C одной стороны, приостановка операций «Росгосстраха» в сфере ОСАГО — ход вполне логичный и ожидаемый, учитывая количество негативных отзывов в отношении страховой компании. С другой, многие уже называют этот отзыв «тревожным звоночком», вполне определенно характеризующим ситуацию с ОСАГО в стране в целом: по сути, Центробанк впервые решился на такое жесткое решение.
По некоторым оценкам, «Росгосстрах» сосредоточил в своих руках до трети операций в сфере обязательного страхования автогражданки. Поэтому и жалоб в адрес страховой компании сыплется немало. По данным Центробанка, только за апрель и май около 2 500 человек, имеющих основания быть недовольными деятельностью «Росгосстраха», заявили об этом. А сколько еще поленились, решили не связываться или махнули рукой?
В Интернете крупнейшего игрока на рынке ОСАГО в чем только не обвиняют. И в «игре» с техосмотрами, и в навязывании дополнительных услуг типа продажи полиса ОСАГО только вместе с полисом страхования жизни, но главная претензия автомобилистов — неправильное начисление выплат. Автору этих строк, кстати, тоже пришлось столкнуться с подобным, когда эксперты страховой компании оценили ущерб, нанесенный моему автомобилю в одну сумму, а независимые — в восемь раз большую, и проблему удалось более-менее мирно разрешить только при участии тогдашнего главы свердловского отделения «Росгосстраха». Поэтому, основной лейтмотив обсуждения отзыва лицензий на операции с ОСАГО в глобальной Сети можно сформулировать одним словом: «Поделом».
Формальной причиной прекращения деятельности страховой компании названо то, что «Росгосстрах» не выполнил ряд предписаний об устранении нарушений, выданных компании ранее. Но, по мнению целого ряда экспертов, количество жалоб на «Росгосстрах» просто переполнило чашу терпения регулятора, поэтому в Центробанке и решились на такой беспрецедентный ход. Как заявил нам руководитель одного из департаментов страховой компании на условиях анонимности, надо было очень постараться, чтобы разозлить Центробанк и довести дело до приостановки лицензии, тем более у такой крупной компании.
«Думаю, РГС просто проверял Центробанк на слабо. Если помните, в 2011—2012 году они придумали ЗАО „Техосмотр“ и выдавали талоны „предтехосмотра“ с номером, но без подписи и печати эксперта. Это давало возможность продавать ОСАГО, но не проходить техосмотр. Схема классная, хоть и незаконная. И она очень хорошо иллюстрирует отношение компании к системе. Были заявления в прокуратуру, были жалобы, но ЗАО „Техосмотр“ работало и с задачей справлялось. Потом были полисы „Фортуна“, которые предлагались вместе с ОСАГО, теперь вот игнор КБМ.
Словом, у кого-то накипело. Или это показательная порка, что тоже весьма вероятно», — личное мнение высокопоставленного сотрудника одной из страховых компаний
Строго говоря, на тех автомобилистах, которые уже успели приобрести полис ОСАГО в «Росгосстрахе» или, не приведи господь, попадут в ДТП с застрахованным в этой СК, приостановка никак не отразится. Все обязательства перед клиентами компания сохраняет: «Росгосстраху» просто временно запретили продавать полисы и изменять условия договоров по уже действующим. Но и на это решение Центробанка в «Росгосстрахе», похоже, пока решили не обращать внимания: целый ряд региональных офисов, включая екатеринбургские, продолжает торговать полисами, ссылаясь на отсутствие официальных распоряжений со стороны руководства. Между тем, полис, оформленный позже обозначенной в приказе ЦБ даты, легко может быть признан недействительным, так как выписан в нарушение распоряжения регулятора. Так что мы бы взяли на себя смелость рекомендовать автомобилистам Свердловской области быть крайне осторожными.
Именно области: не секрет, что контролирующая около трети рынка ОСАГО компания по всей стране «прирастала» именно глубинкой, небольшими областными городами и селами. Так что некоторые эксперты уже предрекают, что исключение «Росгосстраха» из списка игроков, пусть и временное, может только усугубить проблемы с полисами обязательной «автогражданки» в регионах. Дефицит полисов регулярно наблюдался и ранее, особенно в преддверии крупных изменений в законе или ожидаемой смены тарифов, но сейчас в некоторых регионах он может превратиться в системное явление.
«Мы пока не имеем официальных документов по данному поводу от ЦБ, кроме информации на сайте. Компания по всей стране продолжает работать в стандартном режиме, обслуживая своих клиентов. При любых обстоятельствах мы несли и продолжаем нести весь объем ответственности по всем заключенным договорам — как обязательного, так и добровольного страхования», — официальное заявление «Росгосстраха»
Впрочем, и «Росгосстрах» в силу своих масштабов считается в известном смысле системным игроком, до известной степени определяющим «лицо» этой отрасли страхования в России. Лицо, надо сказать, получается малосимпатичное. И вполне вероятно, что в Центробанке решили начать «чистку» сферы ОСАГО с самого крупного — и к тому же не раз проштрафившегося — игрока. Приостановку лицензии легко можно считать сигналом прочим крупным не чистым на руку компаниям: мол, Центробанк где-то нормальный, а где-то и беспощадный. Тем более, что чиновники регулирующей организации и сами, в общем-то, не отказываются от этой идеи, упоминая время от времени, что есть у них вполне конкретные претензии и к прочим страховщикам.
В общем и целом, от поведения «Росгосстраха» сейчас зависит не только дальнейшая реакция Центробанка, но и ситуация на рынке в целом. Страховой компании дали полгода на окончательно устранение неполадок, реформирование бизнес-модели и на то, чтобы наконец-то развернуться лицом к потребителю.
«Наша мера введена на 6 месяцев, но это тот максимальный срок, который допустим по законодательству. Мы очень надеемся, что «Росгосстрах» в самое ближайшее время примет все меры, чтобы изменить бизнес-модель и качество взаимоотношений с потребителями. Это не исправление тех формальных недостатков в рамках предписаний, которые были предъявлены, это намного более широкие действия, рамки которых мы сейчас обсуждаем с руководством «Росгосстраха», — цитирует РБК курирующего рынок страхования заместителя главы ЦБ Владимира Чистюхина.
Таким образом, смелый и решительный (или, по крайней мере, кажущийся таковым) шаг Центробанка может положительно сказаться на страховании гражданской ответственности — если «Росгосстрах» действительно выполнит предписания, а прочие СК сделают верные выводы.
Фото: RussianLook.com
Или они клиентов гипнотизируют чтоль?
Ныне имеется множество юр.организаций, готовых провести независимую экспертизу ущерба, с последующим выкупом долговых обязательств страховщика (естественно за удержанием определенного процента), и взятием на себя хлопот по дальнейшим судебным разбирательствам... Подозреваю, что часть из них прямо связана со страховыми компаниями.
Я вот все читал-читал про Росгосстрах и его ОСАГО и так и не понял - а кто в нем вообще ОСАГО страховал?
Например я. Каску же у них не взял бы никогда, т.к. уверен, что высокое качество не может быть за малые деньги (это собственно подтверждает практика работы большинства с данной страховой).
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов