Две экспозиции в Музее Истории Екатеринбурга

"Были и Небыли" и "Техника советских иллюзий".
Две экспозиции в Музее Истории Екатеринбурга

В Музее истории Екатеринбурга проходят сейчас две выставки, достойные внимания. Во-первых, открытая совсем ненадолго, специально ко Дню города выставка «БЫЛИ и НЕБЫЛИ». Это такой ремикс проекта «Музейные мистификации», который прошел в 2006-ом году, и где выставлялись артефакты, связанные с разными городскими легендами — чулок из гримерки Майи Плисецкой, фрагмент самолета, сбитого в 1960-ом году, недокуренная сигара Фиделя и проч. «БЫЛИ и НЕБЫЛИ» — это логическое продолжение «Мистификаций».

В числе экспонатов, есть допустим, «фрагмент ковровой дорожки со следами венценосной ноги Александра II», который еще цесаревичем в 1837 приезжал в Екатеринбург, и гулял по Лысой горе, более известной нам сейчас как Метеогорка.

Выставлены здесь также «оконное стекло одного из екатеринбургских домов, треснувшее во время землетрясения 1914 года» «Фрагмент причальной мачты свердловского диражебле-порта» «пиджак кинорежиссера Григория Александрова, который в юности работал рассыльным в Екатеринбургском оперном театре» «сломанный будильник, из-за которого проспал сотрудник, ответственный за подачу гудка на Уралмашзаводе».

Наши дни представлены «ростомером волейболистки Екатерины Гаммовой» и «клюшкой маленького Паши Дацюка, будущего обладателя Кубка Стенли, призера Олимпийских игр и Чемпионатов мира».

Два отдельных блока составляют мистификации слуховые и ароматические. Экспозиция интерактивная — в наушниках можно послушать «сводки от советского Информбюро», которые в годы Великой Отечественной читал из Свердловска Юрий Левитан, или все тот же гудок Уралмашзавода.

А что касается запахов, то они тут тоже фантазийные — сначала посетителям предлагается понюхать несколько ароматов, среди которых встречаются «васильковая вода с порохом, то есть запах екатеринбургского солдата», «запах земляного вала, окружавшего крепость Екатеринбург», или «запах первой екатеринбургской газеты». Потом можно попробовать самостоятельно догадаться — что же это было.

Ну, а ошибившись, подойти к специальному стенду, где все ароматы пронумерованы и дается краткая историческая справка — про «любимые духи императрицы Александры Федоровны», про земляную крепость, газеты и все прочее.

Выставка будет открыта как минимум неделю до 28 августа. А потом в музее посмотрят — если публика будет проявлять интерес, то продлят еще на недельку.

Вторая экспозиция «Техника советских иллюзий. История фотоиндустрии в СССР» проработает в музее до исторического Дня города, то есть до 14 ноября. Впрочем, невзирая на название, экспонаты здесь выставлены не только советских лет, встречаются и дореволюционные.

Предположим, очень симпатичный «Гном-фотограф» из раскрашенного гипса, таких в рекламных целях выставляли в витринах фотоателье. Или вот еще «Фотоаппарат для павильонной съемки рубежа 19-20 вв» — здоровенный ящик со сменными пластинами. Этот аппарат привезли из Асбеста, и как предполагают историки, именно на него фотографировались чекисты, принимавшие участие в расстреле царской семьи.

Но бОльшая часть экспонатов — это все же образцы фототехники советских времен. Во-первых, все легендарные фотоаппараты — от трофейных «цейсовских» до «Комсомольца», «Киева» и «Зоркого», включая, любимый фотоаппарат президента Медведева «Смена 8М», включая разные модификации «ФЭДа», то есть фотоаппарата названного в честь Феликса Дзержинского; экспортные варианты «Зенита» с объективом «Индустар», которые в СССР купить было невозможно и за которым приходилось ехать в страны соцлагеря. Есть также в экспозиции стереоскопические фотоаппараты, то есть с двумя объективами, есть аппарат «Фотон» для получения моментальных снимков, то есть такой советский аналог «Поляроида», только крупнее.

Фотобумага «Монохром» и «Иодоконт», разные проявители, закрепители, резаки, объективы, глянцеватели и фотоувеличители разных лет. Среди последних самый уникальный — тот, что был собран в середине прошлого века из деталей авиа-пулемета.

Плюс специальное место в экспозиции занимают снимки из журнала «Советское фото». Добрая половина этих кадров была сделана в Свердловске, нашими местными фотографами. Тут отмечу снимок, на котором запечатлены мэтры свердловской фотошколы — Анатолий Грахов и Жорж Берланд (это именно он автор всех открыток с видами Свердловска, что продавались в советские годы). Или другая фотография — с фрейлиной Веселкиной.

Ольга Веселкина была фрейлиной императрицы и настоятельницей Смольного института благородных девиц. После революции ее выслали в Екатеринбург. Партийное советское начальство, как ни странно относилось к ней с пиететом, в 1930 году она возглавила кафедру иностранных языков в Уральском политехническом институте. В ее поведении явно чувствовалась закваска дамы-наставницы. Она могла неожиданно прервать собственную лекцию замечанием: «Молодой человек в третьем ряду, не соблаговолите ли перестать колупаться пальцем в носу!».

Именно Ольга Веселкина преподавала немецкий язык будущему известному советскому разведчику Николаю Кузнецову) На первом этаже Музея истории города, там, где «БЫЛИ и НЕБЫЛИ», выставлена, кстати «сумочка фрейлины Веселкиной», ну, а на втором — красуется ее фотопортрет. Спросите у смотрителей они вам покажут.

Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях