«День жестянщика» — как много в этом слове для сердца уральского слилось… Для части екатеринбургских водителей зима каждый год наступает неожиданно, и именно они либо выстраиваются в очередь на шиномонтажках, либо провоцируют впечатляющие пробки. Между тем, всего-то и нужно — побеспокоиться о зимних колесах заранее. Современные фрикционные шины, они же «липучка», не только способны стойко пережить несколько дней эксплуатации при плюсовых температурах, но и честно стараются походить на своих шипованных коллег в надежности и эффективности.
На какие только ухищрения не идут разработчики нешипованных шин, чтобы обеспечить им те же способности, которыми могут похвастать «зубастые» колеса!.. Экспериментируют и с рисунком протектора, и с составом резиновой смеси, и с конструкцией корда и боковин — а все для того, чтобы сохранив основное достоинство «липучки» — ее комфортабельность — обеспечить шине способность перемалывать укатанный снег и вцепляться в обледенелый асфальт.
Строго говоря, есть устоявшееся мнение, что фрикционные шины — не для Урала. Если говорить о жителях области, то так оно и есть. Однако обитатели более-менее крупных городов, при условии, что их автомобили проводят всю зиму в пределах мегаполисов, спокойно могут наслаждаться тем акустическим комфортом, который обеспечивает «липучка», ибо голая наледь хоть и встречается порой в Екатеринбурге, но все реже и реже. Кроме того, целый ряд оригинальных решений европейских и японских шинников делают «липучку» по своим характеристикам все ближе и ближе к шипованным шинам.
Nokian Hakkapeliitta R2
Новая фрикционная модификация популярных финских шин стала хорошим примером тезиса, приведенного выше. Например, на Hakkapeliitta R2 реализована концепция Cryo Crystal, технологическая суть которой производителем тщательно скрывается. Резиновая смесь, из которой изготовлена верхняя часть протектора шины, насыщена кристаллообразными жесткими микрочастицами, которые играют роль микрошипов, повышая стабильность колеса.
Или, допустим, основательно модернизированный протектор со сплошным центральным блоком и более компактными шашками на боковинах — в «сухом остатке» улучшенные курсовая устойчивость и сцепление на скользких покрытиях. Шашки насыщены трехмерными ламелями и отделены друг от друга зубастыми гранями, которые работают как на укатанном снегу, так и в «околонулевой» слякоти.
Более жесткие, чем раньше, боковины и брекерный пакет, а также сниженное сопротивление качению делают шину не только износостойкой, но и экономичной.
Bridgestone Blizzak DM-V2
Одной из главных целей создателей новой нешипованной шины для кроссоверов стало максимальное осушение пятна контакта. Влага из него выводится не только с помощью протекторных канавок разного рода, но и благодаря запатентованной резиновой смеси Multi-Cell Compound. Верхний микропористый слой колеса просто впитывает водяную пленку, которая, в общем-то, и является чаще всего причиной лишних скольжений.
Оригинальный многоблочный рисунок протектора насыщен не только разнонаправленными канавками, но и трехмерными ламелями, а большое количество кромок должно работать точно так же, как и шипы, обеспечивая «зацеп» как на заснеженном проселке, так и на обледенелой магистрали.
Goodyear UltraGrip Ice 2
И снова — эксперименты с составом компаунда. На этот раз его назвали «крио-адаптивным» за способность оставаться функционально-мягким даже при экстремально низких температурах. Создатели шины утверждают, что она способна не дубеть и не терять свои функции и в самый сильный мороз.
Сцепление с дорогой и эффективное торможение обеспечивается за счет специальных ламелей, которые действуют по гусеничному принципу и фактически «зарываются» в зимнее дорожное полотно. Повышенная проходимость на заснеженной дороге достигается благодаря специальным канавкам зигзагообразной формы (в плечевой зоне протектора хорошо заметны эдакие «уступы»), а широкие периферические канавки способствуют быстрому отводу воды.
Continental ContiViking Contact 6
Обещано, что по сравнению с «пятеркой» у шестого «Викинга» улучшено сцепление на покрытым снегом и льдом участкам как в городе, так и за его пределами. Эта шина тоже выполнена из резиновой смеси, не теряющей своих свойств при резких колебаниях температур, но в Continental главным достоинством шестого «Викинга» называют его асимметричный протектор. Жесткие плечевые зоны с двойными блоками, оригинальный рисунок центральной зоны и многочисленные канавки — традиции фрикционного шиностроения, помноженные на ряд специально изобретенных мелочей.
Например, собственной хитростью разработчиков из Ганновера являются многочисленные ступенчатые ламели, в которых имеются небольшие перемычки. Эти перемычки предотвращают закрывание ламелей при нагрузке — так они могут обеспечивать дополнительное сцепление на заснеженных участках дороги. Помимо сцепления на снегу, шина получает дополнительную устойчивость при торможении.
Yokohama IG50
Шина IceGuard IG50 создана из новой резиновой смеси, названной «водоабсорбирующей». Пятно контакта насыщено так называемыми «микропузырьками», которые должны эффективно удалять водную пленку из пространства между колесом и покрытием, нивелируя распространенный эффект микроаквапланирования. По подсчетам японцев, у IG50 получается делать это на 20% лучше, чем раньше.
Прочие достоинства — оригинальный многоблочный рисунок протектора, трехмерные ламели двух видов и эластичный состав резиновой смеси.
Michelin Alpin A5
Не надоело читать про состав резины? Если нет, то вот вам еще и французский вариант названия для нового компаунда — Helio Compound. Назван он так неспроста: шинники регулярно задействуют в составе того коктейля, из которого изготавливают колеса, различную органику. А Alpin 5 отличается тем, что одной из составных частей его смеси является подсолнечное масло. Это делает шину более эластичной при низких температурах.
По сравнению с предшественницей Alpin 5 имеет более агрессивный и на 17% более глубокий рисунок протектора, увеличенное на 16% количество доработанных ламелей (они научились взаимосмыкаться, облегчая управление на высоких скоростях) и специальные канавки, создающие так называемый «эффект шестеренок».
Фото: © Фирмы-производители, Дмитрий Елизаров
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов