Екатеринбургу не привыкать захлебываться в грязи. Правда, обычно столица Среднего Урала делает это в межсезонье, в период активного таяния или падания снега, а подобное состояние улиц под Новый год пока Екатеринбургу в новинку. Конечно, можно обвинить в буро-коричневых потоках затянувшуюся оттепель. Но автомобилисты города считают, что в необходимости чуть ли не ежедневного посещения автомойки виноваты методы, которыми городская администрация борется с гололедом.
Как утверждают в Комитете по благоустройству, нынешней зимой улицы Екатеринбурга в снегопад и гололед посыпают двумя составами. Для того, чтобы исключить гололед на тротуарах, используется гранитная крошка, а проезжую часть посыпают составом под названием «Бионорд». На сайте производителя реагента указано, что состоит он из хлорида кальция, хлорида натрия и хлорида калия в практически произвольных пропорциях. Утверждается, что состав не только прост в применении, но и эффективен — он разрыхляет и плавит снег и лед при температурах до -25 градусов.
Именно химический реагент горожане активно обвиняют в том, что на дорогах Екатеринбурга даже среди зимы — потоки грязи. Упоминаются не только автомобили, которым хватает буквально нескольких сотен метров, чтобы покрыться ровным коричневым слоем. Городские водители утверждают, что состав, перемешанный со снегом, образует на лобовых стеклах мутную липкую пленку, с которой с трудом и от силы на пару минут справляются омывающие жидкости. К чему может привести резкое ухудшение видимости в условиях городского трафика, никому объяснять не надо, соответственно, водители вынуждены тратиться как минимум на увеличенные дозы омывателя.
Несмотря на заявленную способность реагентов плавить снег и лед, осадки вместе с химическими препаратами образуют на дорогах вязкую грязь, убирать которую коммунальщики не спешат. Но, по наблюдениям водителей, слой грязи практически нивелирует сцепление колес с покрытием и сильно усложняет управление. «Даже в мороз едешь, как по мылу» — говорят автомобилисты. Серьезно страдает и тормозная динамика.
Кроме того, горожане жалуются на вред, который многокомпонентная соляная смесь наносит одежде и обуви. В администрации утверждают, что реагент на тротуары не рассыпают, однако пешеходам свойственно посещать и переходы на перекрестках, а там — все та же липкая полужидкая грязь. Между тем, в соответствующих инстанциях города и области упирают на то, что реагенты имеют все необходимые сертификаты, включая гигиенические, и заметно менее вредны, чем традиционная пескосоляная смесь. Стоит отметить, что в последний снежный уик-энд на улицы Екатеринбурга, по официальным данным, было высыпано более трехсот тонн противогололедных реагентов.
Екатеринбургские общественники более осторожны в своих оценках. К примеру, активист движения «РосЯма-Екатеринбург» Алексей Беззуб считает, что сами по себе химические реагенты не могут быть причиной такого количества грязи на дорогах, так как тот же пресловутый «Бионорд» по своему составу — просто комбинация солей, и если дозу реагента растворить в воде, то вода останется прозрачной. Применение подобных смесей не запрещено и в северных странах Европы (хотя, например, в приполярной Скандинавии стараются ими не пользоваться, чтобы солей случайно не наелись вольно пасущиеся олени), и в Канаде. Одной из основных причин того, что Екатеринбург и под Новый год утопает в грязи, Алексей Беззуб называет халатный подход к уборке улиц и, как следствие, низкое качество применяемых материалов.
К рассыпаемому на улицы реагенту, к примеру, могут подмешивать банальный песок, который и придает бурый оттенок снежной каше на дорогах. Что касается фракционных материалов, которыми посыпают тротуары, то в городской администрации утверждается, что этот мелкий щебень не дает пыли. Но и тут, по мнению общественного деятеля, возможны злоупотребления — например, использование вместе со щебнем пылеобразного отсева, который вместе с тающим снегом и превращается в грязь.
Есть у проблемы применения противогололедных средств и еще один аспект. Скажем, в рекомендациях по применению химических реагентов ясно сказано, что после того, как их действие завершилось (то есть, лед и снег превратились в жидкое месиво), полученную кашу следует с дороги убрать. Между тем, за екатеринбургскими коммунальщиками подобного рвения практически не замечается. А вообще без применения реагентов, по мнению специалистов, не обойтись хотя бы потому, что тонкий слой льда, который образуется на асфальте после уборки снега, техника соскрести не в состоянии. Единственный выход — растапливать его. И после этого убирать, конечно.
Впрочем, ни администрация Екатеринбурга, ни независимые специалисты не снимают вины и с самих автомобилистов. У городских властей в ход идет все — и парковки на газонах, после которых машины растаскивают грязь на колесах, и пресловутые шипы, которые якобы соскребают с асфальта мелкую крошку (а это, по мнению местных дорожников, приводит еще и к колеям). Специалисты поминают в том числе и резиновую пыль, и твердые частицы автомобильных выхлопов, и немытые грузовики, выезжающие со строек. Причин может быть множество. Более-менее понятно только одно — с феноменом дорожной грязи в Екатеринбурге можно справиться только общими сплоченными усилиями. Известная поговорка применительно к столице Среднего Урала будет звучать так: «Чисто не там, где не сорят, а где регулярно и тщательно убирают». А с реагентами Екатеринбургу еще жить и жить…
Фото: © Globallookpress.com, Ekburg.ru
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов