Американские переселенцы, превратившие Дикий Запад и кучу других неосвоенных территорий в некое подобие рая на земле, никогда не относились к своим фургонам иначе, как к транспортному средству. Между тем, не будь этих многоколесных монстров — не состоялась бы и сегодняшняя Америка. Сегодня, когда вся американская культура состоит из монетизированных символов, слава пионеров-первопроходцев тоже отправилась в тираж. Когда-то утилитарные, нынче «Джипы» больше ассоциируются со бесшабашной вольницей фронтира, чем со службой строго по уставу. Впрочем, сегодняшний Jeep Wrangler прошел по этой дороге еще дальше.
Детройт не сразу строился, а Jeep Wrangler, прямой наследник одного из создателей самого понятия «внедорожник», не сразу пришел к тому, чем является сейчас. Но закономерен ли итог развития внедорожника, когда-то бившего рекорды популярности в России? Какое-то время назад в Jeep предприняли очередную попытку цивилизовать того пионера, чьи руки больше привычны к сельхозинвентарю, чем к кнопкам управления валютными рисками. И, надо сказать, процесс эволюции протекает вполне успешно, практически по Дарвину, хоть из рядовых первопоселенцев мало кто слышал эту фамилию. Конечно, в Jeep прекрасно знают о существовании русской поговорки про то, что «встречают по одежке». В нынешнем Wrangler достаточно просто узнать не только предшественника, но и самого прадедушку Willys MB, однако рынок есть рынок: даже легенду нужно суметь продать.
Удлинение колесной базы больше, чем на полметра практически не повлияло на харизму «Рэнглера»: даже в утилитарном универсале влет опознается знаменитый внедорожник
В современном мире уже немодно бравировать теми качествами, которые некогда составляли главное достоинство всех «Джипов». Американцы, конечно же, не могут просто так расстаться со своим главным достоинством, потому что, во-первых, взамен придется придумывать что-то другое, и, во-вторых, пройдет очень много времени, пока покупатели привыкнут к новому Jeep. Поэтому те потомки свободолюбивых первопроходцев, которые отвечали за создание нового Wrangler, придумали обходной маневр: взяли и удлинили «Рэнглер примерно на полметра, соорудив ему лишнюю пару дверей. Тем самым из харизматичного, восхитительного в своей непрактичности автомобиля он превратился в достаточно обыкновенный, непритязательный внедорожник. Так ли это?
Если держать V-образную «шестерку» в зоне максимальной тяги, практически любые снежные завалы можно преодолеть «ходом»
Так, да не так. Конечно, нынешний Wrangler изрядно цивилизовался — ведь ему приходится вписываться в концепцию современного мира, где почти не осталось мест из серии «куда не ступала нога и не ехало колесо». Откровенных нонконформистов масс-маркет не уважает. Если тогдашний пионер закалялся в непосредственной борьбе с неподатливой природой, то нынешний «Рэнглер» воспитан в спортивном зале. Правда, воспитан с подобающей суровостью: никуда не делись ни раздаточная коробка с понижающим рядом, ни разнообразные блокировки, ни неразрезные мосты. Более того, стабилизатор поперечной устойчивости, дань асфальтовой современности, можно «распустить». Передняя подвеска получает дополнительную свободу, а Wrangler — лишнюю возможность зацепиться за грунт.
- Последняя редакция интерьера Wrangler максимально приблизилась к понятию «легковой автомобиль». Правда, тесновато в локтях
- Приборы достаточно компактны, но читаются легко, включая монохромный дисплей бортового компьютера
- Раздаточная коробка версии Rubicon обеспечивает три режима — задний привод, полный и полный с подключением понижающего ряда, причем с сумасшедшим соотношением 4:1
- Надписью на пассажирской ручке Wrangler ненавязчиво намекает о годе, с которого ведет отсчет своей истории — 1941
Но в наших сегодняшних условиях речь идет о другом — в первую очередь о тяговых способностях огненного «сердца» удлиненной легенды. Шестицилиндровый Pentastar объемом 3,6 л развивает около 280 лошадиных сил и почти 350 нм крутящего момента. Этого вполне хватает, чтобы относительно уверенно чувствовать себя на асфальтовых лиазонах между короткими спецучастками настоящих приключений. Не то, чтобы поплевывать свысока на тихоходов по соседству, но и не плестись в хвосте колонны, хотя перед обгоном какого-нибудь длинномера лучше все же перестраховаться. Wrangler оснащается не самым расторопным «автоматом», так что завзятым спринтером тяжелый внедорожник не назовешь. Да и для дальних стайерских забегов он не слишком приспособлен, хотя по уровню комфортабельности далеко ушел не только от дальнего предка, но и от предыдущих поколений.
В списке экстерьерных опций для Wrangler с этим поколением впервые появился пункт «крыша под цвет кузова». Выглядит, надо сказать, странновато, так как вместе с крышей мимикрируют и брутальные крылья. Так что некрашеный пластик — проверенный рецепт на все времена
Интерьер внедорожника вызывает отчетливые ассоциации с теми временами, когда способности к преодолению бездорожья считались привилегией армейской — однако это только внешнее впечатление. Пластик пусть и гулкий, но качественный, кое-где встречаются вкрапления «под алюминий и хром», а уровень оснащения спартанским не назовешь. Тем не менее, рабочее место водителя по-прежнему напоминает аскетичный кокпит: кресло сдвинуто к практически плоской двери, а руль лишен регулировки по вылету и установлен почти вертикально. В итоге водитель не знает, куда девать локти. Левый постоянно упирается в дверную панель, а правый практически висит в воздухе и сильно согнут: чтобы доставать одновременно и до педалей, и до руля, пришлось сесть ближе, чем хотелось бы. Впрочем, на эргономические жертвы вполне можно пойти ради возможности почувствовать себя эдаким обитателем фронтира, борцом за освоение Дикого Запада — пусть дело и происходит на заснеженном Урале.
- Кожаные передние кресла отлично выглядят, но имеют довольно плоский профиль
- Задний диван Wrangler Unlimited существенно просторнее, чем в двухдверной версии, и попадать на него гораздо легче. Из удобств для задних пассажиров — лишь электростеклоподъемники на центральном тоннеле
Заниматься этим вполне можно впятером. Jeep Wrangler Unlimited способен взять на борт до пяти поселенцев со всем их скарбом и везти их в неизвестном направлении до тех пор, пока не обозначатся пределы сцепления шин. После того, как внедорожник удлинился на полметра и приобрел пару дополнительных дверей, садиться на просторный задний диван стало гораздо удобнее. Можно сказать, что туда впервые можно стало садиться, а не пробираться, скрючившись в три погибели или перемахивая через задний борт. Последний способ, конечно, куда романтичнее, но в современном мире почти неактуален. Тем не менее, подпрыгнуть все же придется: наездники «Рэнглера» сидят высоко, а подножек тут не предусмотрено.
На скорости Jeep Wrangler неплохо держит траекторию и вполне комфортен. Но — до определенного предела
Итак, о тяговых способностях. Не слишком расторопный «автомат», не спешащий по примеру некоторых современных коллег подоткнуть повышенную передачу, «Рэнглеру» только во благо. В кризисной ситуации бензиновый «атмосферник» успевает в пределах одной передачи раскрутиться до нужных оборотов и выйти на пик крутящего момента — а, следовательно, способен выволочь внедорожник из снежного плена или втащить его на крутой подъем. Однако, у этого качества есть и обратная сторона: неосторожное обращение с педалью газа может привести к самозакапыванию «Рэнглера», что он в нашем случае не раз и проделывал. Таким образом, основным рецептом в борьбе со снежными неприятностями становится лихое преодоление их «с ходу», при условии, что внедорожнику будет, где взять разбег. А вот красться на бензиновом «Рэнглере», что называется, шепотом — посложнее будет. Впрочем, раздаточная коробка с суровой понижающей передачей легко корректирует это обстоятельство, снабжая Wrangler поистине неисчерпаемым запасом тяги.
- Внутренний каркас безопасности служит не только для крепления панелей крыши, но и в качестве подставки под походную влагоустойчивую акустическую систему
- Достаточно просторный багажник Wrangler Unlimited имеет забавную дверь — она состоит из двух половинок, открывающихся в разных направлениях
Еще одна своеобразная особенность внедорожника — неожиданно тугой руль. Сама баранка, в ходе последнего преображения Jeep Wrangler позаимствованная у коллег по модельному ряду, очень неплоха — имеет оптимальную толщину и диаметр. А вот вращать ею передние колеса, да еще тогда, когда требуется максимально быстрая перекладка из стороны в сторону — сущее наказание. Нет, конечно, в асфальтовых режимах это усилие воспринимается адекватно, как оригинальная приправа к полюбившейся еде — но на бездорожье… C другой стороны, как ни вваливай по бескрайним просторам каменистых карьеров — на руле тишь, да благодать. Ни ударов, ни вибраций.
Опрометчиво решив, что под колесами — слежавшийся, плотный снег, мы спустились на дно карьера. Мы ошибались. Подсчитывая попытки выбраться, сбились со счету, но все же выбрались самостоятельно
Почти не ощущают дорожных неприятностей и пассажиры — все вертикальные ускорения от колдобин вязнут где-то в толще подвески. Интересно, что ее демпфирующие элементы гасят и раскачку кузова при движении по крупным грунтовым волнам: практически не приходится сознательно гасить ее с помощью тормозов. Однако на асфальте неразрезные мосты в подвеске все же дают о себе знать: чем выше скорость, тем чаще приходится возвращать внедорожник на траекторию вручную. По достижении определенного порога окружающий воздух начинает занудно петь в лопушистых зеркалах, стыках съемной крыши и раскидистых крыльях. Не умели американские пионеры передвигаться быстрее 130 км/ч. В законопослушных же пределах уровень шумоизоляции стоит признать приличным, особенно если учесть конструкцию верха.
Оказалось, что самый удачный способ преодоления «Рэнглером» снежных препятствий — это атака «с ходу». При движении «внатяг» внедорожник незамедлительно закапывался
В целом, Jeep Wrangler Unlimited — это попытка компромисса. Результат желания производителя приспособить знаменитую модель под пожелания максимально большого количества покупателей. При этом в Jeep постарались сделать внедорожник существенно комфортнее и удобней, сохранив его основные достоинства, за которые он и заработал статус легенды. Это заметно и снаружи. Теперь Wrangler чем-то напоминает жителя мегаполиса, который лопату видел лишь в школьной азбуке, а охотничьему костюму из оленьей кожи предпочитает пиджачную пару. Однако и это впечатление обманчиво, поэтому научиться пользоваться лопатой все же стоит: поиск места, где еще можно почувствовать себя настоящим первопроходцем, однажды может оказаться успешным.
Такие обходные маневры — это, как ни странно, способ выживания в неосвоенном пока «Джипом» мире асфальтово-бетонных ценностей, где встречают по вполне конкретной одежке. Однако душой Wrangler по-прежнему там, где пьют из ручья, ориентируются по звездам и просыпаются вместе с первыми птицами.
Время перейти
Rubicon — так называется топовая модификация «Рэнглера», у которой все виды стратегического внедорожного вооружения входят в стандартное оснащение. Более доступные версии Wrangler их лишены. Rubicon же располагает и высокопрочными мостами, и раздаточной коробкой Rock-Trac, и блокирующимися межколесными дифференциалами, и возможностью распустить передний стабилизатор.
Естественно, за такие внушительные способности приходится доплачивать, но не слишком критичные суммы. Если самая доступная версия Wrangler Sport (в двухдверном кузове с бензиновым мотором и «автоматом») стоит 1 670 000 рублей, то самый доступный Rubicon оценен в 1 855 000 рублей. При этом не стоит забывать, что остальное бортовое оснащение также становится богаче.
Вообще, «Рубиконом» может быть и «короткий», и «длинный» Wrangler, и бензиновый, и дизельный. Самый дорогой Rubicon — четырехдверный, с 2,8-литровым дизелем — стоит 2 028 000 рублей.
А что еще?
Прямым конкурентом Jeep Wrangler, просто в силу схожего статуса, считается Land Rover Defender. Он отличается более аскетичным интерьером и нарочито внедорожной посадкой водителя, но при этом наделен более просторным салоном (особенно в длиннобазной версии) и ничуть не уступающими коллегам оффроадными способностями. К сожалению, Defender не располагает бензиновыми моторами: единственный возможный силовой агрегат — 2,2-литровый дизель, развивающий 340 Нм крутящего момента. С другой стороны, он доступнее. Стоимость британского внедорожника начинается от 1 387 000 рублей.
Редакция благодарит за содействие в организации тестовой поездки официального дилера марок Chrysler, Jeep и Dodge в Екатеринбурге автоцентр «Восточный ветер»
Фото: © Дмитрий Елизаров
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов