Знаменитый «Современник» не был в Екатеринбурге 35 лет. И вот звезды (а вернее, желания и финансовые возможности) сложились так, что целая команда под руководством неизменного капитана, режиссера Галины Борисовны Волчек, снова приехала к нам с гастролями.
Ощущение, что Неелова и правда очень самокритична. И, как ни странно, застенчива: «Моя жизнь как таковая происходит на сцене. Остальному мало что достается», — говорит актриса. Она не признает подкупающих улыбок и трогательных интонаций, не пытается создать вокруг своих героинь (и себя самой) ореол привлекательности. Ее цель — любой ценой достичь правды жизни. В угоду правде Неелова готова наступить на горло собственному женскому очарованию и привлекательности. Зато именно так вернее всего достигается поставленная ею цель. С особой силой принципы и характер актрисы проявились при подготовке к роли Акакия Акакиевича Башмачкина в гоголевской «Шинели». С этого мы и начали наш разговор.
— Марина Мстиславовна, готовясь к роли Башмачкина, вы специально надевали правый ботинок на левую ногу и, наоборот, использовали множество других уловок. Такую скрупулезную работу над ролью приходится проводить каждый раз?
— Естественно. Профессиональный артист работает так для каждого спектакля. Как я говорю иногда: пора переходить на мужские роли. Конечно, это уже другая территория, и возникла она совершенно спонтанно. Меня всегда завораживала возможность оставаться для себя неожиданной. И я счастлива, что это случилось, поскольку этот спектакль для меня очень важный. Здесь я, может быть, впервые играю на малой сцене, и зритель сидит на очень близком от меня расстоянии. Нельзя соврать ни на микроэлемент — настолько все близко. Своего рода постоянный крупный план. Понимаете, профессионально это невероятно притягательное, волнующее дело! Полное ощущение близости. Я слышу все, даже улыбку зрителя. Напряжение огромное — и мое, и их. Я им говорю: — Поймите, мне даже страшно, я очень близко к вам, я завишу от вас. А зрительница мне отвечает фразой, которая все поставила на свои места: — Так и вы нас поймите, нам тоже страшно. Мы сидим на таком кратчайшем расстоянии от вас, что впечатление, будто заглядываем в замочную скважину. Вот это впечатление близости зрителя и артиста — может быть, самое сладостное, что есть в нашей профессии. Когда вы соединяетесь в некий единый организм.
— Здесь упоминался фильм «Дорогая Елена Сергеевна» с вашим участием. Тематически он перекликается с нашумевшим телесериалом Валерии Гай-Германики «Школа». Вот Галина Борисовна говорит, что фильм ее «зацепил», она даже не узнала сначала Елену Папанову, настолько естественна была ее «училка»… Что скажете вы?
— Человек, который занимается тем, что называется искусством, говорит о том, о чем он не может не говорить. И если у нее (Германики. — Ю. Г.) возникла потребность сказать именно об этом и таким языком, значит, это имеет право на существование. Конечно, в случае, если это художественно. Если же нет, какую бы тему ни взяли, все будет бессмысленно.
Мне кажется, ребята, снимавшиеся у Гай-Германики, не знали, какой будет конечный результат. В какой-то степени они тоже были обмануты. Она ставила их в определенные обстоятельства, а они при этом не понимали перспективу, к чему и про что они играют. Это был своеобразный эксперимент даже не над артистами. Потому что над артистами вряд ли можно поставить такой эксперимент, они будут задавать вопросы, и много. Это совершенно другое.
— Если снова вернуться к театру, насколько легко складываются отношения у мэтров с молодыми артистами?
— Отношения складываются замечательно. Мы соединяемся с теми людьми, которые вписываются в наш театр, в нашу территорию. И когда вы на сцене вместе проживаете некую жизнь, естественно, что происходит взаимопроникновение. Дедовщины нет. Не бьем, не щиплем.
— Бывает, что вас критикуют? Как относитесь к критике?
— Я давно перестала читать критику, она ничего мне не дает. Режиссер и актер всегда знают лучше, осуществили они задачу, которую перед собой ставили, или нет. И самый строгий критик все равно не скажет мне то, что я сама могу сказать себе. До такой степени жесткости человек со стороны вряд ли сможет дойти, поскольку он не знает досконально, чего я хотела и что у меня не получилось.
— Что сейчас происходит у вас интересного, где-нибудь снимаетесь?
— Сейчас почти ничего не происходит, нигде не снимаюсь. Буквально только что вернулась из своей жизни между Москвой и Гаагой. Шесть лет провела именно так, с семьей, с дочерью, находясь как бы «между». Там, в Гааге, я играла роль жены посла.
— Какая же из ролей — актрисы или жены посла — вам нравится больше?
— Ну, конечно, моя первая и — главная роль.
— Вы оставили театр, последовали вслед за мужем в Европу. Это похоже на самопожертвование. Не трудно быть женой дипломата?
— Семейная жизнь всегда в какой-то степени компромисс. А вообще я не люблю говорить на тему личной жизни. Что же касается роли жены дипломата, я не могу внести своей лепты в это сложное, но любопытное дело. Могу только сопутствовать. И стараться соответствовать. Особенно если сумею себя сдержать вовремя и не задавать того огромного количества глупых вопросов, которые постоянно вертятся у меня на языке.
— Несмотря на нелюбовь к вопросам о личной жизни, все же хочется узнать, чем занимается сейчас ваша дочь Ника?
— Она закончила магистратуру. Ни в коем случае она не пошла по моим стопам. Веретена в нашем доме не было. (Смеется. — Ю. Г.)
Марина Мстиславовна Неелова
Родилась 8 января 1947 года в Ленинграде.
1964-1969 — годы учебы на актерском факультете ЛГИТМиКа в мастерской Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд. С 1971 года — работа в Театре имени Моссовета. С 1974 года — работа в Московском театре «Современник». 1994-1996 — жила во Франции вместе с дочерью и мужем.
Награды: лауреат премии зрительских симпатий на Белградском кинофестивале, премия Ленинского комсомола, премия всесоюзного кинофестиваля за роль Валентины Костиной в фильме «Слово для защиты», заслуженная артистка РСФСР, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за роль Аллы в фильме «Осенний марафон», народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, премия «Ника» за лучшую женскую роль в фильме «Ты у меня одна», орден Почета, премия «Триумф», лауреат Государственной премии РФ за роль Елизаветы в спектакле «Играем… Шиллера!», орден «За заслуги перед Отечеством IV степени».
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов