После заявлений о намерениях мэрии максимально «обвелосипедить» Екатеринбург грядущие велодорожки и тема городского велосипедизма в целом прочно обосновалась в повестке дня. А недавнее предложение депутата Милонова, известного своими экстравагантными идеями, только подлило масла в огонь дискуссии. Чем же аргументируют свои позиции поклонники двухколесного транспорта и велохейтеры?
У последних главный аргумент один: велосипедисты в массе своей не умеют себя вести. Любой мало-мальски опытный водитель сможет найти в своей биографии один-другой, а то и больше, случаев нарушения велосипедистами правил дорожного движения. Несмотря на то, что велосипед, по ПДД, ровно такой же участник транспортной системы, как и автомобили и пешеходы, пилоты двухколесников на правила чаще всего плевать хотели. В силу специфики своего транспорта велосипедисты могут двигаться как по проезжей части, так и по тротуару, и активно этим пользуются, с удовольствием используя те преимущества, которые полагаются исключительно пешеходам. Спешиваться при этом, меж тем, не спешат.
Дмитрий Ларионов, правозащитник и общественный деятель:
Многие велосипедисты — «вчерашние пешеходы», знающие ПДД на уровне «да тут и так всё понятно». Крайне редко можно увидеть, как велосипедист указывает рукой направления маневра, или как двигается днем со включенной фарой, как того требуют правила. Многие руководствуются логикой: «если я не понимаю, зачем это нужно, значит это не нужно». Напротив, очень часто можно увидеть, как велосипедисты ездят посреди дороги, чуть реже — как поворачивают налево на многополосных дорогах, что, соответственно, запрещено правилами.
Именно это обстоятельство — наплевательское отношение велосипедистов к правилам дорожного движения — и спровоцировало печально известного Виталия Милонова на оригинальную инициативу. Парламентарий предложил обязать велосипедистов сдавать «на права» в общем порядке, как это делают автомобилисты, владельцы мотоциклов и тому подобное. Предполагается, что эта мера повысит правовую грамотность велосипедистов и, соответственно, добавит порядка на дорогах.
Строго говоря, этим путем уже прошли пилоты малокубатурных скутеров и мопедов. Если некоторое время назад водители буквально рыдали от засилья «пацанов на табуретках» на городских улицах (причем нередко эти «пацаны» становились жертвами ДТП, в том числе и по собственной вине), то сейчас, после введения обязательной процедуры получения водительского удостоверения соответствующей категории, число таких «табуреточников» активно стремится к нулю. Не исключено, что инициатива Милонова, буде она получит физическое воплощение, действительно сработает. Правда, ГИБДД придется постараться, так как на плечи инспекторов лягут совсем новые обязанности. Конечно, за порядком среди велосипедистов они и так следить обязаны, но особого рвения пока, как правило, не проявляют.
Дмитрий Ларионов, правозащитник и общественный деятель:
Любой участник дорожного движения, которому предписано двигаться по проезжей части, обязан знать правила в полном объеме (а не только то, что касается пешеходов), и, соответственно, должен существовать механизм государственного контроля этого знания. Но в этом случае методика работы ГИБДД потребует определенных доработок, с нынешним подходом работать с велосипедистами будет тяжело.
Проще говоря, как считают многие автомобилисты, сейчас у любителей двухколесного транспорта есть одни права, и неплохо бы добавить к ним хоть чуточку обязанностей. Если у велосипедистов появятся собственные удостоверения, скорее всего, на них будут распространяться и все остальные требования к участникам дорожного движения — такие, например, как обязательное страхование и обязательная трезвость. Ну, и, конечно, придется платить штрафы. Даже сама необходимость получения водительского удостоверения, по мнению участников велосипедного движения, оттолкнет потенциальных неофитов.
Андрей Толмачев, руководитель проектов в фонде «ГородPRO», один из идеологов движения велосипедистов Екатеринбурга:
Если мы обяжем велосипедистов получать права, мы удержим значительную (если не большую) часть тех людей, которые готовы были бы ездить на велосипеде. При этом нельзя обосновать необходимость получения прав сравнением с автомобилем. Автомобиль — средство повышенной опасности. Он весит полторы тонны, ездит по городу со скоростью 60-80 км/час. А многие водители нарушают скоростной режим. Столкновение с пешеходом или другим автомобилем приводит к тяжким телесным повреждениям или даже смерти.
Велосипед не представляет угрозы жизни и здоровью окружающих: скорость его в городе не превышает 30 км/час, а, чаще всего, меньше 20. Проблему с безопасностью велосипедистов, так же, как и пешеходов, можно решить двумя путями: созданием удобной инфраструктуры, разведением потоков велосипедистов, автомобилей и пешеходов, и пропагандой правил дорожного движения. Как в школе детей учат переходить пешеходный переход на зеленый сигнал светофора, так и для велосипедистов стоит раздавать брошюры с правилами движения на велосипеде, которых, кстати, не так много.
Таким образом, ситуация снова сводится к необходимости появления в городском пространстве некоей выделенной структуры для велосипедистов. С их точки зрения, это вопрос не только удобства, но и безопасности. В самом деле, раздел в ПДД, посвященный велосипедному движению, писался бог знает сколько лет назад, а как именно вырос дорожный трафик за последнее время, все мы прекрасно знаем. Поэтому любителей мускульного транспорта с их стремлением покинуть проезжую часть понять можно, тем более, что и среди автомобилистов немало тех, кто ПДД открывал последний раз в лучшем случае накануне экзамена в ГИБДД.
В этом велосипедистов поддерживает и городская мэрия. Как заявил председатель комитета по транспорту администрации города Дмитрий Логинов, строительство новых дорог и глубокая реконструкция существующих в обязательном порядке будут сопровождаться появлением велодорожек. Там же, где дороги не требуют реконструкции, велодорожки «отъедят» примерно по метру ширины проезжей части.
И, естественно, подобные заявления не могли не вызвать возмущения у автомобилистов. Если отбросить эмоции, то сводится его суть всего к нескольким пунктам. Во-первых, велосипедист финансово никак не участвует в формировании дорожной инфраструктуры: он не платит транспортного налога, как водитель автомобиля, и не покупает топлива, часть акцизов из цены которого также тратится на дорожные нужды. Соответственно, ублажать велосипедистов дорожками вынужден будет городской бюджет, а эти деньги можно было бы потратить на куда более важные вещи.
Во-вторых, велосипедистов в городе, тех, кто использует велосипед более-менее регулярно и именно как транспорт, куда меньше, чем тех же автомобилистов, не говоря уж о пешеходах. И с какой такой радости мэрия проявляет к ним такое внимание, многие просто не понимают. Кроме того, улучшение жизни велосипедистов, по мнению некоторых экспертов, вряд ли приведет к взрывному росту их количества.
Наконец, в качестве встречного аргумента приводится откровенная сезонность двухколесного транспорта. Конечно, некоторые велосипедисты используют своих «железных коней» и зимой, но очевидно, что их количество с появлением снега и похолоданием сокращается в десятки раз.
Тем не менее, достоинства велосипеда, как вида транспорта, не только понятны, но и неоспоримы.
Андрей Толмачев, руководитель проектов в фонде «ГородPRO», один из идеологов движения велосипедистов Екатеринбурга:
Велосипедное движение в городе очень полезно. Каждый человек, который поехал из дома на работу на велосипеде вместо автомобиля, занимает меньше места при движении, следовательно, создает меньше пробок. Не загрязняет воздух выхлопами, создает меньше шума (вспомните, когда люди покупают квартиры, все предпочитают квартиры с окнами, выходящими во двор — как раз из-за шума, который создают машины). При этом, если человек ездит на велосипеде, он получает суточную физическую нагрузку. Следовательно, меньше болеет.
Чем закончится противостояние автомобилистов и велосипедистов, пока сказать сложно. На сегодня ясно лишь одно: проблема действительно имеет место, и решена она может быть лишь двумя способами — инициативой «снизу», со стороны самих велосипедистов (чем, к слову, и занимается фонд «ГородPRO»), либо властным решением наподобие того, что предложил Виталий Милонов. Но лучше бы разгребать ситуацию с «городской пропиской» двухколесного транспорта доверили его пилотам, так как к чему порой приводят идеи законотворцев, мы прекрасно знаем.
Фото: © Globallookpress.com
ГИБДД смогут поймать
попробуй поймай. ага
Если введут велосипедные права, многие (например я) прекрасно обойдутся без них. Сильно сомневаюсь, что сотрудники ГИБДД смогут поймать велосипедиста
А не проще ли сделать так, чтобы ловить не пришлось? Что сложного в том, чтобы выучить ПДД на уровне пешехода и выполнять их, находясь на проезжей части?
А не проще ли сделать так, чтобы ловить не пришлось? Что сложного в том, чтобы выучить ПДД на уровне пешехода и выполнять их, находясь на проезжей части?
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов