Словосочетание «спортивный кроссовер» уже не режет ухо так, как раньше: отдельные представители этого сегмента способны по мощности и динамике поспорить с признанными спорткарами. Таким кроссоверам, относительно тяжелым, мощным и быстрым, нужна соответствующая обувь. Как себе представляют «беговые кроссовки для слонов и гиппопотамов» в финской Nokian, мы изучали неподалеку от города Порвоо.
К летнему сезону 2015 года компания Nokian Tyres выведет на российский шинный рынок сразу несколько новых колес, предназначенных чуть ли не для всех мыслимых кроссоверов — шину бюджетную, шину экономичную и шину скоростную. Начнем с последней: Nokian Hakka Black SUV имеет индекс скорости до 300 км/ч.
Эта покрышка, которая придет на смену Nokian Hakka Z SUV, создана с использованием некоторых технологий, уже апробированных на скоростной новинке для легковых автомобилей — Nokian Hakka Black. Нашли на ней применение и идеи, реализованные в зимней «Хаккапелиитте» для кроссоверов и внедорожников: с прошлого года инженеры Nokian так и не сумели расстаться с мыслью о том, что дороги в России не просто плохи, но порой ужасны, а владельцы кроссоверов, даже самых дорогих и скоростных, не прочь порой прокатиться по следам Макара и его телят. Соответственно, Hakka Black SUV, по замыслу финских инженеров, должна была потрафить, что называется, и нашим, и вашим. И тем, кто любит порой прохватить по «тещиным языкам», и тем, кто старается не забывать, что ездит на кроссовере.
Основная проблема кроссовера, как мы выяснили еще прошедшей зимой — это его масса. Тяжелый автомобиль, зацепив колесом выбоину с острым краем или напоровшись на скорости на забытый дорожными строителями кусок бетона, вполне может этого колеса лишиться. Явление это, к сожалению, хорошо знакомо екатеринбуржцам — наш асфальт, как известно, имеет неприятное свойство покидать дороги вместе со снегом. В Nokian Tyres утверждают, что существенно снизили риск повреждения боковины колеса при контакте с неожиданным препятствием за счет использования так называемых арамидных волокон.
Позаимствовав идею у военных и авиационных инженеров, финские шинники насыщают резиновую смесь, из которой изготавливается боковина колеса, ультрапрочными микроскопическими волокнами. Благодаря технологии Aramid Sidewall повышается не только стойкость шины к ударам и порезам, но и, по словам представителей Nokian, ее сопротивляемость износу — а значит, и количество километров, которые она способна пробежать за свою жизнь. Правда, назвать их точное количество не смогли даже инженеры, которые утверждают, что эта характеристика слишком уж индивидуальна. А мы, в свою очередь, так и не получили возможности проверить боевые качества колеса на практике: дороги в Финляндии исключительно хороши даже тогда, когда сворачиваешь с асфальта. Ну и, излюбленный финнами «конвойный» тест не предполагает какой-либо экспериментальной самодеятельности.
Помимо способности переносить тяготы российского существования, Nokian Hakka Black SUV должна еще и обеспечивать точную управляемость и повышенную устойчивость в поворотах. В Nokian добивались этого, экспериментируя с резиновой смесью, из которой изготовлено колесо, и подбирая максимально допустимую степень агрессивности протектора. Новый состав смеси под названием Black Coral Silica и мощные плечевые зоны протектора с крупными шашками, по идее, любой внедорожник превратят в спорткар, но перед гением немецких конструкторов из Mercedes-Benz спасовали даже финские специалисты.
По гладким, как натянутый платок, скоростным шоссе в пригородах Хельсинки мы путешествовали на Mercedes-Benz ML 350 Bluetec. Оказалось, что и к пологим дугам, и к агрессивным связкам немецкий внедорожник относится одинаково — то есть, абсолютно индифферентно, не желая снабжать водителя даже толикой информации о том, что происходит с управляемыми колесами. Попытки войти в поворот с чуть большей, чем требовалось «эмэльке», скоростью, тут же пресекались внедорожником самым простым способом — огромный «Мерседес» вальяжно кренился из стороны в сторону и ненавязчиво намекал, что создавали его в первую очередь для комфортного перемещения в пространстве, а отнюдь не для спортивных трасс. Тем не менее, посетовав на такую разницу в идеологиях, мы с коллегой все же пришли к выводу, что Nokian Hakka Black SUV позволяет точно прогнозировать замедление массивного автомобиля, вполне стабильна на траектории и обеспечивает удивительный акустический комфорт.
Несмотря на исключительную жесткость самой шины, Hakka Black SUV бережет уши пассажиров кроссовера даже в том случае, если они полностью опустили боковые стекла — и даже на проселке, куда мы, в конце концов, свернули. Продольные ребра протектора шины изобилуют полусферическими полостями, напоминающими, как говорят в Nokian, мячи для гольфа. Технология Silent Groove Design уже применялась финнами ранее в скоростных шинах, но только в легковых. Как оказалось, и более тяжелые кроссоверы эта идея способна сделать умиротворенно-тихими.
И все же, как обстоит дело с управляемостью — ведь именно в этом видят основную задачу скоростной шины ее создатели? К счастью, после малоинформативной поездки по дорогам общего пользования у нас появилась возможность сделать несколько кругов по компактному гоночному треку тестового полигона — и уже не на Mercedes-Benz ML, а на куда более проворном и управляемом VW Touareg. Он, конечно, тоже не очень похож на спорткар, но на лихо закрученных дорожках и массивный «Туарег» многое дал понять.
Агрессивный дизайн колеса с полированными продольными канавками и мощными плечевыми блоками обеспечивает не только пронзительно-ясное чувство руля — боковина шины способна еще и выдерживать суровые боковые перегрузки, активно сопротивляясь центробежной силе, помноженной на массу кроссовера. В Nokian говорят, что пятно контакта новой шины с покрытием будет стабильным и при знакопеременных нагрузках, и в самых разных климатических условиях: именно эта Hakka Black SUV спроектирована для стран Северной Европы, включая Россию. По сути, финны в очередной раз создали универсальную шину, которая позволит как комфортно фланировать по городу, так и беспроблемно атаковать какой-нибудь встречный поворот. У Nokian Hakka Black SUV есть, впрочем, один существенный минус — на кроссовере, обутом в эти шины, лучше не соваться в уральские леса. С другой стороны, в линейке Hakkapeliitta есть и колеса именно с таким предназначением.
Впрочем, с отчетливо внедорожной шиной Rotiiva мы тоже уже знакомились. А вот еще одно пополнение «цветной» линейки «Хакки» для кроссоверов под названием Hakka Blue SUV встретились впервые. Создатели этой шины позиционируют ее как экономичное, эффективное и, по большому счету, тоже универсальное решение — но второй стороной, помимо традиционного городского вождения, здесь выступает как раз возможность проселочного применения.
С этой шиной нас ждала третья «перемена блюд» — дизельный Volvo XC60, на котором мы отправились исследовать финские проселки. В окрестностях столицы они оказались настолько же цивилизованы, как и асфальтовые дороги, но все же… Даже на грунтовой дороге кроссоверная Hakka Blue оказалась заметно тише, чем скоростная Hakka Black — на асфальте. Эти два колеса отличаются не только сферой применения и, как следствие, индексом скорости и разным рисунком протектора — но и составом резиновой смеси, которая в случае с экономичным вариантом носит название Blue Coral Silica. Стоит отметить, что определение «экономичный» относится в данном случае не столько к цене самой шины (которая пока не уточнена), но к ее способности экономить топливо: сдержанная страсть финнов к борьбе за экологию общеизвестна.
Специфика резиновой смеси, подкрепленная рядом оригинальных решений в рисунке протектора, имеет и еще одну цель — увеличить сопротивляемость шины аквапланированию. Дождевальные машины заливают ровным слоем воды участок полигона, и нам предлагается выполнить традиционное упражнение — торможение перед препятствием с последующим его объездом. Целый комплекс разнонаправленных и разноименных канавок активно отводит воду из пятна контакта шины и позволяет, в конечном итоге, эффективно оттормаживаться на коротких дистанциях со вполне городских скоростей. Правда, необходимо учесть, что в последующем объезде препятствия шина работает вместе со штатной системой ABS, однако, наблюдая за тем, как выполняют упражнение коллеги, сбитых конусов я не увидел.
Еще один вариант кроссоверных шин, которые, как говорят в Nokian, ориентированы на типичные для России покрытия, называется Nordman S SUV. Эти шины, как ожидается, будут доступнее, чем вышеописанные, но предназначены для относительно компактных моделей, так как появятся на рынке в 15 типоразмерах в диапазоне от 16 до 18 дюймов. Тогда как более престижные Hakka Black и Hakka Blue SUV будут охватывать до 30 типоразмеров в диапазоне до 22 дюймов с максимальными индексами скорости 240 км/ч (для Hakka Blue SUV) и 300 км/ч (для Hakka Black SUV). Правда, в какую сумму обойдется надежность, износостойкость и управляемость, пока достоверно не известно — в Nokian пообещали назвать цены на свои новые продукты ближе к началу сезона.
Фото: © Дмитрий Елизаров
Иллюстрации: © Nokian Tyres
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов