная масса такого лимузина превышает 4 тонны, а 12-цилиндровый 400-сильный мотор обеспечивает возможность движения со скоростью 210 км/ч. Владимир Путин внутри своего экипажа может не бояться гранат, стрелкового оружия, пожара, газовой атаки и обрывов связи.
Правда, последние пару лет правительство периодически пытается вдохнуть жизнь в вялотекущий проект «Кортеж», в рамках которого российский автопром собирается разработать целое семейство правительственных машин. По последним данным, оно будет состоять из лимузина, внедорожника и микроавтобуса сопровождения. Но когда именно печально известный проект будет реализован, вилами по воде писано, несмотря на щедрые финансовые вливания.
Фото: © Антон Буценко, фирмы-производители, Globallookpress.com
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов