Под градусом: что грозит пьяному за рулем

Тюрьма, штраф или лишение?
Под градусом: что грозит пьяному за рулем

Пьяный за рулем

По мне, так пожизненное лишение прав за пьяную езду — еще слишком мягкое наказание. Однако благими намерениями известно, куда дорога вымощена: увеличение жесткости наказания в нашей стране приводит лишь, как правило, к повышению благосостояния наказывающих. До тех пор, пока «веселие на Руси есть питие», будут и пьяные ДТП. Между тем, усилия отечественных законотворцев в этом направлении вполне очевидны: в финале путешествия за приключениями «под градусом» любитель острых ощущений может приземлиться за решеткой до конца дней.

В объяснение своих намерений ужесточить ответственность до максимально возможной степени депутаты Госдумы приводят только одно обстоятельство — раз количество подобных правонарушений растет, стало быть, нынешнее законодательство неэффективно, и поэтому надобно его модернизировать. В какую сторону будет двигаться модернизация, уточнений не требуется. Последним законотворческим шедевром на этом поприще стало предложение изымать у пьяных водил их автомобили в пользу государства, внесенное на днях членами ЛДПР. Если это предложение будет принято всерьез и более того, реализовано — приведет оно, вероятнее всего, лишь к круговороту «крузаков» и «икс-пятых» в высших сферах государственности. У одного изъяли — передали в собственность государства — выдали другому — снова изъяли и так далее.

 Тюрьма, штраф или лишение?

Многие считают, что нетрезвый водитель, которому грозит либо конфискация автомобиля, либо тюремный срок, просто не будет останавливаться по требованию инспектора ГИБДД. И, уходя по кривой траектории от погони с мигалками, натворит еще немало дел…

Между тем, ситуация с алкоголем за рулем принимает поистине угрожающие формы. По статистике Свердловского ГИБДД, за 7 месяцев нынешнего года количество отловленных водителей-пьяниц выросло на 8 процентов, а количество отказов от освидетельствования — почти на 15%. В пьяных ДТП по области за нынешний год уже погибло 45 человек. Но это полбеды. Главная проблема в том, что огромное количество лишенных «за пьянку» прав управления водителей не воспринимает лишение как препятствие и снова садится за руль. По сведениям федеральных органов, за год таких умников набралось более 20 тысяч — и это только тех, кого удалось зафиксировать. В нашей области есть даже свой рекордсмен, лишенный «прав» по совокупности нарушений на 84 года. По сути, пожизненно. И что его остановит, в таком случае, от того, чтобы снова сесть за руль?

 Тюрьма, штраф или лишение?

Та самая автобусная остановка на Минской улице в Москве, которую протаранил пьяный водитель — его белая Toyota Crown отчетливо видна на фото. Погибли семь человек. Именно это ДТП и спровоцировало очередную волну законодательных инициатив, направленных на ужесточение ответственности за пьяную езду

Именно такое безответственное поведение и подталкивает законодателей к тому, чтобы искать альтернативные пути наказания пьяных рулевых. Скажем, если отобрать у застигнутого нетрезвым его автомобиль, то в следующий раз, рассуждают в Госдуме, он много раз подумает, прежде чем попытаться подарить федеральным органам еще одну машину. Тем не менее, любая подобная инициатива, ужесточающая наказание до немыслимых пределов, автоматически провоцирует рост коррупции. Если, допустим, с пешим существованием в течение полутора лет нарушитель еще как-то может смириться, то когда впереди замаячит конфискация автомобиля ценой, возможно, в несколько миллионов рублей или, более того, реальный тюремный срок, кто знает — на что водители будут готовы, лишь бы «решить вопрос на месте»?

 Тюрьма, штраф или лишение?

В некоторых странах Западной Европы водителю, отбывшему срок лишения за нетрезвое состояние за рулем, насильственно устанавливают в автомобиль алкотестер, блокирующий цепь зажигания в двух случаях — если он фиксирует алкоголь в выдыхаемом воздухе или если не фиксирует выдоха вообще. Проще говоря, пока не доказал машине, что ты трезвый — не поедешь

Представители «Единой России», скажем, выступили с предложением лишать пьяных рецидивистов не права управления, а свободы, причем пожизненно — правда, в том случае, если алкоголь стал причиной ДТП, в котором погибли двое или более. Не секрет, что сейчас виновник подобной аварии может вообще обойтись без заключения, отделавшись условным сроком, тогда как наказание за умышленное убийство в УК предусмотрено существенно более строгое. Аварию же, в которой погибли люди, закон сейчас считает преступлением по неосторожности, то есть без злого умысла. Неосторожно выпил, неосторожно сел за руль — уже лишенным прав за то же самое, неосторожно размазал по тротуару семь человек…

Поступают и более сдержанные предложения. Вполне логичной выглядит, скажем, идея дифференциации наказания в зависимости от количества выпитого и тяжести последствий: за рюмку алкоголя — одно наказание, за бутылку — другое. Подавляющее большинство инициатив, к слову, сводится к тому, чтобы бить пьяниц по карману, причем таким образом, чтобы дыра в этом кармане образовывалась максимально внушительная.

 Тюрьма, штраф или лишение?

Алкогольное опьянение сопровождается не только расстройствами внимания, речи и координации движений. Помимо прочего, пьяный водитель теряет способность к адекватной оценке ситуации и склонен переоценивать собственные возможности

Между тем, ситуация усугубляется действующим в настоящий момент так называемым «сухим законом» — любое количество алкоголя в крови водителя, будь он даже эндогенного происхождения, считается основанием для лишения прав. По мнению многих экспертов, усугубление наказания должно сопровождаться отменой этой нормы и возвратом к пресловутым 0,3 промилле. В противном случае ужесточение наказания, да еще такое глобальное, как предлагают некоторые депутаты, приведет, как уже было сказано, в первую очередь к росту благосостояния отдельных правоохранителей. Но инициатор введения «сухого закона» Дмитрий Медведев пока никак не высказался по поводу возможной его отмены.

 Тюрьма, штраф или лишение?Вице-председатель Свердловского комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов также считает, что для начала надо навести порядок в терминологии: «Ужесточение ответственности за вождение в нетрезвом виде — мера, которая напрашивается очень давно. Но для того, чтобы начать применять ее, нужно сначала окончательно определиться с самим понятием «опьянение». То, что сейчас понимается под этим словом, просто не проходит ни в какие правовые рамки.

Должен быть некий минимальный пороговый уровень алкоголя в крови, потому что все понимают, что есть диабетики, люди принимающие какие-то лекарства, и у них уровень алкоголя всегда будет незначительно выше нуля. При этом сейчас наркологи при освидетельствовании не учитывают клинические признаки опьянения — координацию и связность речи — и смотрят только на показания алкотестера.

Что касается пожизненного лишения прав, то никакого эффекта эта мера не даст. Во-первых, от этого просто увеличится уровень взятки инспектору, а, во-вторых, человеку, лишенному прав ничто не помешает и дальше ездить на автомобиле. Лучшей мерой может быть временное лишение прав плюс большой денежный штраф".

У «наказательной» политики есть и противники, утверждающие, что нынешних норм было бы вполне достаточно при условии их адекватного применения. По мнению отдельных независимых экспертов, бороться надо не за ужесточение наказания, а за его неотвратимость и ослабление коррупции. До тех пор, пока от наказания можно откупиться, ни один закон, будь он хоть самым жестоким, толково работать не будет. И именно эта точка зрения представляется наиболее приближенной к реальности.

Фото: Globallookpress.com

Еще статьи про штрафы и нарушения:
Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях