Рано радовались. Наблюдая за попытками участников так называемого «открытия дрифт-сезона», организованного командой Drive Racing, демонстрировать искусство управления автомобилем в глубоком заносе, мы посчитали, что лед тронулся, и дела с дрифтом в нашем городе начали налаживаться. Предвкушали чудесное зрелище с видными дрифтерами, которые должны были «давать угла» в ближайший уик-энд в рамках II этапа чемпионата Уральской лиги. Не тут-то было: гонка отменена по инициативе ГИБДД.
Отменена, к слову, буквально за два дня до старта квалификационных заездов, и отдельные представители спортивной тусовки уже высказывают предположения, что сделано это было сознательно. Мол, областная ГИБДД специально так долго «тянула резину», чтобы у организаторов этапа не было времени на переосмысливание ситуации. Не исключено, что зерно истины в этом есть. Однако, при ближайшем рассмотрении ситуация выглядит не такой простой, как кажется вначале.
Мысль о том, что в руководстве ОблГИБДД не любят массовые автоспортивные мероприятия, не нова и не раз высказывалась многими спортсменами-любителями. К примеру, видный екатеринбургский дрифтер и участник Уральской Лиги дрифта Егор Полунин связывает такое отношение дорожной полиции к гонкам в заносе с первой попыткой организации упорядоченных дрифт-заездов, которая состоялась еще в 2007 году на парковке у рыночного комплекса «Таганский ряд». Тогда организаторам, команде iGi MAX не удалось предусмотреть все насущные тонкости, и неупорядоченные толпы зрителей просто заблокировали проезд по одной из главных транспортных артерий города. Это, в свою очередь, не могло не вызвать раздражения у тогда еще милиции.
Однако не добавляют тусовке «респекта» со стороны ГИБДД и так называемые нелегальные дрифтеры — достаточно массовое явление в Екатеринбурге. Любители «крутить пятаки» оккупируют ночами любой доступный более-менее просторный кусок асфальта, вызывая ревом моторов и свистом резины законное негодование у мирных окрестных обывателей. А все шишки валятся опять-таки на инспекторов, которые то ли не могут, то ли не хотят наводить порядок. Таким образом, отношение к достаточно новым автоспортивным дисциплинам со стороны ГИБДД вполне можно понять.
Организаторам массовых мероприятий, связанных не только с массовостью, но и со скоростью, приходится проходить через невероятное количество согласований и бюрократических препонов. Естественно, задекларированная цель всех этих телодвижений — обеспечение достойного уровня безопасности, в первую очередь для зрителей. Как показывает практика, дрифтовые заезды, которые для Екатеринбурга пока еще являются экзотикой, вызывают бурную реакцию как раз у зрителей. А драматические происшествия на автоспортивных соревнованиях в Свердловской области, к сожалению, случаются. Соответственно, позиция ГИБДД в подобных ситуациях проста, как асфальт: нет согласований, обеспеченный уровень безопасности не соответствует требованиям — нет мероприятия. И, понятное дело, ни о каком принципиальном неприятии автоспорта как явления в ГИБДД никто не заявляет.
Но, по словам опытных организаторов, нерешаемых проблем не существует. Максим Ченцов, глава команды iGi MAX, вспоминает еще один случай прорыва дрифт-блокады в Екатеринбурге — гонки на Лиственной, прошедшие в статусе этапа регионального чемпионата в 2011 году. ГЛЦ «Лиственная», на парковке которого и состоялись заезды, расположен в непосредственной близости от участка дороги с интенсивным движением, связывающего Верхнюю Пышму и Березовский. И тогда у ГИБДД также вызывала серьезные опасения вероятность блокировки этой артерии автомобилями зрителей. Однако по инициативе как организаторов, так и самой дорожной полиции проблему удалось решить вполне успешно — ОблГИБДД выделила два мобильных экипажа, инспекторы которых и следили за порядком на дороге, не позволяя зрителям бросать свои автомобили как попало. Те, кому удалось тогда побывать на соревнованиях, унесли с собой исключительно положительные впечатления.
На соревнования, которые должны были состояться в ближайший уик-энд, 21 и 22 июня, предварительные заявки оформило 53 гонщика со всего Урала. Оргкомитет Чемпионата ULD нашел для гонок принципиально новую площадку. Достойно оборудованный комплекс RUS расположен вообще за чертой города — на 33 км Тюменского тракта. Отличный асфальт, развитая инфраструктура, обилие свободного места и — что, как показывает практика, очень важно — вместительная парковка. Сам паркинг комплекса рассчитан примерно на 300 машин, но организаторы ждали в гости от 1 до 3 тысяч зрителей. Нашли решение и для них. Как утверждает руководитель оргкомитета гонки Сергей Анкутдинов, был организован съезд с территории комплекса в поле, где смогли бы разместиться все приехавшие полюбоваться на заезды.
Однако в процессе пресловутых согласований ММО МВД России «Заречный» потребовало установки временных дорожных знаков на участке трассы Екатеринбург-Тюмень, к которой и примыкает площадка. Администрация Белоярского округа дала предварительное «добро» на установку, но вместо знаков оргкомитет получил письмо из МВД Заречного, где сказано буквально следующее: «Для обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов проведение на территории Белоярского городского округа в период 21-22 июня 2014 года на участке автомобильной дороги федерального значения Екатеринбург-Тюмень 33 км проведение 2 этапа Открытого чемпионата УрФО по дрифту не рекомендовано».
Основной претензией со стороны властей, помимо оживленного характера трассы, стало несоблюдение сроков согласований, которые должны были состояться не менее, чем за месяц. Оргкомитет же по ряду причин вынужден был впрячься в этот непростой процесс в более жесткие сроки: первичный пакет документов ушел в правоохранительные органы лишь 11 июня. Таким образом, с точки зрения буквы закона полиция в своем праве, и организаторы гонки в лице руководителя Уральской лиги дрифта Сергея Анкутдинова это признают. Тем не менее, власти вполне могли пойти спортсменам навстречу — и примеры подобного отношения к соревнованиям, к счастью, имеются. Один из них описан выше. Как считают сами дрифтеры, в этом случае ГИБДД пошла по пути наименьшего сопротивления, когда проще запретить, чем помогать. Таким образом, вопрос об отношении властей к любительскому автоспорту в Екатеринбурге по-прежнему остается открытым.
Однако, в Екатеринбурге давным-давно назрела и еще одна проблема, которую фиксируют не только любители скорости, но и более консервативные водители. Заключается она в отсутствии выделенной, закрытой площадки для проведения различных автомобильных мероприятий. Как сказала лидер команды Drive Racing Яна Крупянко, чьими силами и состоялось вышеупомянутое «Открытие дрифт-сезона», пышминский Учебный автодром был выбран в качестве места проведения заездов в том числе и по причине его обособленности. Это обстоятельство заметно упрощает процедуру согласований.
Тем не менее, даже без учета качества самих соревнований компактность площадки создала определенное количество проблем как гонщикам, так и пресловутым зрителям. К примеру, выбраться с места проведения гонки по узкой подъездной дорожке, забитой припаркованными машинами, стало настоящим — и не слишком безопасным — квестом. Именно неконтролируемого потока машин и пешеходов, массово вываливающегося с площадки гонки на федеральную трассу, и опасались в ГИБДД, и как раз это и стало официальной причиной «не рекомендовать» проведение заездов на Тюменском тракте. Но, как уже говорилось, отменить — проще.
Появление в Екатеринбурге более-менее стационарного автодрома разом решило бы множество проблем. По словам автомобильного эксперта и журналиста Игоря Яковлева, такая площадка пригодилась бы не только спортсменам, но и начинающим водителям, которые могли бы практиковаться в безопасном месте, и коммерческим организациям, чья деятельность связана с проведением тест-драйвов. Площадка послужила бы к вящему улучшению общей водительской культуры среди свердловчан, поспособствовала бы повышению квалификации уральских водителей… Наконец, именно на этот гипотетический автодром могли бы переместиться те аутло-рейсеры, которые сейчас ночами доводят обывателей до исступления, мотивируя свое поведение как раз отсутствием площадки. То есть, эта территория могла бы играть не только коммерческую, но и социальную роль.
В близких к автоспорту кругах о необходимости выделенного автодрома по образцу Красноярска, Казани, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и многих других говорят уже давно. Но воз и ныне там: ни Администрация, ни коммерческие круги инвестировать в проект какие-то средства не собираются. Первые — по причине отсутствия (то ли средств, то ли желания), вторые — из-за дороговизны самого проекта и малореальных перспектив окупаемости. Но, пока суть да дело, в Екатеринбурге будут запрещать автоспортивные соревнования, а в сопредельных Перми, Тюмени, Челябинске, Уфе, Кургане — с успехом их проводить, собирая многотысячные толпы поклонников.
Фото: © Дмитрий Елизаров
Наконец, именно на этот гипотетический автодром могли бы переместиться те аутло-рейсеры, которые сейчас ночами доводят обывателей до исступления, мотивируя свое поведение как раз отсутствием площадки.
Все равно будут в городе угла давать, на той же УПИшке. Зрителей то больше.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов