Я люблю Грецию. За что? За уникальное сочетание климата, национальной кухни и греческого дружелюбия. За ощущение погружения в историю нашей цивилизации. За возможность на вопрос «Море или горы?» ответить «Все сразу, и можно без пляжа». Наконец, за способность этой страны искренне удивлять любителя активного вождения – порой в горных областях Греции встречаются действительно шикарные дороги. Но на этот раз я принял важное, можно сказать, стратегическое решение: отказаться от автомобиля, не лишая себя при этом драйверских удовольствий. И арендовал квадроцикл.
Помимо желания попробовать на вкус некоторое количество экзотических ощущений решению этому способствовали еще и причины чисто географические. Родос – остров маленький, и все его многочисленные достопримечательности на автомобиле можно объехать буквально за пару дней. А, вооружившись квадом, турист не только может растянуть удовольствие как минимум в два раза, но и открыть для себя совершенно новую сторону Родоса – его проселочные дороги, которыми остров изобилует. Мне удалось прокатиться даже по руслу высохшей реки, но об этом чуть позже. Сначала – вещи сугубо практические.
Об аренде
Строго говоря, оптимальным средством транспорта на Родосе считают скутеры или мотоциклы. Двухколесный транспорт тут присутствует в стратегическом изобилии, и ездят греки на своих жужжалках с впечатляющей бесшабашностью, поэтому даже турист, упакованный в металлическую коробочку автомобиля, вынужден постоянно оглядываться. Что уж говорить о тех, кто передвигается на арендованных мопедах… Помимо очевидных плюсов – крайне низкой стоимости ренты (от 10 до 15 евро в день в зависимости от размеров), аппетита, стремящегося к нулю и полного отсутствия проблем с парковкой, скутер имеет еще и не совсем очевидные. К примеру, греки не стесняются ездить на мопедах даже там, куда въезд остальным видам транспорта настрого заказан, наподобие пешеходных зон. Кроме того, скутер отлично чувствует себя и на транспортных капиллярах островных городков, куда автомобиль просто не протиснется. Таковы, скажем, улочки Старого города Родоса.
Но мое общение с двухколесной техникой так отчего-то до сих пор и не наладилось, поэтому квадроцикл выглядел оптимальным, компромиссным вариантом. Арендовать на Родосе можно как малокубатурный квад, так и более мощную технику: самым крупным, который мне попадался, был трехсоткубовый вариант. Но обнаружил я его уже в самом конце путешествия, так что остров я исследовал на квадроцикле неопознанной марки с двигателем объемом 200 «кубиков». Понятно, что «полтос» значительно дешевле и экономичней – стоимость его аренды вполне сравнима с теми суммами, которые просят за мопед. Но с таким квадом путешествие оказалось бы слишком размеренным и неторопливым.
Стоимость аренды напрямую зависит и от количества дней, которые турист планирует провести в обществе техники: чем дольше срок, тем дешевле стоит аренда в пересчете на один день. Итак, двухсоткубовый заднеприводный квад с вариатором обошелся мне в 95 евро за три дня с возможностью пролонгации. Естественно, в стоимость входила полная страховка «от всего» и – что изрядно порадовало – требуемое количество шлемов, ибо, по идее, за езду без шлема полиция, если попадется, сурово оштрафует каждого «босоголового» на 80 евро. Однако русский человек крепок, как известно, лишь задним умом.
Аренду мототехники на Родосе предлагают практически на каждом углу. Одним из таких углов я и воспользовался, даже не зная названия рента-фирмы. Позже, осматривая город уже на своих двоих, я выяснил, что в организациях с более-менее престижным статусом наподобие Rodos Cars или Zeus Cars можно было и технику найти поприличнее, и чувствовать себя более уверенным в партнере-арендодателе. И даже подвернулся бы случай слегка сэкономить. Но – что выросло, то выросло. Так что лучше не спешить и оценить весь спектр предложений.
Один из самых частых вопросов, которые мне задавали после путешествия – это документальное оформление аренды. Точнее, требуется ли в Греции для управления мототехникой соответствующая категория в водительском удостоверении. Не знаю, как насчет скутеров с двигателями объемом более 50 «кубиков», но для аренды ATV хватило и привычных международных «прав» с категорией В. Правда, с полицией я не сталкивался – в Греции она вообще, по большому счету, незаметна, так что вынужден полагаться исключительно на слова арендодателя.
Зато оценил работу страхового полиса, причем неожиданно для себя.
В процессе возврата квада законному владельцу мы обнаружили отсутствие колпака на одной из задних фар. Темпераментный арендодатель эмоционально интересовался, почему я не сообщил ему о том, что попал в ДТП, хотя именно это является условием действия страховки. На мои резонные возражения о том, что ни в каких авариях я не участвовал, хозяин фирмы тыкал волосатым пальцем в небольшое отверстие на внутренней части фары и заявлял, что оно могло появиться только в результате столкновения. Впрочем, беседа наша в конце концов закончилась к обоюдному согласию, которое есть, как писали классики, «продукт при полном непротивлении сторон»: я отправился своей дорогой, а квадроцикл – на сервисную станцию. Судя по всему, грека расстроило даже не повреждение квада, а перспектива в будущем получить претензии со стороны второго участника гипотетического ДТП. Мне же кажется, что колпак я потерял, интенсивно осваивая родосское бездорожье.
О маршрутах
О том, что на квадроцикле можно ездить где-то, помимо асфальта, туристы в большинстве своем не знают, и на Родосе квады используются в основном для разовых поездок либо в окрестностях туристических деревень. На шоссе между деревнями либо в горах я коллег по увлечению практически не встречал. Это вполне объяснимо: для скоростного передвижения между местными достопримечательностями квадроцикл подходит куда менее, чем автомобиль или тот же скутер. В очередной раз, наматывая повороты по горным серпантинам, я порой сожалел о своем выборе. На Родосе можно найти несколько участков шоссе, по которым было бы действительно интересно прохватить на чем-нибудь более скоростном. Но в целом со своей задачей на маленьком острове квадроцикл справляется, позволяя попутно не особо беспокоиться о его пропитании.
Кроме того, это великолепная возможность съехать с дороги в буквальном смысле куда глаза глядят. Пробираясь через гору Профитис Илиас к южной оконечности острова – Прассонисси, я решил, скажем так, срезать кусок серпантина и спуститься к побережью по грунтовке, благо на карте некое подобие дороги было отмечено. Беседа с местным жителем, правда, позитива не добавила, так как он уверял меня, что я по этой dirty road ни за что не проеду. А если проеду, то обязательно заблужусь. Видя мое упорство, импровизированный консультант расщедрился на действительно ценный совет – держать все время прямо и никуда не сворачивать с курса. Настораживало еще и то, что навигатор об этой стежке и слыхом не слыхивал.
Как оказалось, никуда не сворачивать – это был единственно верный способ все же добраться до цели. Выбранная мною грунтовка, нырнув с горы в ущелье и интенсивно запетляв между островками окультуренной земли, тут же начала раздваиваться, троиться и четвериться, и порой главной сложностью было определить, которое из направлений самое прямое. Квад, обутый в колеса с почти стершимися грунтозацепами, на каждом склоне норовил от контролируемого спуска перейти в беспомощное скольжение. Багажный кейс, закрепленный отнюдь не в расчете на подобные грунтовки, трясся так, что готов был оторваться и путешествовать к побережью уже самостоятельно, при помощи гравитации. И все это – в абсолютной тишине и безлюдье.
Свои микроскопические оливковые плантации греки, судя по всему, посещают нечасто: всего у двух фермеров была возможность покрутить пальцем у виска, завидев сумасшедшего туриста. Реки Родоса, большую часть года обходящиеся без воды, тоже могут обеспечить некоторое количество внедорожных впечатлений, но их высохшие русла покрыты крупным щебнем, и порой передвигаться по ним довольно неуютно. Кроме того, лично для меня так и остался открытым вопрос, насколько это вообще законно.
К слову, отличить местного жителя от заезжего любителя моторазвлечений очень легко. Первые крайне редко используют шлемы, вторые же постоянно используют кейсы на багажниках. Так что кейс и каска – это главные туристические приметы.
Вообще, туристу, непривычному к марафонским путешествиям на квадроцикле, придется тяжело. Главная сложность квада – это курок привода акселератора. Самый мой долгий заезд по острову растянулся на 14 часов. За это время я не только объехал Родос по периметру, но и посетил несколько местных достопримечательностей, включая высокогорные, но после такого долгого движения с постоянными ускорениями и замедлениями пальцы правой руки отказывались даже застегивать пуговицы на рубашке. Так что новичкам искренне рекомендую привыкать к этому средству передвижения постепенно, тем более, что русские традиции использования квадов от греческих заметно отличаются. Здесь квадроцикл рассматривается в первую очередь как транспорт для бездорожья, а там – просто, как одно из средств обеспечения городской мобильности с оттенком развлечения.
В итоге я пришел к выводу, что исследование острова Родос на квадроцикле – классическая палка о двух концах. С одной стороны, совершенно новые ощущения (один запах цветущего горного леса чего стоит) и существенная экономия на топливе, с другой – чисто бытовые сложности длительной поездки в сравнении с тем же автомобилем. Но мы ведь не ищем легких путей, верно? Просто потому, что это скучно, обыденно и неинтересно.
И фотографии зачетные
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов