Автопутешествия. Как не уснуть за рулем

Пара жизненных историй из личного опыта
Автопутешествия. Как не уснуть за рулем

Как известно, настоящий автолюбитель никогда не спит за рулем. Следовательно, я, несмотря на весь свой опыт — не настоящий, ибо засыпать за рулем мне доводилось не раз. В самых разных местах: посреди ночи на МКАДе, на богом забытой дороге под Рязанью, в глуши Свердловской области, прямо в насыщенном городском трафике… И знаете, что я вам скажу? Это страшно.

Страшно, когда просыпаешься через несколько секунд после того, как моргнул, и понимаешь, что еще пара мгновений — и автомобиль вошел бы в бетонное ограждение, улетел в кювет или переехал зазевавшегося пешехода. Скажу по секрету: мы тут на Uralweb.Ru для подбора иллюстраций к нашим материалам порой используем зарубежные фотостоки. Так вот, по запросу «sleeping driver» один из них выдал целый ворох фотографий — но 99% из них изображали последствия аварий, случившихся после того, как водитель заснул за рулем.

Думаю, никто — даже ни разу не испытавший подобных ощущений на себе — не станет спорить с банальностью: засыпающий за рулем водитель представляет чертовски большую опасность как для себя и своих пассажиров, так и для окружающих. Мало кто об этом знает, но ПДД приравнивают утомленное состояние к состоянию алкогольного опьянения — пункт 2.7 правил напрямую запрещает садиться за руль и в том, и в другом образе. Тем не менее, если с запретом на нетрезвую езду общество как-то мирится, то в период летних отпусков и путешествий соответствующие форумы так и пестрят радостными сообщениями самозваных рекордсменов: «от Ебурга до Москвы за двадцать часов в одну каску!» и тому подобное. И никто толком не может объяснить, к чему все это геройство.

Что я имею сказать по этому поводу. Сейчас, имея немалый накат самого разного профиля, я искренне считаю, что подобных любителей дальнобойных рекордов неплохо бы подвергать общественному остракизму и публичному порицанию. Безосновательная уверенность в собственной выносливости легко может привести к тому, что спасатели будут вырезать гидравлическими ножницами твое тело из комка железа, час назад бывшего твоим автомобилем. А неподалеку будет валяться еще одна такая же груда металла, и рядом с ней на обочине — несколько человеческих силуэтов, накрытых тряпками с головой… Между тем, подобной безрадостной картины очень легко избежать. Нужно всего лишь внимательно следить за своим состоянием и вовремя принять меры. Точнее, определить момент, когда их необходимо принять.

Усталость за рулем, особенно в монотонной дальней поездке, опасна ровно тем же, что и состояние алкогольного опьянения. Организм перестает адекватно реагировать на внешние раздражители, снижаются концентрация внимания и время реакции, а в особо сложных случаях могут появиться и галлюцинации. В моем случае, например, если в лучах фар на обочине начинают мелькать какие-то темные пятна, напоминающие готовых броситься на дорогу животных или пешеходов — это однозначный сигнал к тому, что пора останавливаться и отдыхать. Потому что, если одно из таких пятен действительно окажется пешеходом, я уже просто не успею ничего сделать, так как мои мозги уже путают воображаемое и реальное.

Известный путешественник Олег Радул приводит на своей странице в социальной сети еще несколько признаков того, что мозг вот-вот заснет. В их числе, например, проблема с фокусировкой взгляда, проявляющаяся при быстром переводе глаз с дороги на приборы и обратно. Если показания приборов не считываются беглым взглядом — это плохой звоночек.

Или, скажем, откровенная лень. Лень думать и запоминать. Если водитель не может вспомнить название последней деревушки, через которую проезжал, а идея попробовать перемножить в уме простые числа вызывает откровенное отвращение — пора останавливаться. Аналогичный признак — лень общаться с попутчиками, потому что любой разговор требует пусть минимального, но все же напряжения мозга. И если мозг этому противится — немедленно спать.

Самый лучший способ победить усталость — это отдохнуть. Просто и банально, и ничего лучше природа человеческая пока не придумала. Зато придумал сам человек. Точнее, коллективный разум тех, кому все же приходится совершать затяжные поездки за рулем.

Второй по эффективности способ — водитель-напарник-попутчик. Это, вообще, универсальная «отмычка»: ему можно передать руль и спокойно поспать по соседству, он умеет развлекать разговорами, поможет починить машину в случае поломки или разобраться в косноязычии навигатора, да мало ли что еще!.. Строго говоря, наличие второго водителя должно стать обязательным правилом для любителей дальних автомобильных путешествий, ибо во много раз снижает риск какой-либо неприятности. Если же такой возможности нет, то «рецепт с гарантией» только один: езда ограниченными порциями (по моему опыту, норма для адекватного водителя — порядка тысячи километров плюс-минус сотня) и обязательные ночевки, по возможности, в комфортных условиях.
Но я легко готов представить ситуацию, когда до цели остается сотня-полторы км, вставать на ночевку уже нет смысла, а усталость дает о себе знать. Конечно, в этом случае тоже неплохо бы подремать на обочине хотя бы полчасика, но есть и «более другие» эффективные способы.

Неплохо помогает физическая активность, как мелкая, так и более основательная. За рулем можно щелкать орехи, а остановившись на обочине — поприседать, помахать руками, вообще — размяться. Можно устроить себе массаж воротниковой зоны, шеи и плеч — это улучшит кровообращение и опять-таки взбодрит мозг. Аналогичный эффект даст умывание холодной водой. Кофе и разнообразные энергетические напитки — история чересчур индивидуальная, но большинство экспертов в качестве наиболее удобного тонизирующего средства рекомендуют обычный крепкий чай.

Наконец, бортовая аудиосистема. В зоне хорошего приема радио можно переключиться на какую-нибудь разговорную волну и заставлять себя вникать в суть беседы ведущих (можно, кстати, даже полемизировать с ними вслух — тоже хороший способ), а там, где FM-диапазона нет, взбодриться поможет подпевание любимой музыке. Именно подпевание, а не просто прослушивание: кого стесняться, если ты в автомобиле один?

Но все же, самый действенный способ — просто поспать. Ибо все вышеперечисленные методы дают, к сожалению, временный эффект.

Фото: Globallookpress.com

Еще статьи про автопутешествия:
Комментарии (всего: 10)
lucky 3 июня 2015 года в 22:35
Два раза почти засыпал, оба раза на трассе.
0
Дмитрий Елизаров 4 июня 2015 года в 01:30
Цитата
lucky:

Два раза почти засыпал

как спасался?
0
lucky 4 июня 2015 года в 08:18
Первый раз поехали с отцом на рыбалку в Пермь. Причем через Нижний Тагил, т.е. по такому, слегка странному маршруту, потому что отец живёт в Новоуральске, и возвращаться обратно в Екб не хотелось. Подъезжали к Горнозаводску, и здесь меня и срубило. Очнулся, когда под колёсами зашуршала обочина. Остановились, вышли размялись, в Горноуральске купил энергетик, на нём и дотянул.
А второй раз ехали от родителей из Новоуральска, и почти около Екб я снова понял, что на долю секунды вырубился и пора остановиться. Вышел, поприседал, размял шею и воротниковую зону. Сделал музыку погромче и так и доехал, благо близко до дома было.
Самый лучший способ - соблюдать режим дня, как ни странно и, действительно, не садиться уставшим за руль.
3
beztormozov. 4 июня 2015 года в 09:22
Цитата
lucky:

Два раза почти засыпал, оба раза на трассе.

вставал на аварийке, разминался, умывался снегом или водой. Один раз (поехал на рыбалку после ночи и не спал в сумме больше суток) ночевал на берегу no name пруда возле трассы (в машине всегда палатка и коврик). Просто знал, что физически не доеду...утром в 5 встал, в 7 был уже на работе.
Что интересно - днем невыспанному ехать проще, чем ночью. Ночью встречка, фары, ночь убаюкивают.
1
Nicky 4 июня 2015 года в 15:56
Семечки как мелкая моторика отлично помогают.
Энергетики не стоит употреблять, лучше чай крепкий. Максимум за один день проезжал 1200 км. И то - в первый же год владения авто. Сейчас дневная норма на дальняке 900-1000, не больше
1
lucky 4 июня 2015 года в 16:00
Цитата
Nicky:

Семечки как мелкая моторика отлично помогают.

для меня жвачка лучше, семечки не люблю и не ем
0
Nicky 5 июня 2015 года в 12:39
Цитата
lucky:

для меня жвачка лучше, семечки не люблю и не ем

Ну орешки, жвачка в этом смысле не подходит, ибо ты ее просто жуешь, заснуть ха этим занятеим можно точно так же. А чистка семечек-орешков - это мелкая моторика, которая как раз не дает засыпать, мозг занят. Рекомендовано дальнобоями
1
Лехин 5 июня 2015 года в 17:12
Очень хорошо бодрит короткий сон. Не вижу особых проблем съехать на обочину и завести телефонный будильник на 15-30 минут.
3
Weder81 6 июня 2015 года в 17:40
Энергетики- наилучший вариант, на мой взгляд... два часа не спишь гарантировано, усталость есть, но в глазах, как будто спички стоят... Еще неплохо действует кофеина бензоат в таблетках...
-3
starshina 7 июня 2015 года в 10:34
меня выручали:лёгкие дыхательные упражнения и бой с тенью)))
2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях