«Ты вообще понимаешь английский? Не тормози в повороте! Никогда не тормози в повороте! Видишь апекс? Ну вот же он, вот!». Яакко Марккула, руководитель финской спортивной команды LMS Motorsport и по совместительству – главный сегодняшний инструктор в сжатой и предельно доступной форме объясняет мне азы езды по шведскому треку Gotland Ring. Я – за рулем ярко-желтой Audi RS4, обутой в новейшие скоростные шины Nokian Hakka Black, и это отдельный повод для гордости.
Шведский остров Готланд считается фешенебельным курортом – здесь очень красиво и умиротворенно. В уединенной части острова, на максимальном удалении от поселений расположена частная трасса Gotland Ring. Ее пока не достроили до планируемых кондиций, но действующие 4 километра трека представляют собой чрезвычайно интересное развлечение. Чтобы полностью уложить в голове не только порядок следования друг за другом разномастных поворотов, но и запомнить логику их прохождения, одного дня определенно мало. А у нас и того не было – на трек журналистов выпустили лишь на несколько часов. Правда, предварительно мы прокатились и по извилистым гражданским дорожкам острова Готланд, и даже по полузаброшенным проселкам – но о них чуть позже.
В Nokian Tyres называли свою новинку "черной розой". В принципе, есть за что...
Новая шина Hakka Black считается финнами коллегой таких популярных «цветных» покрышек, как Hakka Green и Hakka Blue, но, по сути, «черная» шина – наследница известной Hakka Z, радикальной и скоростной. Понятно, что гоночный трек идеально подходит для демонстрации шины с индексом скорости Y – на этих колесах можно безопасно разгоняться до 300 км/ч. Однако в Nokian не забывают и о том, что трек-день имеет свойство заканчиваться, как все хорошее, и возвращаться к обыденной жизни автомобилю приходится в той же самой «обуви». Поэтому, помимо оптимальных сцепления и управляемости в трассовых режимах шина должна обеспечивать еще и комфорт, и надежность – причем вне зависимости от погоды. С последним у Hakka Black, как говорят финны, полный порядок. Новую шину испытывали на прочность и долговечность в самых разных условиях, включая легендарные дороги юга России. А вот как с остальным?
Это не дорожка трека. Это обычная проезжая часть острова Готланд - он весь испещрен вот такими извилистыми тропинками с шершавым асфальтом
Журналист – существо непредсказуемое. Невозможно предугадать, как повернется ситуация, если дать ему 450-сильное купе Audi RS5 и выпустить на незнакомую дорожку. Поэтому единственная возможность, которую оставили организаторы для знакомства с новой шиной в дорожных режимах – это так называемый «конвойный тест». Со стороны это выглядит примерно так: пятерка огнедышащих спорткаров осторожно пробирается колонной по шведским тропинкам, время от времени ускоряясь до сумасшедшей скорости в 80 км/ч. С другой стороны, в таких условиях, когда рык двигателя не искажает акустической картины мира, становится понятно, что у Nokian получилось сделать достаточно тихую шину.
Тестовые Audi RS4, обутые в новые финские шины, носились по "Готланд Рингу" практически на предельных скоростях - насколько позволяли квалификация журналиста и самообладание инструктора
Конечно, на звуковой комфорт влияют и рисунок протектора, и состав резиновой смеси, но инженеры Nokian горазды на оригинальные выдумки. На новой Hakka Black они реализовали технологию под названием Silent Groove Design, насытив протектор специальными микрополостями. Сферические полости (под микроскопом они похожи на мячи для гольфа) оптимизируют воздушные завихрения вокруг шины и в итоге должны активно влиять на аэродинамические шумы. На «чувство руля» они, к слову, никакого влияния не оказывают – конечно, насколько нам это удалось прочувствовать.
- Продольные канавки Hakka Black отполированы изнутри - чтобы не задерживалась влага
- Каркас шины имеет многослойную структуру и собран из очень жестких материалов
- Задача поперечных канавок - дренаж воды и повышение устойчивости к аквапланированию
- Полусферические углубления на стенках протектора уменьшают сопротивление воздуха и дополнительно охлаждают шину
Четкость реакций на руль и курсовую устойчивость мы должны были прочувствовать как раз на трассе Gotland Ring. Предварительно наш давний знакомый, технический эксперт Nokian Матти Морри долго рассказывал об «умной наносилике», о специальных решениях для уменьшения аквапланирования, о повышенной жесткости каркаса шины – это обстоятельство напрямую влияет не только на ее надежность, но и на ездовой комфорт… Однако, по большому счету, проверить эти выкладки на практике у нас не получилось бы при всем желании. Дождя на острове Готланд не видели уже больше недели, а температура была самая комфортная. Оставалось разогревать «черную розу» об асфальт трассы Gotland Ring.
Матти Морри, технический эксперт Nokian Tyres: "А часто ли вы проверяете момент затяжки колесных болтов?"
Создавая Nokian Hakka Black, финские химики забрались в буквальном смысле на молекулярный уровень. Примененная в составе новой шины смесь Nordic Intelligent UHP Silica благодаря особым связям между молекулами смеси и частицами силики максимально изолирована от температурных нюансов. Следовательно, шина не будет ни переохлаждаться холодным осенним утром, ни перегреваться при интенсивной работе на трассе. Строго говоря, мы не заметили никаких изменений в устойчивости тестовых Audi RS4 с течением времени – даже после нескольких агрессивных сессий спортивные седаны, словно в первый раз, отзывались на малейшие движения рулем и не пытались соскользнуть с траектории. То есть, конечно, у меня все же получилось спровоцировать занос – но это произошло после диалога, описанного в самом начале. К попытке тестового седана сорваться с намеченного курса привела только моя грубая ошибка, да и попытка-то получилась какая-то… скажем так, неубедительная.
Очередное творение Nokian для внедорожников и пикапов, шина Rotiiva AT, двулико: ее боковины имеют разный дизайн для городских обитателей и любителей бездорожья
Hakka Black нарисована не только с фантазией и знанием основных физических законов – она нарисована с любовью. Ее протектор напрямую заявляет, что предназначен для скорости. Такие агрессивные продольные канавки может по праву носить только та шина, которая не потеряет стабильности и на скоростях, немыслимых для подавляющего большинства водителей. Но жесткий рисунок не просто красив. Он полностью функционален. Мощные плечевые зоны снабжены ребрами, которые уменьшают податливость шашечных блоков при касании с асфальтом. В них спрятаны поперечные канавки, оптимизирующие распределение влаги, буде она встретится на пути. Похожие канавки применены и во внутренних продольных зонах протектора, но они не только противодействуют аквапланированию, но и усиливают работу самих ребер. Продольные канавки отполированы – это хорошо заметно по их блеску. Зачем? Ради все того же аквапланирования: на полированных поверхностях вода задерживается меньше, следовательно, быстрее покидает пятно контакта. Об универсальности шины мы уже говорили.
Яакко Марккула, директор спортивной команды LMS Motorsport, объясняет тонкости общения с трассой Gotland Ring
Все вышеизложенное имеет равнозначное влияние как на эстетику шины, так и на ее функциональность. Те самые центральные зоны с четко выраженными продольными ребрами обеспечивают «черной Хакке» завидную курсовую устойчивость, а развитые плечевые зоны помогают шинам не теряться в агрессивных поворотах. Получается, Hakka Black способна уверенно чувствовать себя как на треке, так и в обычных дорожных условиях и вполне подойдет обладателям достаточно мощных и быстрых автомобилей в качестве повседневной «обувки». На Урале с треками, конечно, плоховато, но какой владелец быстрой машины не позволит себе время от времени заложить поворот покруче?
Сама трасса острова Готланд окружена вот такими огромными ветряками. Как сообщили потом владельцы трассы, это дает им полную энергетическую независимость от электросистемы острова
Отдышавшись после трековых сессий, мы нашли себе развлечение ничуть не менее интересное – просто совершенно другого порядка. Карьеры, изрезавшие лик острова Готланд вокруг трека Gotland Ring, мы исследовали на пикапах VW Amarok, обутых в еще одну новинку от Nokian – внедорожную шину Rotiiva. Говоря о внедорожности, мы, конечно, не имели в виду «злые» специализированные оффроад-покрышки, но способностей Rotiiva вполне хватит, чтобы обеспечить все ту же универсальность. Правда, в паре с возможностью эксплуатации на дорогах общего пользования здесь выступает езда не по гладкому треку, а по вполне ощутимым проселкам.
Nokian Rotiiva AT: прочная, надежная и агрессивная
Не грех снова подойти к оценке протектора с эстетической точки зрения: «Амароку» эти покрышки с их агрессивным протектором очень идут. Однако и о функциональности в Nokian не забыли. Основной задачей Rotiiva, помимо пронизывающей продукцию Nokian универсальности, стала надежность. Резиновая смесь устойчива к порывам и порезам, жесткие центральные шашки и новые 3-ламели обеспечивают невосприимчивость к нюансам дороги, а специальные элементы в протекторе даже заботятся об удалении застрявших острых камней. Забавно, но симметричная шина имеет разные рисунки боковин. Можно подобрать более подходящий ежедневному стилю вождения дизайн – либо под асфальт, либо под постоянную борьбу с бездорожьем.
На российский рынок выведены 28 типоразмеров Nokian Hakka Black от 16 до 20 дюймов с индексами скорости W (270 км/ч) и Y (300 км/ч)
Обе новинки знаменитой финской компании уже поступили в продажу, причем Hakka Black поступает на наш рынок как с российского завода Nokian, так и с финского предприятия. Стоимость скоростной шины напрямую подчеркивает премиум-статус бренда: официальный сайт Nokian в России утверждает, что комплект Hakka Black базового типоразмера 205/55R16 обойдется минимум в 30 000 рублей. Если же говорить о тех размерах, которые более свойственны современным спорткарам, то, скажем, оборудовать этими шинами автомобиль на «двадцатых» колесах обойдется в сумму около 75 000 рублей.
Редакция благодарит компанию Nokian Tyres в России за уникальный опыт и новые впечатления
Фото: Дмитрий Елизаров, Nokian Tyres
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов