Как ни странно, официальная стоимость полиса ОСАГО в нашей стране – вещь достаточно абстрактная. Очень многие екатеринбургские водители жалуются, что страховые компании вынуждают их вместе с ОСАГО покупать и другие полисы, страхуя тем самым некие дополнительные риски. В итоге водитель вынужден платить как минимум в полтора раза больше объявленной цены. В середине апреля ситуация может измениться, но на водительские расходы это вряд ли повлияет.
В Центробанке решили в очередной раз – уже второй за последние полгода – повысить базовые тарифы на обязательное страхование автогражданской ответственности. Повышение произойдет 12 апреля и составит 41%. Правда, при этом принятый не так давно тарифный коридор увеличится с 5 до 20%, так что конечное повышение может составить и 60%.
Помимо этого в Центробанке решили принять ряд специальных коэффициентов для некоторых регионов страны. По подсчетам экспертов, в ряде регионов ОСАГО как вид страхования является ужасающе убыточным: к примеру, на Камчатке этот показатель составляет 244% - то есть, занимаясь ОСАГО, страховая компания теряет в 2,5 раза больше, чем получает. Естественно, ни один здравомыслящий бизнесмен не будет заниматься такой абсурдной благотворительностью, а поскольку полис ОСАГО – штука обязательная, местные водители сталкиваются с изрядными проблемами.
По замыслу Центробанка, региональные повышающие коэффициенты помогут страховщикам ликвидировать убыточность ОСАГО и, следовательно, обеспечат водителям беспроблемный доступ к полисам. Правда, по изрядно выросшей цене: помимо означенного общего повышения минимум на 41% жители убыточных регионов получат еще и персональное – увеличение территориального коэффициента может достигать еще 25%. К счастью, Свердловская область в списке не значится.
"Система ОСАГО при прежних тарифах существовать больше не может", - официальное заявление Центробанка
Но не значится она и в другом списке, в который вошли регионы со стабильно низким коэффициентом убыточности, а для них финансисты подготовили обратный ход, собираясь снизить территориальный коэффициент. Впрочем, думается, что значительного влияния на конечную стоимость полиса эта арифметика не окажет.
В Центробанке утешают: ни в одном регионе общее подорожание полиса не достигнет 100%. Утешение, честно говоря, слабое. К примеру, владельцы автомобилей самого популярного сегмента с двигателями мощностью до 120 л.с. (а это самые что ни на есть бестселлеры рынка, наподобие Hyundai Solaris или Lada Granta) теперь будут вынуждены платить за право спокойно ездить от 8,5 до 10,5 тысяч рублей – это в том случае, если к конечной цене не будет применено дополнительных повышающих коэффициентов за стаж, возраст, количество водителей и тому подобное.
Но в Центробанке уверены – повышение тарифов есть единственный способ нормализации той обстановки, которая сложилась сейчас на рынке ОСАГО. Функционеры винят в этой ситуации и рост цен на запчасти и ремонт, спровоцированный катарсисом рубля, и увеличенные недавно лимиты выплат за вред «железу», и грядущее увеличение лимитов выплат по вреду здоровью… И, по мнению инициаторов повышения, стоит заставить водителя в очередной раз раскошелиться – и положение тут же нормализуется. Страховщики перестанут «зажимать» полисы, навязывать дополнительные услуги, ограничивать размеры выплат и тому подобное. Верится с трудом, не так ли?
Как ни странно, впечатляющая доля водителей грядущее повышение поддержала. По данным исследовательского холдинга РОМИР, который опубликовал итоги собственного опроса, 65% опрошенных заявили, что относятся к очередному удорожанию ОСАГО положительно. Якобы, ценам в условиях экономического кризиса свойственно расти, и «автогражданки» это тоже неизбежно должно было коснуться. Но, похоже, всем российским водителям придется мало-помалу привыкать к мысли о том, что заветная бледно-зеленая бумажка будет дорожать регулярно.
Многие эксперты уже успели предложить пути дальнейшей модернизации рынка ОСАГО – от стабильного (в лучшем случае ежегодного) повышения цен и до введения свободных тарифов. Предлагают увеличить коэффициенты, изменяющие стоимость полиса в зависимости от возраста и стажа. Кроме того, в Госдуме сейчас обсуждается инициатива привязать возможность покупки полиса к отсутствию у автовладельца долгов по уплате транспортного налога – обязать страховые компании заключать договоры только при наличии справки из налоговой службы. В общем, политика «допиливания напильником», о которой говорили еще с момента принятия закона об ОСАГО в 2003 году, похоже, наконец-то пошла вразнос.
Необходимость какой-либо адаптации закона под конкретную текущую ситуацию в стране очевидна. Но регуляторы рынка, использовав для его нормализации излюбленное и самое простое средство, рискуют в попытке снизить убыточность ОСАГО не только внести дополнительную неразбериху, но и обострить социальную напряженность: по-настоящему хорошие новости для водителей стали в последнее время отчаянной редкостью.
Фото: © Дмитрий Елизаров
ваще жуть, этто где такая "доля" живёт?!
Наши страховщики очень не любят оставаться без икорки к бутерброду
о чем, собственно, и речь
насчитывают 25к, ты приезжаешь в сервис и тебе говорят 90 это просто ололо
Сервис сервису рознь. Всегда нужно помнить, что страховщик стремится минимизировать свои убытки, ну а сервисники напротив кормятся именно от ремонтов, зачастую умело разводя мало сведующих клиентов...
Наилучшее решение - сервис по направлению от страховой компании, а дыбы там были более сговорчивыми, желательно предварительно провести стороннюю экспертизу (с соответствующим заверенным заключением) у независимых сторонних экспертов.
если бы страховщики
...это, чтобы суды не простаивали... им же нечем заняться...
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов