Mazda Ice Race: добрые традиции

Пробуем свои силы в международной гонке журналистов
Mazda Ice Race: добрые традиции

Mazda Ice Race

Mazda Ice Race снова понаехала в Екатеринбург: уральский лед опять стал полем международной автожурналистской битвы с коллегами и секундами. Яркое и захватывающее ледяное приключение сохранило формат, однако все остальное организаторы подвергли тотальной эволюции. Более того, сменилось и мое к гонке отношение. Московские коллеги включили меня в стартовый список участников, поэтому если в прошлом году, отправляясь на тренировочные заезды, я проверял объективы и аккумуляторы, то сейчас — зашнуровывал гоночные ботинки…

Заезды Mazda Ice Race обещали стать самым захватывающим впечатлением этой зимы. И дело не только в самом участии в большой гонке. Давая согласие на выход на лед, я словно сам подписывал себе приговор — совершенно не имея опыта управления вертким заднеприводным родстером на льду. Успокаивал я себя избитыми сентенциями про риск и шампанское, про учиться плавать и бросить в воду, но помогало слабо. С момента подписания приговора и до самого выхода на трассу в животе моем подтаивал кусок льда как раз с Верх-Исетский пруд размером…

Mazda Ice Race

Даже в прошлом году это яркое ледовое безумие производило сногсшибательное впечатление. Теперь же, когда мне предстояло стать его частью, Mazda Ice Race стала еще более экстремальной. Как по заказу. Гонка переехала с автодрома на Новокольцовской дороге на трассу, специально проложенную на Верх-Исетском пруду — уже в ходе подготовки к соревнованиям ее иронично поименовали Cuba Raceway. Сама трасса выросла в размерах практически в два раза и стала более ходовой, но конфигурация ее в целом напоминала прошлогоднюю: бессменный руководитель гонки Олег Кесельман решил не расставаться с находкой прошлой зимы и сохранил двойную послестартовую дугу. После самой длинной и скоростной прямой трасса раздваивалась, и у гонщиков появлялся выбор — двигаться либо по удлиненной, но более быстрой дуге, либо по короткой, но «затычной». Создатели трассы обещали, что по времени прохождения дуги примерно равны, но все равно подавляющее большинство спортсменов выбирало внешнюю.

Mazda Ice Race

Оружие борьбы осталось тем же — Mazda MX-5 Aori, уникальные родстеры, специально разработанные «Маздой» и Кесельманом для подобных развлечений на льду и на асфальте. Складная металлическая крыша уступила место болтовому каркасу, комфортное кресло заменено на гоночный ковш, а вместо обычного ремня безопасности встегиваться приходится в многоточечную сбрую. Отсутствие крыши над головой в -15 смущает только до выезда на трассу. Включаешь первую передачу — и после этого думаешь только о том, как удержаться на чертовски скользком льду.

Mazda Ice Race

Организаторы подготовили наивным участникам еще один сюрприз — длиной в 1,6 мм. Мелковат масштаб? Отнюдь. Это длина рабочей части шипа боевых шин Michelin, в которые для разнообразия обуты сегодняшние Aori. Поэтому арифметика первого тренировочного дня проста: скоростная трасса плюс отсутствие опыта да уникальный по своей отзывчивости автомобиль равно незабываемые впечатления. Эмоции эмоциями, но мне бы проскользнуть сквозь плотное сито квалификации. И этого достижения мне будет достаточно, чтобы считать, что зима прошла не зря. Но у спортивной судьбы зловещее чувство юмора…

Mazda Ice Race

Первый день гонки был целиком отдан тренировкам и квалификации. На первую 10-минутную тренировочную сессию отправляюсь со смешанными чувствами, главным из которых является ожидание: как поведет себя машина и, главное, как поведу себя я. На предстартовом брифинге Олег Кесельман, не изменяя себе, твердил только об одном — не пытайтесь скользить, не рискуйте зазря. Машины вам еще пригодятся, а едущий осторожно всегда обгонит едущего эффектно. Но лед Верх-Исетского пруда оказывается настолько скользким, а Mazda MX-5 — такой чуткой к малейшим поворотам и нажатиям, что первые несколько кругов я плетусь в хвосте своей тренировочной группы, судорожно пытаясь освоиться за рулем этого комка нервов. Кажется, меня кто-то обгонял — ничего не помню. Помню только снежные брустверы и уезжающую из-под меня Aori.

Mazda Ice Race

Итог этой сессии вполне закономерен — отставание от лидера составило около 20 секунд с круга. С круга! Это практически пропасть. Все равно, что идти вслед за родстерами пешком — результат тот же самый. Однако результат первой тренировочной десятиминутки проще выразить не в цифрах, а в ощущениях. Оказалось, что найти с Aori общий язык — не такая уж невыполнимая задача, что трасса постепенно начинает из сплошного потока льда распадаться на отдельные, вполне узнаваемые повороты, а главное — в происходящем появляется логика. Значит, на следующей тренировке можно ускориться и попробовать сократить отставание, но главной задачей остается уберечь машину от бруствера: в перерыве я узнал, что первой тренировки не пережили сразу две машины.

Mazda Ice Race

Пример самых опытных коллег убеждает — одно изобретение Кесельмана вполне может покориться другому. Aori может быть на этой трассе чертовски быстрой, но требует огромного сосредоточения и скрупулезного контроля. Родстером можно управлять буквально кончиками нервов, но успею ли я отыскать за вторые 10 минут ту грань, за которой кончается управляемый полет и начинается скольжение? Aori способна сорвать ведущие колеса и на третьей, и на четвертой передаче — правда, про четвертую я знаю только по рассказам, потому что мне самому все же не хватило духу. Не хватило уверенности, что я смогу провести машину вплотную к тонкому, не толще волоса, рубежу между скоростью и осторожностью.

Mazda Ice Race

Поэтому стараюсь ехать по возможности академично, вовсю используя ту траекторию, что уже накатали более быстрые товарищи. Раньше открываюсь на выходе из поворотов, позже торможу на излете скоростных прямых… Более холодный и сдержанный подход к управлению приносит свои плоды. Теперь на фоне результатов некоторых коллег я выгляжу вполне достойно, а по сравнению с первой сессией улучшил свой результат сразу на 16 секунд. Беда в том, что и лидеры заезда тоже времени не теряют: прогрессируем мы сравнимыми темпами, так что сократить отставание не удалось. И все же, глядя на таблицу с результатами, постепенно начинаю воодушевляться. По итогам квалификации организаторы отберут из всех понаехавших 25 самых быстрых журналистов, которые составят пять полноценных гоночных команд — а уж они-то и будут отстаивать честь страны в командной 100-минутной гонке с гостями из Турции и Украины. И после второй тренировки мои результаты — как раз на грани, отделяющей быстрых от не очень быстрых. Пройду? Не пройду?

Mazda Ice Race

Обвинять в случившемся кого-то, кроме самого себя, пожалуй, глупо. Отсутствие привычки к командным заездам, когда на твоей машине после тебя едет еще десяток гонщиков, банальная невнимательность, нервы? Что угодно. Каркас безопасности в Aori проложен таким образом, что кнопка выключения электронной системы стабилизации — а мы ехали с полностью распущенными «электронными ошейниками» — прячется за одним из брусьев, и не зная этого, ее просто так не нащупаешь. Особенно на трассе, когда в голове только одно — ловить за хвост ускользающие секунды. И кого винить в том, что мне удалось вырубить включенную кем-то до меня ESP только на третьем круге квалификации? Строго говоря, поддерживать более-менее пристойный темп движения получалось и с участием электроники (приходилось, правда, гораздо чаще подтыкать пониженные передачи, компенсируя постоянные провалы тяги), однако в гонке «более-менее» — это все равно, что «никак».

Mazda Ice Race

И тем не менее, даже в таких оригинальных условиях мне удалось улучшить собственный результат. Правда, всего на одну секунду, которая и подвесила меня между небом и землей — между зрительской трибуной и паддоком — до самого вечера, когда организаторы объявляли составы российских команд. Несколько часов я провел в неизвестности, и это были, пожалуй, худшие часы нынешней зимы. А потом я узнал, что для преодоления границы мне не хватило одной и трех десятых секунды. Это означало, что на второй день Mazda Ice Race из гонщика я переквалифицируюсь в фотографа, а сегодня возглавил десятку аутсайдеров. Приехать двадцать шестым из двадцати пяти, отстав на секунду — это какое-то совершенно особенное счастье.

Mazda Ice Race

Двадцать пять журналистов, сумевших справиться и с собой, и с трассой, составили на другой день пять команд, которые традиционно возглавили специально приглашенные по такому случаю звезды российского автоспорта. Еще две команды сложились из гостей из Турции, еще одну образовали украинские журналисты… Пройдя через 100 минут командной гонки, штрафы, пит-стопы, вылеты и маневрирование на грани фола, три русских коллектива оккупировали пьедестал почета, не допустив на него ни одного иностранного гостя. Как и в прошлом году. Будем надеяться, что компания Mazda возьмет на себя установление самой главной традиции и поможет каравану ослепительно-ярких Aori сделать остановку в окрестностях Екатеринбурга и следующей зимой.

Некоторое представление о бесшабашной, дружеской и азартной атмосфере Mazda Ice Race может дать наша небольшая видеоиллюстрация

Фото: © Дмитрий Елизаров

Видео: © Mazda, Анна Ионова

Еще статьи про ледовые гонки:
Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях