По мне, так пожизненное лишение прав за пьяную езду – еще слишком мягкое наказание. Однако благими намерениями известно, куда дорога вымощена: увеличение жесткости наказания в нашей стране приводит лишь, как правило, к повышению благосостояния наказывающих. До тех пор, пока «веселие на Руси есть питие», будут и пьяные ДТП. Между тем, усилия отечественных законотворцев в этом направлении вполне очевидны: в финале путешествия за приключениями «под градусом» любитель острых ощущений может приземлиться за решеткой до конца дней.
В объяснение своих намерений ужесточить ответственность до максимально возможной степени депутаты Госдумы приводят только одно обстоятельство – раз количество подобных правонарушений растет, стало быть, нынешнее законодательство неэффективно, и поэтому надобно его модернизировать. В какую сторону будет двигаться модернизация, уточнений не требуется. Последним законотворческим шедевром на этом поприще стало предложение изымать у пьяных водил их автомобили в пользу государства, внесенное на днях членами ЛДПР. Если это предложение будет принято всерьез и более того, реализовано – приведет оно, вероятнее всего, лишь к круговороту «крузаков» и «икс-пятых» в высших сферах государственности. У одного изъяли – передали в собственность государства – выдали другому – снова изъяли и так далее.
Многие считают, что нетрезвый водитель, которому грозит либо конфискация автомобиля, либо тюремный срок, просто не будет останавливаться по требованию инспектора ГИБДД. И, уходя по кривой траектории от погони с мигалками, натворит еще немало дел...
Между тем, ситуация с алкоголем за рулем принимает поистине угрожающие формы. По статистике Свердловского ГИБДД, за 7 месяцев нынешнего года количество отловленных водителей-пьяниц выросло на 8 процентов, а количество отказов от освидетельствования – почти на 15%. В пьяных ДТП по области за нынешний год уже погибло 45 человек. Но это полбеды. Главная проблема в том, что огромное количество лишенных «за пьянку» прав управления водителей не воспринимает лишение как препятствие и снова садится за руль. По сведениям федеральных органов, за год таких умников набралось более 20 тысяч – и это только тех, кого удалось зафиксировать. В нашей области есть даже свой рекордсмен, лишенный «прав» по совокупности нарушений на 84 года. По сути, пожизненно. И что его остановит, в таком случае, от того, чтобы снова сесть за руль?
Та самая автобусная остановка на Минской улице в Москве, которую протаранил пьяный водитель - его белая Toyota Crown отчетливо видна на фото. Погибли семь человек. Именно это ДТП и спровоцировало очередную волну законодательных инициатив, направленных на ужесточение ответственности за пьяную езду
Именно такое безответственное поведение и подталкивает законодателей к тому, чтобы искать альтернативные пути наказания пьяных рулевых. Скажем, если отобрать у застигнутого нетрезвым его автомобиль, то в следующий раз, рассуждают в Госдуме, он много раз подумает, прежде чем попытаться подарить федеральным органам еще одну машину. Тем не менее, любая подобная инициатива, ужесточающая наказание до немыслимых пределов, автоматически провоцирует рост коррупции. Если, допустим, с пешим существованием в течение полутора лет нарушитель еще как-то может смириться, то когда впереди замаячит конфискация автомобиля ценой, возможно, в несколько миллионов рублей или, более того, реальный тюремный срок, кто знает – на что водители будут готовы, лишь бы «решить вопрос на месте»?
В некоторых странах Западной Европы водителю, отбывшему срок лишения за нетрезвое состояние за рулем, насильственно устанавливают в автомобиль алкотестер, блокирующий цепь зажигания в двух случаях - если он фиксирует алкоголь в выдыхаемом воздухе или если не фиксирует выдоха вообще. Проще говоря, пока не доказал машине, что ты трезвый - не поедешь
Представители «Единой России», скажем, выступили с предложением лишать пьяных рецидивистов не права управления, а свободы, причем пожизненно – правда, в том случае, если алкоголь стал причиной ДТП, в котором погибли двое или более. Не секрет, что сейчас виновник подобной аварии может вообще обойтись без заключения, отделавшись условным сроком, тогда как наказание за умышленное убийство в УК предусмотрено существенно более строгое. Аварию же, в которой погибли люди, закон сейчас считает преступлением по неосторожности, то есть без злого умысла. Неосторожно выпил, неосторожно сел за руль – уже лишенным прав за то же самое, неосторожно размазал по тротуару семь человек…
Поступают и более сдержанные предложения. Вполне логичной выглядит, скажем, идея дифференциации наказания в зависимости от количества выпитого и тяжести последствий: за рюмку алкоголя – одно наказание, за бутылку – другое. Подавляющее большинство инициатив, к слову, сводится к тому, чтобы бить пьяниц по карману, причем таким образом, чтобы дыра в этом кармане образовывалась максимально внушительная.
Алкогольное опьянение сопровождается не только расстройствами внимания, речи и координации движений. Помимо прочего, пьяный водитель теряет способность к адекватной оценке ситуации и склонен переоценивать собственные возможности
Между тем, ситуация усугубляется действующим в настоящий момент так называемым «сухим законом» - любое количество алкоголя в крови водителя, будь он даже эндогенного происхождения, считается основанием для лишения прав. По мнению многих экспертов, усугубление наказания должно сопровождаться отменой этой нормы и возвратом к пресловутым 0,3 промилле. В противном случае ужесточение наказания, да еще такое глобальное, как предлагают некоторые депутаты, приведет, как уже было сказано, в первую очередь к росту благосостояния отдельных правоохранителей. Но инициатор введения «сухого закона» Дмитрий Медведев пока никак не высказался по поводу возможной его отмены.
Вице-председатель Свердловского комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов также считает, что для начала надо навести порядок в терминологии: «Ужесточение ответственности за вождение в нетрезвом виде - мера, которая напрашивается очень давно. Но для того, чтобы начать применять ее, нужно сначала окончательно определиться с самим понятием «опьянение». То, что сейчас понимается под этим словом, просто не проходит ни в какие правовые рамки.
Должен быть некий минимальный пороговый уровень алкоголя в крови, потому что все понимают, что есть диабетики, люди принимающие какие-то лекарства, и у них уровень алкоголя всегда будет незначительно выше нуля. При этом сейчас наркологи при освидетельствовании не учитывают клинические признаки опьянения - координацию и связность речи – и смотрят только на показания алкотестера.
Что касается пожизненного лишения прав, то никакого эффекта эта мера не даст. Во-первых, от этого просто увеличится уровень взятки инспектору, а, во-вторых, человеку, лишенному прав ничто не помешает и дальше ездить на автомобиле. Лучшей мерой может быть временное лишение прав плюс большой денежный штраф».
У «наказательной» политики есть и противники, утверждающие, что нынешних норм было бы вполне достаточно при условии их адекватного применения. По мнению отдельных независимых экспертов, бороться надо не за ужесточение наказания, а за его неотвратимость и ослабление коррупции. До тех пор, пока от наказания можно откупиться, ни один закон, будь он хоть самым жестоким, толково работать не будет. И именно эта точка зрения представляется наиболее приближенной к реальности.
Фото: Globallookpress.com
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов