Театры: «Сон Гафта, пересказанный Виктюком»

Фантасмагорическое действо привозят в Екатеринбург.
Театры: «Сон Гафта, пересказанный Виктюком»

Фантасмагорическое действо «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» привозят в начале декабря в Екатеринбург.

Помимо двух главных участников постановки, упомянутых в названии - Валентина Гафта, написавшего данную фантасмагорию и сыгравшего в ней, а также Романа Виктюка, поставившего ее на сцене столичного «Современника», в спектакле в качестве приглашенной звезды занят еще Александр Филиппенко — у него с десяток ролей, и артист Максим Разуваев — он бОльшую часть действа двигает мебель, и в самом финале произносит несколько реплик.

О чем фантасмагория? — опять же сказано в названии — Гафту приснился сон, или даже ночной кошмар, что он стал Сталиным:

«Мне снился сон, он был так странен, я б выдумать его не мог, назначил мне свиданье Сталин, пришел, уселся на диване и после долгого молчанья спросил: я дьявол или Бог?»

Собственно говоря, ответу на вопрос кто же был Сталин — дьявол или Бог посвящена и пьеса, написанная два года назад и спектакль, по ней поставленный. Почему-то казалось, что с вопросом этим все ясно и однозначно, но вот оно лишнее подтверждение тому насколько все субъективно в этом мире. Валентину Иосифовичу не дает покоя личность Иосифа Виссарионовича и промолчать он не мог. А еще Гафту по каким-то, очевидно веским причинам, не нравятся некоторые современники — Эдвард Радзинский, например, Зюганов или Жванецкий (всех изображает Филиппенко). Им всем круто достается по ходу спектакля. Больше всего Радзинскому. Сталин является «Эдику» в архив, где тот корпит над очередной книгой и задает вопрос, что называется, в лоб: «Но честно мне скажи, не трусь: ты, ненавидя, меня любишь?» «Одно скажу: я вас боюсь», — отвечает псевдо-Радзинский, скрываясь в туалете, на что следуют иронически-издевательские комментарии генералиссимуса: «Какой, однако, вы смельчак: то за перо, то на стульчак!» и (о Боже!) «Поправьте все-таки штаны, а то все прелести видны»…

Зюганов получает свою порцию сарказма за то, что «гимн поет со старыми словами» и имеет привычку разъезжать на иномарках. Жванецкого-Флиппенко Гафт-Сталин характеризует «самым умным из пройдох» и вскользь замечает, что раньше дежурным по стране был он сам — Сталин, а теперь вот Жванецкий.

Далее из недр спектакля поговорить с вождем являются еще маршал Жуков, композитор Шостакович, Анна Ахматова. Вереницей пройдут тут и замученные поэты, и расстрелянные члены Политбюро, Ленин, супруга Сталина Надежда Аллилуева, режиссер Александров и композитор Исаак Дунаевский. Одних, как Шостаковича, вождь всех народов признает гением, других втопчет в грязь, от третьих потребует ответа. В самом финале еще дух Христа материализуется.

Доминанта большинства критических статей, вышедших в феврале 2009-ого, после премьеры спектакля, общая неловкость и стремление тем или иным образом создателей постановки как-то оправдать. Пожалуй, точнее всех тут высказалась радиоведущая и театральный обозреватель Ксения Ларина, «судить это произведение по законам театрального искусства невозможно. Перфоманс. Китч. Графомания». При этом «Сон Гафта» имел в Москве фантастический резонанс. Стал одним из главных театральных событий минувшей зимы. На него загодя разлетались билеты и на него шел весь столичный бомонд — политики, модельеры, бизнесмены, модные телеведущие и коллеги-артисты. Теперь посмотреть вживую «Сон Гафта» сможет и екатеринбургская публика, очевидно, тот же самый местный истеблишмент, потому как билеты совсем недешевые — от 800 рублей в последний ряд зала Молодежки до 3 тысяч рублей на места поближе к сцен

Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях