В Land Rover рискнули-таки назвать примерную дату окончательного прощания со своей легендой. Один из самых знаменитых внедорожников в мире, Land Rover Defender, уйдет в историю ровно через два года, в конце 2015 г. Конвейер, с которого сейчас сходит примерно по 20 000 автомобилей в год, будет остановлен. А вот появится ли у «Защитника» адекватный преемник, до сих пор не известно. Британцы до сих пор не решили, стоит ли окончательно завязать с классикой и отдаться на потребу рынку, или все же сохранить верность традициям.
Этой легенде — около 70 лет, хотя слово Defender впервые появилось в ассортименте Land Rover лишь в 1990 году. Внедорожник в его нынешнем виде стал очередным витком эволюции первых автомобилей повышенной проходимости, придуманных британцами сразу после Второй мировой. Интересно, что в 1947 году новую модель в компании Rover рассматривали лишь как средство продержаться на плаву до тех пор, пока у гражданского населения вновь появится вкус к легковым автомобилям. Однако сочиненный буквально на коленке внедорожник превратился в полноценную легенду, целую главу в мировой автомобильной истории.
Первый Land Rover 1948 года позиционировался как утилитарная «рабочая лошадка»
Однако тот эволюционный виток восьмидесятых годов прошлого века, когда внедорожник обрел имя собственное взамен безликих цифровых индексов, стал последним. С тех пор Land Rover Defender практически не изменился — редкие модернизации затрагивали, в основном, силовые агрегаты. Последняя состоялась всего два года назад, когда внедорожник получил более-менее современный дизель объемом 2,2 л. И тогда же в Land Rover впервые заговорили о том, что рано или поздно с «Дефендером» придется попрощаться.
В Land Rover всегда гордились внедорожными способностями своих автомобилей. Гордятся и по сей день, но уже под другим соусом
Концепт-кар Land Rover DC100, впервые представленный британцами в 2011 году и названный не преемником «Дефендера», но лишь намеком на преемника, вызвал настоящую бурю эмоций среди поклонников модели. А в Land Rover еще и подлили масла в огонь обсуждений, показав чуть позже еще один вариант — «обескрышенную» версию DC100 Sport. Уже тогда было понятно, что сохранять классические очертания кузова внедорожника создатели не намерены. Более того, если бы концепты отправились в серию именно в таком виде, в каком они были представлены, то ассоциировались бы они в первую очередь с семейством Range Rover. Во всяком случае, пневмоподвеску и систему Terrain Response для прототипов конструкторы позаимствовали именно у флагмана.
Примерно таким могло стать новое поколение Land Rover Defender, отказавшееся от утилитарности в пользу внедорожных развлечений
Понятно, что законы поведения на рынке диктует именно рынок. Современные покупатели не спешат обращать внимание на жесткий, неудобный, прожорливый автомобиль с внешностью и аэродинамикой кирпича, пусть и обладающий выдающимися внедорожными способностями. Кому из европейцев они сейчас нужны? Поэтому в Land Rover и отклонились от курса в сторону более яркой внешности и повышенного комфорта. Впрочем, еще в 2011 году было обещано, что преемник «Дефендера» сохранит все его основные достоинства. Британцы всерьез собирались сделать новинку более массовой и популярной, и для этого даже договорились с руководством индийского концерна Tata о возможности производства внедорожника на их мощностях. Очевидно, пропускной способности конвейера в Солихалле не хватило бы, чтобы удовлетворить всех покупателей нового Land Rover Defender. Но и эти планы пока представляются расплывчатыми.
Была у концепта Land Rover DC100 и совсем уж «фановая» версия, больше похожая на пляжный багги
Складывается ощущение, что в Land Rover просто не понимают, что же делать со своей легендой. Для британцев сейчас Defender — как чемодан без ручки: бросить жалко, а тащить тяжко. Около года назад главный стилист марки Джерри МакГоверн заявил, что прототипы DC100 были лишь дизайнерскими и конструкторскими упражнениями, а на самом деле новый Defender станет совсем другим. Вот только не сказал, каким именно. А еще через полгода компания вообще отказалась от идеи воспроизведения внедорожника по сложившимся 70 лет назад канонам. Относительно простого, легкого и неприхотливого «проходимца» в модельном ряду Land Rover больше не будет: слово Defender, если его все же сохранят, станет ассоциироваться с некоей очередной премиум-моделью.
В свое время компания Land Rover стала соорганизатором многих знаменитых внедорожных соревнований, включая Camel Trophy. И конечно, не обошлось без «Дефендера»
А вероятность полного отказа от классической идеологии все же существует. Буквально несколько дней назад очередная волна слухов о поиске британцами путей развития снова взбудоражила любителей бездорожья. По последним данным, под именем Defender производитель планирует выставить на рынок… очередное поколение своего компактного внедорожника Freelander. Таким образом, обе модели, по сути, прекратят свое существование: в случае Freelander в историю уйдет форма, в случае с Defender — содержание. Уже известно, что свою небольшую модель британцы собираются разработать на платформе Discovery, а покажут новинку примерно через год, на осенней выставке в Париже. Судя по всему, в Land Rover идет полное переосмысление модельной стратегии, и к чему оно приведет — пока неясно.
Самая первая фотография прототипа DC100, опубликованная производителем. Именно это изображение «нового Defender» и породило первую волну эмоций поклонников модели
Но на судьбе знаменитого Defender, автомобиля, сделавшего реальной саму идею машин не только для асфальта, но и для пересеченной местности, уже можно поставить крест. Представители Land Rover на днях обмолвились, что при любом развитии событий производство внедорожника будет остановлено в декабре 2015 года. По сути, фирма оказалась заложницей собственной политики: не обновлявшийся более-менее серьезно в течение долгих лет, Defender перестал соответствовать жестким европейским нормам в области экологии и безопасности. Поэтому последнюю страницу этой главы автомобильной истории можно считать перевернутой.
Осколки прошлого
Во внедорожном мире у Land Rover Defender есть коллеги столь же именитые, выпуск которых пока никто прекращать не собирается. Самым известным из них можно считать, пожалуй, Jeep Wrangler, чья родословная восходит к легендарному Willys MB. Изначально созданный для нужд армии, «Виллис» впервые переоделся в гражданское платье еще в 1945 году. Конечно, нынешний Wrangler конструктивно мало чем похож на своего предка, но за соблюдением нюансов специфической внешности и компоновки кузова инженеры Jeep следят тщательно.
Еще один внедорожный долгожитель также был создан для использования военными. По легенде, разработку Mercedes Gelandewagen концерну Daimler заказал иранский шах, которому срочно понадобилось снабдить свою армию 20 тысячами внедорожников. До исполнения заказа шах не дожил по причине для Ближнего Востока достаточно обыденной — очередной революции, но созданный в Германии G-класс нашел применение во множестве других военных формирований. До сих пор «гелендваген», появившийся на свет в 1979 году, остается одним из самых популярных внедорожников от Mercedes-Benz.
Может кое-чем похвастать и Россия. В 1977 году — на 2 года раньше Gelandewagen — в Тольятти был налажен выпуск модели ВАЗ-2121 «Нива», которая во многом стала революционной не только для нашей страны, но и для мирового автопрома. По сути, «Ниву» можно считать первым в мире кроссовером, потому что до нее главным конструктивным элементом внедорожников была мощная рама. У «Нивы» же основным несущим элементом стал сам кузов. Модель лишили родного имени в рамках совместного проекта АвтоВАЗа и General Motors: «Нивой» теперь называется их продукт, а тольяттинское создание переименовали в Lada 4x4. Внедорожник тоже обещает стать долгожителем — планов по прекращению производства «Нивы» у руководства АвтоВАЗа нет.
Фото производителей
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов