Начинающих екатеринбургских водителей, судя по всему, в ближайшее время ждет немало возможностей поломать голову. 11 августа вступили в силу новые требования к организации процесса обучения, и очередная инициатива властей может существенно сократить количество автошкол в Екатеринбурге. Собственно, некоторые автошколы уже начали искать в собственных кладовых белые флаги.
Министерство образования, в ведении которого, собственно, и находятся автошколы, еще больше месяца назад опубликовало целый пакет требований к курсам подготовки молодых водителей. В них прописаны не только примерные стандарты обучения по всем категориям, включая целый ряд новых, но и множество требований к материально-технической базе автошкол — например, к учебным автодромам и автомобилям.
Интересно, что означенную материально-техническую базу и программы обучения по разным видам вождения (и, кстати, по переподготовке с одной категории на другую) автошколы должны согласовывать в ГИБДД. Отсутствие документа, в котором зафиксировано «добро» со стороны автоинспекторов, означает автоматический отказ в праве обучать новых курсантов по новым программам — а старые канули в лету еще 11 августа. Казалось бы, для добротной автошколы не может быть ничего сложного в том, чтобы получить подобное заключение в Госавтоинспекции. Однако, как говорят в ГИБДД, автошколы не то, чтобы оказываются недееспособными — многие учебные организации вообще не торопятся подавать заявки на проверку.
Как заявил на пресс-конференции в «Интерфакс Урал» замначальника Управления ГИБДД ГУ МВД РФ по Свердловской области Алексей Габдорахманов, на сегодня одобрено всего две программы обучения: «добро» от ГИБДД получили одна автошкола Екатеринбурга и одна — Полевского. На рассмотрении находятся еще чуть более сотни заявок. Между тем, в Свердловской области на момент вступления в силу новых требований было зарегистрировано 324 автошколы, и все они худо-бедно выпускали на уральские улицы молодых водителей.
Недавняя реформа позволила курсантам учиться водить на автомобиле с автоматической коробкой передач — при условии, что и впоследствии они не будут рисковать выезжать на дорогу за рулем автомобиля с «механикой». Но в Свердловской области это нововведение пока буксует.
По словам представителя ГИБДД, ни одна из подавших свои программы на согласование автошкол не предусмотрела в них подобного. Алексей Габдорахманов связывает это, во-первых, со сложностью и дороговизной материальной базы — судя по всему, уральские автошколы попросту не располагают учебными автомобилями с «автоматом». Кроме того, по его словам, «эстакада», один из весьма важных элементов экзамена все равно сдается на машине с механической КПП, а это обстоятельство, по большому счету, нивелирует все прелести «автоматического» обучения.
Именно новые требования к материально-технической базе могут привести к тому, что количество автошкол в Свердловской области заметно сократится. По мнению ГИБДД, те школы, что еще не подали заявки на согласование собственных программ обучения, ведут себя сейчас, как грамотные бизнесмены — то есть, оценивают рентабельность собственного бизнеса в свете изменившихся требований и решают, продолжать ли заниматься своим делом либо покинуть этот сектор рынка. Многие автошколы, чтобы продолжить образовательную деятельность, вынуждены будут обновить парк учебных автомобилей, либо усовершенствовать автодромы, либо вообще обзавестись оными — по новым требованиям, учебная площадка должна находиться в собственности школы или, на худой конец, быть арендованной по скрупулезно составленному договору. Поэтому и не спешат свердловские организаторы обучения вождению выстраиваться в очередь в ГИБДД. А без заключения от дорожной инспекции начинать работать со свеженабранными курсантами они не имеют права.
В ГИБДД уверены, что новая политика, в конечном итоге, приведет к повышению качества обучения, так как эту сферу покинут те организации, для которых главной целью было зарабатывание денег, а не подготовка компетентных водителей. Алексей Габдорахманов привел на пресс-конференции статистику, согласно которой с первого раза экзамен на право управления автомобилем сдает лишь четверть курсантов. Причем, по его словам, основным камнем преткновения является сдача вождения в городском цикле, а теоретический экзамен и «площадка», как правило, ни у кого проблем не вызывают. Не исключено, что эта ситуация связана с пресловутым тезисом о том, что в автошколах обучают «не водить, а сдавать». Соответственно, квалификация молодых водителей в свете новых требований к процессу обучения должна резко вырасти — таким образом, и на дорогах станет безопаснее.
С другой стороны, представители объединения автошкол считают, что подобная политика может привести к резкому росту стоимости обучения. Попытка соответствовать новым требованиям повлечет за собой определенные финансовые вложения, компенсировать которые владельцы автошкол будут проверенным путем — из карманов курсантов. С нынешних 15-20 тысяч рублей цена образовательных услуг может вырасти до 30 тысяч — как минимум, из-за увеличившегося количества часов, отведенных на вождение. Те же, кто не найдет возможностей для дополнительных инвестиций, просто прекратят свою деятельность.
Президент ассоциации автошкол Свердловской области Евгений Фомичев прогнозирует резкое сокращение возможностей выбора для потенциальных курсантов: «У нас в Екатеринбурге работает около 90-100 автошкол, а в области — свыше 250. И каждому центру теперь необходимо закупать камеры в автомобили, прицепы, другое оборудование и иметь автодромы с необходимым знаками, освещением и так далее. Также нужны компьютеры и другая техника. Я вижу, что владельцев автошкол это останавливает, они всерьез думают над прекращением своего бизнеса. Он попросту становится нерентабельным», — заявил Евгений Фомичев агентству «Новый регион».
Первый курсантский «выпускной» по новым правилам должен состояться в конце нынешнего года. Сколько в действительности будет выпущено молодых водителей, не возьмется предсказать, пожалуй, никто. Но нужно заметить, что все эти нововведения тем курсантам, что уже начали процесс обучения, ничем не грозят: они получат «права» по старым требованиям.
А вот в процессе набора новых учеников возможна неразбериха. По идее, автошкола, не получившая одобрения в ГИБДД, не имеет права начинать процесс обучения — она может только набирать потенциальных курсантов, заключать договоры и тому подобное. Но в ГИБДД просят новичков быть осторожнее и иметь дело с компаниями, уже прошедшими этот тернистый путь. В противном случае, не исключено повторение ситуации с турфирмами, когда оплатившие все положенное клиенты оказываются у разбитого корыта, потому что компания неожиданно лишается лицензии. Вернуть свои деньги в этом случае, как показывает практика, почти невозможно.
Представители ГИБДД рекомендуют, в частности, интересоваться у руководства автошкол, как у них обстоят дела с лицензированием и получением одобрения собственной деятельности в органах власти. Стоит также отметить, что некоторые члены автошкольного сообщества, знакомые с ситуацией, уже отмечают определенные кризисные тенденции: замечено, что отдельные автошколы, заведомо не обладающие должной материально-технической базой, все же набирают новые группы курсантов.
Фото: Globallookpress.com
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов