Среди потока абсурдных и оторванных от жизни инициатив наших властей, наподобие полумиллионных штрафов за красный свет, порой встречаются и полезные. Одна из таких немногих мер — отмена доверенности на управление автомобилем: с минувшей субботы ее не обязательно иметь при себе, чтобы удостоверить право находиться за рулем. Тем не менее, спешить выбрасывать или рвать в клочки надоевшую бумажку не стоит. Еще имеются ситуации, в которых она может пригодиться.
Автомобильная общественность отмену доверенности на право управления в целом поддержала. Документ, который любой водитель мог выписать сам себе, до недавнего времени считали лишь еще одной бесполезной бумагой, «филькиной грамотой» и поводом для лишних контактов с ГИБДД — в случае, конечно, если водитель забыл оформить новый экземпляр. Тем не менее, нашлись у этой меры и противники, утверждающие, что отмена доверенностей облегчит жизнь угонщикам и прочим криминальным элементам.
Строго говоря, ничего особо не изменилось: если раньше завладевший машиной и обнаруживший в ней документы угонщик мог спокойно, не отходя от «кассы», нарисовать себе разрешение от лица владельца, то сейчас прикинуться законопослушным получится лишь при наличии в автомобиле «неограниченного» полиса ОСАГО. Во всех других случаях обнаружить неправомерность управления будет даже проще: причиной для подозрений становится отсутствие нужной фамилии в страховом полисе, а подкреплены они могут быть, допустим, имеющимся у ГИБДД заявлением об угоне. К слову, представители руководства Госавтоинспекции уже выступили с настойчивыми рекомендациями не хранить документы на автомобиль в самом автомобиле — как будто раньше это не возбранялось…
Итак, теперь водителю, согласно новой редакции пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, необходимо иметь при себе удостоверение, свидетельство о регистрации автомобиля и соответствующим образом оформленный полис ОСАГО. Значит ли это, что к такому водителю у ГИБДД не будет вопросов? Отнюдь. Не имеющий доверенности водитель до сих пор, как ни странно, может остаться без своего «железного коня». Как пояснил известный уральский автоправозащитник, представитель «Комитета по защите прав автомобилистов» Георгий Бадьин, исключение ключевого абзаца из ПДД не повлекло за собой модернизации Кодекса об административных правонарушениях. Согласно статье 12.3 до сих пор отсутствие документов, подтверждающих право управлять автомобилем в отсутствие владельца наказывается штрафом в 100 рублей.
«Страшны не указанные сто рублей, а норма, прописанная в другой статье Кодекса, согласно которой при нарушении статьи 12.3 КоАП РФ водитель отстраняется от управления, а автомобиль на эвакуаторе отправляется на штрафстоянку. Вот и получается, что с одной стороны государство как бы отменило обязанность водителя предъявлять сотруднику полиции доверенность, с другой — сотрудник полиции имеет полное право в отсутствие указанного документа высадить вас из-за руля, а автомобиль направить на штрафстоянку. Несмотря на то, что я верю в здравый смысл сотрудников ГИБДД, я не могу не рекомендовать водителям не торопиться с выбрасыванием никчемной бумажки, а во избежание неприятных неожиданностей продолжать её пока возить с собой», — говорит Георгий Бадьин.
Но вышеописанный казус — не единственная причина подождать с полным отказом от доверенности. Конечно, есть надежда на то, что ПДД и КоАП в скором времени синхронизируются между собой, но даже ликвидация юридического казуса не будет означать полного отказа от доверенности. Она понадобится еще в целом ряде случаев. К примеру, водителю не позволят пройти технический осмотр, если он не является владельцем автомобиля либо не имеет доверенности от владельца. Без доверенности не вернут водителю автомобиль, помещенный на штрафстоянку — так написано в соответствующем законе Свердловской области.
Как ни странно, без доверенности не стоит обращаться и в ГИБДД — речь идет о регистрационных действиях, для совершения которых опять-таки потребуется пресловутый документ. Впрочем, пока речь идет о рукописном документе, который легко оформить и на коленке, но есть еще и «прокачанная» версия доверенности, которая заверяется нотариусом. Она может понадобиться при выезде на автомобиле за границу или в случае, если водителю придется представлять интересы владельца в суде — скажем, при осложнениях в отношениях со страховой компанией. К слову, у страховщиков к отсутствию доверенности на право управления в случае ДТП вопросов теперь быть не должно — им достаточно правильно оформленного полиса ОСАГО.
Таким образом, говорить о полной отмене доверенностей на право управления автомобилем рановато, и наличие фамилии водителя в списке допущенных полисом ОСАГО к управлению не всегда означенного водителя выручит. Будем надеяться, что процесс модернизации взаимоотношений водителя и власти на этом не застопорится, и не будет ограничиваться лишь провокационными заявлениями об абсурдно высоких штрафах.
Фото: Globallookpress.com, Rian.Ru
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов