Недавний успех фильма «Самсара» вдохновил прокатчиков на дальнейшие подвиги в жанре непопулярного кино. Несмотря на то, что сеансы у таких фильмов редкие, свою аудиторию он находит, так что, как сказал российский классик «…если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно…».
Если кто ещё не слышал про такое кино, то вкратце опишу концепцию. В течение полутора часов мы наблюдаем за течением жизни. Попеременно нам показывают людей в городах и деревнях, иногда переходят к живописным видам дикой природы.
В кадре только живые люди, никакого сюжета, кроме кратких мгновений, вырванных из чьих-то судеб. Поэтому фильм и называется документальным, впрочем именно в таких фильмах грань между игровым кинематографом и документалистикой становится наиболее размытой.
Темы сменяются: тут говорится про ничтожность живого существа во Вселенной, а здесь наоборот жизнеутверждающе заявляют, что надежда умирает последней.
Впрочем, всё это происходит без единого слова, поэтому смысловая нагрузка полностью перекладывается на зрителя: что хочешь, то и видишь. Думаю, большинство людей после просмотра задумаются о ценностях вечных, взгрустнут, займутся самокопанием.
На философский лад направляют уже первые кадры снятые в Непале: бескрайние снежные просторы, монахи в обителях. Впрочем настроиться мне было трудно. Скажу прямо: начало картины как и концовка получились весьма затянутыми. Причём если первые 15 минут ещё можно было потерпеть, то в последние минут 20 возникало реальное желание бежать.
Теоретически возможно, что человеку с хорошим настроением фильм придаст заряд бодрости и позитива. Только, если честно, я сильно сомневаюсь, что он сумеет досидеть до конца.
Если до сих пор вы ещё не передумали рискнуть и пойти на «Барака», я расскажу немного о том хорошем, что объективно есть в фильме.
Съёмки, действительно, красивые. Операторская работа, если о ней задуматься, способна поразить воображение. С одной стороны подобные кадры все мы уже не раз видели в различных документальных фильма о природе и о путешествиях. С другой стороны каждая сцена — это удачная находка, ради которой, я уверен, были сняты многие часы видеоматериала.
Музыка удачно дополняет происходящее на экране. «Барака» изображает разные стороны жизни: весёлые и не очень. Порой драматичные сцены разыгрываются посреди толпы людей: всё это бережно сохранено авторами фильма, и этому трудно не сопереживать во время просмотра.
После скучноватого вступления начинается настоящая жизнь с её взлётами и падениями. Нам показывают отрывки из молитв разных народов, рабочих будней, похорон, приёмов пищи. Резкие переходы из богатой социальной группы к бедной, мгновенные перелёты из одного конца света в другой — всё это очаровывает и вызывает неподдельный интерес.
Наконец, нельзя не отметить диалог со зрителем. Периодически люди на экране не стесняясь смотрят прямо в объектив и через него в глаза зрителя. Индейцы, монахи, индийские дети — все они молча говорят с нами.
«Барака» — это фильм непростой, смотреть его стоит либо в одиночестве, либо в компании самого близкого человека. Детям фильм категорически не понравится, потому как за полтора часа действий почти не происходит. Зато тем, кто находится в умиротворённом философском состоянии фильм придётся по вкусу.
Тем же, кто уже посмотрел Бараку, рекомендую посмотреть также «Кояанискатси». Этот фильм, был снят ещё раньше, аж в далёком 1982 году. Как и «Барака» (1992), как и «Самсара» (2011) фильм использует инструменты документальных фрагментов, объединённых в очень неоднозначную композицию с непонятным названием.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов