Хорошие выставки — одна познавательная и другая красивая — заработали в Екатеринбурге.
Познавательная — «Первые леди России ХХ-ХХI веков» в Областном краеведческом музее. Здесь в четырех залах выставлены сейчас три с половиной сотни экспонатов — личные вещи, письма, дневники, фотографии и наряды жен российских правителей от императрицы Александры Федоровны до Светланы Медведевой. Все они призваны составить или дополнить наши представления о женах лидеров страны с конца 19 века и по сегодняшний день.
Но более-менее человеческое представление создается, лишь об императрице Александре Федоровне, да о Надежде Крупской. Будущая императрица Российская, в девичестве принцесса Алиса Гессенская и цесаревич Николай, оказывается, писали друг другу письма на английском, с первых же фраз, признаваясь в любви. Дневник Алиса вела на родном английском и еще на французском, но как только стала супругой Николая и приняла имя Александры Федоровны, тут же начала учить русский. И письма, и дневник, и тетрадка с упражнениями, а еще вышивка императрицы — (пасторальныйпейзаж с девочками и козлятами), ее акварели, зонтик, кружевная накидка и проч. — все тут на стендах. Александре Федоровне посвящен на выставке отдельный зал.
Скромные трикотажный костюмчик и черный сарафан с блузкой, а также, мебель из кремлевской квартиры, неразборчивые письма к Ленину — это все уже в следующем зале, посвященном Крупской. Здесь же несколько фотографий и трогательный детский граммофон самой несчастной из кремлевских жен — супруги Сталина — Надежды Аллилуевой, которая покончила с собой в 31 год.
Дальше, чем ближе к сегодняшнему времени наблюдается характерная закономерность — личных вещей и писем, становится все меньше, фотографий — все больше. Хотя любопытные подробности из жизни кремлевских хозяек открываются и здесь. Нина Кухарчук-Хрущева — курносая и круглолицая, как выясняется, свободно говорила на трех языках, кроме русского, — на английском, французском и польском. И именно она — первая из жен советских лидеров начала сопровождать мужа — Никиту Хрущева в поездках по стране и миру. Еще она, похоже, любила принарядиться — и сумочка у нее крокодиловая, и платье гипюровое — все это на выставке представлено. Плюс фотографии — вот Хрущева среди артистов Голливуда, вот на показе мод в Париже, вот на приеме кремлевском по случаю полета в космос Юрия Гагарина, а вот с Фиделем Кастро они в каком-то саду сидят — горя не знают.
Виктория Брежнева была первой женщиной в государстве дольше всех — 18 лет.
У Раисы Горбачевой было много подарков от разных правительственных делегаций. Наина Ельцина на фотографиях — самая естественная и непосредственная, то они с настоятельницей женского монастыря дерево обнимают, то она стоит на мосту через реку Буг, на самой границе между двух государств — одной ногой в Польше, другой — в Белоруссии. А среди личных вещей — подарок папы Римского есть — четки на золотой цепочке.
Когда же доходит дело до жен нынешних наших первых лиц — Людмилы Путиной и Светланы Медведевой, то здесь одни фото — практически ничего интересного.
Областной Краеведческий музей, здание на Малышева, 46
«Французская фотография от истоков до наших дней«
Музей Изобразительных искусств, Вайнера, 11
Выставка «Франция 100 х» — это сотня выдающихся фотографий из трех крупнейших собраний Франции — Национальной библиотеки, Музея Д"Орсе и Фонда Жоржа Помпиду.
В рамках Года Франции в России ее подготовил Московский музей Фотографии, и с зимы она путешествует по стране. Путешествие не обошлось без приключений. Из Якутска к примеру, не удалось вывезти еще весной 9 самых больших фотографий, в том числе и «Марокканскую невесту», которая красуется на всех плакатах и каталогах выставки.
Как ожидается, фотографии присоединятся к гастролирующей выставке в середине июля, и у екатеринбуржцев еще сохраняются шансы их увидеть тоже. Но даже, не взирая на такой казус, «Французская фотография от истоков до наших дней» — это легендарные кадры, снимки, вошедшие во все антологии: здесь к примеру, есть прижизненный портрет поэта Бодлера, где он в модном сюртуке, затейливо повязанном галстуке и с горящим демоническим взглядом. Здесь же есть и фото художника трудной судьбы Анри Тулуз-Лотрека за работой.
Есть фотография, сделанная еще одним художником-импрессионистом Эдгаром Дега — его любимые балерины. Есть снимок арт-продюсером которого, если выражаться современным языком, стал сам Делакруа — то есть фотографировал не он сам, но знаменитый живописец посадил определенным образом модель, набросил на нее какую накидку, задрапировал фон — в общем, выступил продюсером съемки. На выставку попала только одна такая фотография, а вообще у Делакруа была целая серия подобных снимков ню, он их использовал, когда картины писал. Из самых знаменитых фотографий здесь представлены также классика пейзажной съемки — «Большая волна» Гюстава Ле Грея, уникальные кадры — этапы строительства Эйфелевой башни Теофиля Фео, «Влюбленные» Брассая, «Глаз» — Мана Рэя или, предположим, «Гран-При Французского автомобильного клуба» Жана-Анри Лартига — человека, который начал фотографировать в семь лет, но первая выставка у него при этом прошла уже на закате жизни, когда фотографу было под 70.
И еще обратите внимание на снимок Пьера-Луи Пирсона «Графиня де Кастильоне» — удивительная была дамочка. Позиционировала себя «самой красивой женщиной Европы». Была настолько зациклена на собственной персоне, что заставляла фотографа снимать отдельные части своего тела, ноги, например. Умерла, кстати «самая красивая женщина» одинокой, безумной и разоренной.
И надо еще обязательно сказать, что самая ранняя фотография, из тех, что представлены на этой выставке, и вообще самая ранняя, из существующих в мире — была сделана еще в 20-е годы 19 века Нисефором Ньепсом. Это при том, что официально годом рождения фотографии считается 1839. Первое зафиксированное изображение Ньепс получил в 1822 году — то был «Накрытый стол». Поэтому, в общем-то нет ничего удивительного в том, что вся выставка «Франция в ста кадрах» посвящена именно этому аристократу и изобретателю.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов