Рано или поздно это должно было случиться. Правительство РФ увеличило коэффициенты, по которым рассчитывается конечная стоимость полиса ОСАГО. Не трогая базовую тарифную ставку, законодатели умудрились сделать так, что обязательное страхование автогражданской ответственности подорожало практически для всех категорий автомобилистов.
Как известно, базовая тарифная ставка – это только часть формулы, по которой страховщики вычисляют, сколько именно должен заплатить за полис ОСАГО каждый конкретный автовладелец. Закон об ОСАГО, в котором эта формула зафиксирована, был принят еще в 2003 году, и с тех времен модифицировался только однажды – в 2009 году. Сейчас законодатели пошли тем же путем, снова изменив коэффициенты. Те цифры, которые уменьшают (что редко) или увеличивают (что гораздо чаще) базовую ставку, причем порой весьма существенно.
Выезжать без полиса ОСАГО на дороги общего пользования запрещено: за его отсутствие статьей КоАП 12.3 предусмотрен штраф в 100 рублей. Кроме того, эксплуатацию такого автомобиля сотрудники дорожной полиции, скорее всего, запретят. Если же полис ОСАГО отсутствует в принципе, а не просто забыт дома, то согласно статье 12.37 штраф может достигать 800 рублей
Основное, что в первую очередь почувствуют на своих кошельках все без исключения екатеринбургские водители – это увеличение территориального коэффициента. По этому параметру столицу Среднего Урала приравняли к Санкт-Петербургу, и теперь стоимость базового тарифа для ОСАГО автомобиля, зарегистрированного в Екатеринбурге, придется умножать не на 1,3, как раньше, а на 1,8. То есть при прочих равных условиях свердловчане будут платить за страховку почти в полтора раза больше (соседним Тюмени и Перми повезло куда меньше – им установили коэффициент 2, как в Москве). Но это только начало. Если к управлению автомобилем допущено неограниченное количество водителей, тариф нужно будет умножить не на 1,7, а на 1,8. Если водителю меньше 22 лет, и стаж управления у него – 3 года или меньше, коэффициент также вместо 1,7 составит 1,8, для категории «старше 22 и меньше 3» он повысился с 1,5 до 1,7, а опытному, но молодому водителю придется умножить базовую ставку не на 1,3, как раньше, а на 1,6.
Не слишком значительно по сравнению с вышеописанным увеличились коэффициенты, поднимающие базовую ставку в зависимости от мощности двигателя. Для слабосильных малолитражек мощностью до 70 л.с. он увеличился с 0,9 до 1, а для машин с мотором до 100 л.с. – с 1 до 1,1. Таким образом, усилия властей по избавлению владельцев таких автомобилей (а их в России – большинство, с учетом распространенности продукции АвтоВАЗа) от бремени транспортного налога начинают выглядеть почти символическими. Стоит отметить также, что повышены были и коэффициенты, изменяющие стоимость тарифа в зависимости от количества месяцев в году, в течение которых используется автомобиль.
Страхование автогражданской ответственности не стоит путать со страхованием вреда имуществу. Полис ОСАГО защищает не пострадавшего в аварии, а ее виновника, обязанности которого по возмещению ущерба берет на себя страховая компания
Разберем самый простой пример. Сколько будет стоить полис ОСАГО для, допустим, Renault Logan с мотором объемом 1,6 л мощностью 84 силы, «живущего» в Екатеринбурге и используемого круглый год неопытным водителем старше 22 лет? Базовая тарифная ставка составляет сейчас 1980 рублей. Умножаем ее на 1,8 (территориальный коэффициент), на 1,1 (коэффициент мощности), на 1 (мы условились, что водитель у нас один) и на 1,7 (коэффициент опытности), сознательно не учитывая страховую историю нашего абстрактного водителя. В итоге получается, что он заплатит за страховой полис, без которого ему просто нельзя появляться на дорогах, около шести с половиной тысяч рублей. С применением же коэффициентов, которые действовали еще на прошлой неделе, стоимость заветной бумажки составила бы около четырех тысяч. Но это уже в прошлом. Впрочем, инициаторы повышения коэффициентов считают, что и новые тарифы будут доступны подавляющему большинству россиян.
Некоторые категории транспортных средств не обязаны иметь полис ОСАГО, но по большому счету это распространяется только на военную боевую технику, а также транспорт, который физически не может ездить быстрее 20 км/ч. Понятно, что снегоуборочные машины к таковым не относятся
Страховщиков понять можно: еще на этапе принятия закона об ОСАГО было понятно, что денег они на этом виде страхования не заработают. По словам местных игроков рынка, они рассматривали обязательную автогражданку как способ повышения страховой культуры населения и возможность «продвигать» прочие виды страхования. Насколько им это удалось, неизвестно, но вот ОСАГО по-прежнему балансирует на грани убыточности, и заниматься им многим компаниям становится просто невыгодно – не одна СК уже покинула этот сектор рынка. Кроме того, нельзя не учитывать такой важный в нашей стране фактор, как инфляция. Так что удорожание полиса выглядит, в принципе, логичным, а социальной роли обязательной автогражданки никто не отменял. Тем не менее, это еще не предел: в Минфине сейчас обсуждают возможность увеличения лимитов страховых выплат, что тоже приведет к повышению стоимости ОСАГО. Более того, в следующем году страховщикам придется взять на себя контроль за прохождением техосмотра, а водителям – синхронизировать приобретение полиса ОСАГО и получение талона ГТО.
Иллюстрации: © Дмитрий Елизаров
помнится в первый год действия осаго были статьи о миллиардных сверхприбылях страховщиков, о сотнях новых страховых компаний... как они ими распорядились и подумали о своем будущем или нет это уже другой вопрос
как они ими распорядились
просто потратили на страховые выплаты, на возмещение ущерба, как и следует по закону об ОСАГО.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов