До 10 октября продолжается в Екатеринбурге Первая Уральская Индустриальная биеннале современного искусства. По испортившейся погоде идти смотреть инсталляции на ВИЗе — это надо иметь очень серьезную мотивацию.
Если на ВИЗ еще не съездили, лучше дождаться, когда потеплеет (хотя судя по метео-прогнозам, надежд на то, мало) Все объекты территории заводов ВИЗ и ВИЗ-Сталь на улице.
Это либо действующие производственные сооружения, — например клепаная кирпичная труба, по которой бегут разноцветные квадраты-палки-загогулины — проект Алексея Демина «Тетрис». Либо здания, уже превратившиеся в памятники промышленной архитектуры — из таких бывший купоросный цех, где разместили проект «Красный-красный» калининградского художника Юрия Васильева и шведа Михаэля фон Хауссвольфа. Кроме того, на одной из трех временно не работающих градирен — сверкает молния («Молния» Екатерины Пугач), а внутри этой охладительной башни тихо мерцает луна («Частная луна» Леонида Тишкова).
У самого входа на ВИЗ художники Кирилл Асс и Анна Артафьева установили светлую ажурную беседку. В беседке маловато стульев, но чисто теоретически в теплое время года здесь запросто можно устраивать перекуры — художники оставят беседку на заводе и после окончания биеннале.
На ВИЗ к тому же надо ехать только вечером — все инсталляции световые и днем их включать нет никакого смысла, к тому же ВИЗ — все-таки действующий завод, здесь проходная, техника безопасности и проч.-проч. В общем днем водить посетителей биеннале от объекта к объекту по территории было бы значительно сложнее.
Уралмаш
Хотя вот на другой специальной площадке — тоже действующем заводе, флагмане уральской индустрии УЗТМ — экскурсии устраивают и в дневные часы. Главный хит здесь — проект «Любимые картинки» бывшего художника-оформителя Уралмашзавода Геннадия Власова.
Чем эти картинки всех так восхищают — такое совершенно не ожидаешь встретиь среди станков, стальных конструкций, лестниц и кранов. И что еще любопытно — в объект современного искусства «Картинки» превратились лишь на Уральской биеннале. До этого почти 20 лет это были просто шкафчики для личных вещей рабочих Уралмаша.
Геннадий Власов, сам работавший на заводе, расписывал эти шкафчики по собственному порыву в свободное от работы время. Здесь в основном пейзажи, березовые рощицы, озера, перелески. Несколько раз встречаются городские виды Свердловска — Плотинка или Белая башня. Иногда Власов расписывал шкафчики, основываясь на пожеланиях своих товарищей — кто-то просил изобразить белых лебедей и цветы, кто-то коньяк «Аист».
В пространстве огромного действующего цеха Уралмаша, «Любимые картинки» производят совершенно сногсшибательное впечатление.
Если же пройти по территории завода в другой цех, то там можно обнаружить еще несколько работ — они уже создавались специально для биеннале. Как например, цикл необычных картин «I am James Bond!» художника из Нижнего Тагила, который сейчас живет в Москве Владимира Наседкина. Фишка здесь в следующем — Наседкин брал фотографии, сделанные с Google Earth. Со спутника снимались промзоны Екатеринбурга — район Уралмаша, ВИЗа, Вторчермета. Художник копировал эти кадры маслом на холсте. Более того, еще добавлял в краски частички земли, взятой в том районе города, который запечатлен на картине, то есть на Уралмаше, ВИЗе, Вторчермете.
Работы с одной стороны получаются гиперреалистичные — куда уже реалистичнее — снимки со спутника. С другой стороны — выглядят они как некие абстракции. Если вам сразу не скажут — что вот так, например, выглядит Камвольный комбинат с орбиты Земли — вы и не догадаетесь. И еще об одном проекте в этом обзоре.
Называется «Освобождение труда». Его авторы питерские художники Глеб Ершов и Стас Савицкий. Объединили в своем проекте они два полюса советской истории — 20-е годы и 90-е. От 20-х годов — шестиметровая мраморная статуя, известная в народе как «Ванька голый». Она стояла когда-то на центральной площади Екатеринбурга-Свердловска. Там, где сейча спамятник Ленину.
В рамках Уральской индустриальной биеннале современного искусства, в цехе номер 61 Уралмаш-завода выставлен сейчас этот проект художников и кураторов Стаса Савицкого и Глеба Ершова. Он включает лишь фрагменты Ваньки голого — гигантский палец ноги, да чуть поменьше палец руки.
Другая составляющая проекта — связана с 90-ыми годами прошлого века, когда страна и люди освобождались от всего советского на пути возвращения к капитализму. То было временем утраченных иллюзий и болезненных реакций для одних, — обогащения и обретения себя — для других. Но для всех — 90-е были временем перемены участи. Здесь выставлены фотографии разных людей, которые вспоминают, чем они занимались в 90-е. Истории — одна удивительнее другой, но так и время было ого-го!
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов