Александр Гордон: ТВ для меня - каторга и пережиток

Известный телеведущий рассказал о жизни в Америке, российском телевидении, Владимире Познере и о том, почему ему трудно жить в Москве.
Александр Гордон: ТВ для меня - каторга и пережиток

Наш герой родился 20 февраля 1964 года в посёлке Белоусово Калужской области. Отец его — поэт, писатель и художник Гарри Гордон, родом из Одессы. В 1987 году окончил актерское отделение Театрального училища им. Щукина. По окончании год работал в Театре им. Рубена Симонова. В 1989 с маленькой дочкой и женой эмигрировал в США, где первое время устанавливал кондиционеры, готовил и доставлял пиццу. С 1990 года — на американском телевидении. В 1997 году вернулся в Россию. Тогда же начал работать на радио («Серебряный дождь») и ТВ здесь. В 1998 году организовал Партию общественного цинизма (ПОЦ), в 2005 — продал ее за 3 доллара неизвестному лицу. В разное время вел программы «Собрание заблуждений», «Процесс», «Гордон», «Стресс», «Гордон 2030». Сейчас ведет «Закрытый показ» и «Гордон Кихот» на 1 канале. В 2008 году основывает «ПИ» — «Партию интеллектуалов», основная идея которой — всероссийское интернет-голосование. Слоган партии — «ПИ здесь».

— Александр, как возникла идея передачи Закрытый Показ?

— Тут нет моих заслуг. На 1 канале была передача «Премьера со зрителем», ее решили реанимировать и думали, кто бы мог ее вести. Я предложил название «Закрытый показ». Фильмы отбираю не я, 1 канал. Они ведь должны купить их — у меня таких денег нет, я существо подневольное. Принципы отбора мне неведомы. Показ фильма про 11 сентября Кьезы — конечно заказ. Единственное, о чем мы договорились, планируя передачу, что можем обсуждать детали. Художественные достоинства или недостатки обсуждать было бессмысленно — фильм никакой. Я отвоевал право хотя бы сделать вывод, что настали времена, когда нельзя верить никому. Ни этим, ни тем. Вот, собственно, так приходится крутиться на 1 канале.

А вот «Гордон Кихот» — мой замысел, что видно даже из названия. Тут парадокс. Я считаю себя одним из самых сварливых людей на отечественном ТВ и радио. Прежде на радио я все время говорил за глаза какие-то вещи, которые надо говорить в глаза. А тут появилась возможность сказать лично, сделать передачу о наболевшем. Вызывать человека, который в чем-либо провинился передо мной, а, следовательно, перед человечеством, на ковер, и говорить ему: «Что ж ты, гад, делаешь?». Другое дело. Правда, я подзабыл, что служу на 1 канале. А мне после первых же записей мне в категорической форме объявили, что ведущий не принимает участия в монтаже передач. Представляете? Странная ситуация: я отвечаю за процесс — подбор персонажей, позицию, запись передачи, а за результат — не отвечаю. В общем, теперь я передачи сам в эфире не смотрю, чтобы плохо не стало.

В самом начале передачи с Кьезой я подошел к нему вплотную и сказал, что сам снимал три раза фильмы про то, как американцы не летали на луну и знаю, как это делается. Но я-то шутил. А вы — зачем? Все это пошло под нож. Если идет выяснение отношений, я бываю разным. А редакторы из этого делают, что нужно аудитории — и не моей. Программа движется по сетке, оказываясь все ближе к прайм-тайму. А это совершенно чужая для меня аудитория, в которой я ничего не понимаю. Запись идет два часа, а в монтаже — маловнятные крики «сам дурак».

— Ваши ощущения от передачи с Задорновым?

— Я передачу не видел. Моя задача в программе драматургически проста — создать конфликт в студии. Иногда этого можно добиться изощренной, изысканной провокацией. В случае с Задорновым мне даже стараться не пришлось, поскольку ту пургу, которую он нес, я считаю не только безумной, но и опасной. Я благодарен редакторам, потому что выходил из себя несколько раз, а они оставили самый минимум. Был момент, когда минуты две я ничего кроме мата сказать не мог. У меня задача, чтобы герои вышли победителями, поскольку в контексте этой программы они по жизни уже итак победители, герои. С Задорновым получилась, конечно, стрелялка.

— А вам не кажется, что, пусть даже Задорнов «несет чушь», он все равно привлекает внимание аудитории, в том числе, молодежи, к российской истории. И это само по себе уже хорошо…

— Нет конечно. Если бы он привлекал внимание к проблематике, преподнося вместе с этим некий комплекс условий, при которых человек может понять, полюбить или возненавидеть собственную историю (а это в первую очередь колоссальные усилия в обучении этой истории). Нет, Задорнов транслирует совершенно другое: уже знает он, и вам лишь осталось открыть рот, чтобы проглотить его готовые «знания». Это чистейшей воды идеология, не имеющая к истории никакого отношения. XX век господина Задорнова вообще ничему не научил. Поэтому я и разъярился. Стоит фрукт, абсолютно в шелку и майонезе, гражданин Латвии, между прочим, а не России, и несет пургу, которую сам узнал полгода назад. Он же неофит, и как любой комсомолец, воспринял и побежал убеждать других. У меня не страшный суд, а индивидуальные претензии. Драться он не стал, но потом устроил истерику, что не уйдет из Останкино, пока с ним не подпишут договор, что эту передачу будет монтировать он, Задорнов. Ему сказали — где вам постелить, в какой гримерной? Дальше он предпринял целый ряд усилий, дойдя до очень высоких людей, чтобы передача вообще не вышла. Так что наш выход в эфир — это маленькая победа.

— Скажите, бывали ли вы биты буквально, физически за свои деяния?

— Нет, я несколько раз вызывал человека, который пытался меня задеть в прямом эфире на радио. Говорил — приходите, знаете ведь, где находится радио, я заканчиваю во столько-то. Пока никто не пришел.

— А были ли случаи, когда при изначальном вашем негативном отношении после эфира вы его меняли на более хорошее?

— Шуфутинский. Я его терпеть не мог. Оказалось, что он несчастный трогательный клоун. И то, что он поет такую туфту — так честно говорит, мол, я лабух ресторанный. Что я культуру в массы понесу? Мы на записи даже подружились. А были люди, к которым у меня было отношение брезгливое, но неплохое. Но за программу они такого наговорили!.. Вот Миша Турецкий, руководитель хора Турецкого. Ну ладно, поют и пляшут в золотых костюмах под Баха Мурку, под Мурку Баха. О вкусах не спорят, и что такое Брайтон я знаю не понаслышке — семь с половиной лет прожил в Америке. Это типичный Брайтон, причем ресторанного пошиба на культурном уровне. Но ведь он начал говорить, что только их музыка превращает зверей в людей, имея под зверьми все население РФ. И даже нес что-то про высокое, вечное, доброе. Крышу сорвало. Я попытался ему это объяснить…

— Что из работы приносит вам реальное удовлетворение?

— Я давно признавался, что на телевидении работаю безо всякого удовольствия. И для меня кайф, когда запись кончается и можно с друзьями по горячим следам в буфете или гримерке выпить и обсудить случившееся. Без всякого кокетства — ТВ для меня уже пережиток. В этом году 15 лет, как я занимаюсь разными ТВ программами, и это уже каторга. Всегда говорил, что основной причиной, по которой я остаюсь на ТВ, является заработок. Потому что я не знаю, как заработать по-другому.

15 лет назад я, работая пиццабоем в США, пришел на маленький домашний телеканал, размещавшийся в подвале. Там никто ничего не умел делать, и я в том числе. И все учились на бедной аудитории.

— Чему вас научила Америка, как изменила?

— Америка расставила все точки над «i». Заставила меня понять, что нигде кроме России я жить не могу, а также осложнила мою биографию, поскольку мама моя и отчим, первая жена и дочь и сестра с мужем и ребенком, последовав за мной, остались там. А я слинял обратно. Мама медсестра, отчим электромеханик, и я не знаю, как бы они пережили 90-е здесь. А там они на пенсии, вдвоем получают в месяц 1100 долларов, для Америки это очень мало. Но у них свой домик в Пенсильвании и на еду хватает. Дочь стопроцентная американка, ее вывезли в полтора года. Первая жена работает редактором на ТВ. Все нормально.

— Насколько вас волнует ваша профессиональная репутация?

— Меня волнует мнение очень небольшого круга друзей-приятелей. Людей, авторитету которых я доверяю. А все остальное, включая общественное мнение или мнение СМИ, мне пофиг. У Чехова Тригорин говорит Нине в ответ на замечание, что о нем в газетах пишут: «Когда хвалят приятно, а когда бранят — хочется пойти отмыться»… То же самое.

— Некоторые говорят, что вашу передачу следовало бы назвать «Нарцисс-Гордон». Что вы сам об этом думаете?

— Если это моя передача, мне глупо было бы отдавать последнее слово гостю. Тем более что я их не люблю априори. У меня есть постоянный зритель, женщина, работающая в ночную смену на ярославском шинном заводе. А телекритиков — нет! Они по идее должны понимать весь телепроцесс, я таких не встречал! Мне нужно аудиторию расщепить, чтобы у них было взаимодействие по окончанию передачи. Что вы хотите, чтобы я их заставлял думать? ТВ это развлечение в чистом виде. Просто каждый развлекает чем может. Я считаю, что и ночная передача с учеными тоже была развлекательной. И никакой другой нагрузки у нее не было и быть не могло.

— Вы смотрите художественные фильмы, что нравится?

— Данелия «Не горюй» — для меня камертон человеческого кино. Есть там незаметное мастерство всех, от режиссера до осветителя и оператора. Не кичливое, а именно незаметное. Кроме своих закрытых показов стараюсь ничего не смотреть. Если хорошее кино — оно влияет на тебя, если плохое — испытываешь дикий комплекс, кому это нахрен надо. Поэтому я кино снимать люблю, а смотреть — нет.

Прошлым летом в Одессе мы закончили снимать по второй повести моего отца — «Огни Притона». В декабре фильм будет готов. Есть сценарий поэта из Костромы Дмитрия Тишенкова «Признаки жизни». Там молодой 35-летний поэт пытается найти в себе признаки жизни. И вроде внешние есть — пьянки, бабы, стихи, губернатор, фестиваль. А других не находит… Есть задумка психологического триллера. Не могу найти драматурга. Хочется снимать кино. По темпераменту на сегодня это мое самое любимое занятие. Деньги Бог пошлет. Я авантюрист, что стоит сил, крови и денег всем, кто меня окружает. Этим летом половину Одессы снесли. И я был прав, ввязавшись в съемки прошлым летом. Мы успели. А деньги нашлись в процессе.

— В целом у вас очень мрачный взгляд на наше ТВ?

— Меня поражают какие-то вещи. Например, когда был конфликт в Грузии, я вдруг увидел, как здорово освещает события телеканал Звезда. Роскошная корсеть, живая картинка — в то время как «Россия» и 1 пытались объяснять на пальцах. Грядет большая революция в телевещании. Как только технология позволит, и количество каналов удесятерится, значение контента вырастет в разы. Думать, что сейчас музыку заказывает самая нетребовательная часть аудитории — это заблуждение. Музыку заказывают большие корпорации, которые размещают рекламу. И они прекрасно знают, в каком продукте они хотят размещать рекламу, а в каком нет. Причем ориентируются на исследования, не имеющие никакого отношения к нашему рынку. В Америке еще хуже. В том смысле, что по определению не может быть исключений. Там гребенка настолько частая, что шоу идут в эфире по 50 лет. Меняются ведущие, а шоу остаются — формат неизменен. Эх, нам бы их зарплаты! Они получают по 12 миллионов долларов в месяц.

— Как вы относитесь к Познеру?

— Мне его жалко, потому что он по рукам и ногам повязан Академией. К тому же он сам создал себе образ государственного человека, но вольно думающего. И в наше время ему нелегко. Глядя на Познера, вспоминаю, как один замечательный артист в Ленкоме отметил 60-летие и вышел играть спектакль. В середине спектакля остановился. Посмотрел на своих партнеров, сказал: «Я старый человек, что я морду мажу и кривляюсь здесь?» И ушел, и больше никогда не показывался на сцене. Это ощущение у меня часто появляется, а уж представляю, каково Владимиру Владимировичу…

— Вас уже заспрашивали в свете недавнего женского конфликта, но все же — как относитесь к обеим девушкам — Кате Гордон и Собчак? Считаете ли их талантливыми?

— Собчак приходила на «Гордон Кихот». Это было за неделю до эфира у Кати Гордон… Катя сама виновата — я ей об этом сказал — она зарвалась, потеряла нюх. И разучилась получать удары. А это всегда заканчивается так, как заканчивается — публичной поркой. Что касается Ксюши, то я все претензии к ней высказал в передаче (она уже вышла — Ю.Г.). Основная претензия — всех денег не заработаешь. Она не бесталанна, умна, с хорошим образованием и прекрасными связями. Могла бы делать что-то больше и лучше, чем-то, что делает сейчас. Но она честно говорит: «Мне деньги нужны». Вот и весь диалог. «Дом-2», — говорит она, — у нее «бюджетообразующая программа».

— Но вы сам говорите, что работаете на ТВ ради заработка.

— Зарабатывать не грешно! Вопрос в том — как. То, что она делает — непрофессионально, неинтересно. Она тупо рубит бабло. И не может отказаться от этой мишуры. В конце передачи я сказал, что мне ее жалко. Она тут же начала кокетничать — жалость это первое чувство, ведущее к любви. Я сказал, что мне ее как дочку жалко. И посоветовал, как папа, что всех бабок не срубишь, что честь надо смолоду беречь. Закончили по-доброму. И ровно через неделю была история с Катей. Я удержался, не стал слушать дословно. А вот увольнения меня удивили. Звонят высокие люди, в, казалось бы, независимое СМИ…

— Сейчас говорят об «уходящей эпохе», мол, нет больших мастеров…

— Если эпоха и меняется, то в том, что никому уже не нужно снимать больших мастеров. Когда мы говорим, что потеряли кино и театр — имеем в виду школу и традиции. Сейчас нет правил, и можно все. Я, например, не понимаю, каким хлебом могут жить сегодня театральные и кинокритики. Режиссер скажет — «я так хотел». — У вас плохо играет артист. — Я так хотел. — А почему у вас камера так? — А это чтобы не было красиво… — А красиво это плохо? — Это ужасно! — А почему у вас тогда актрисы красивые? — Да с чего вы взяли? Вот и весь разговор. Нет общих правил игры. Мы потеряли не просто кино или театр, а зрителя. Но я был потрясен, как ходят на документальные фильмы в вашем городе — полный зал, с утра…

Я всегда последовательно выступал за цензуру. По мне это объявленные правила игры. Сегодня тебя выпускают на минное поле и говорят: ты только поосторожней, ладно? Ребята ну дайте тропинку! Что значит поосторожней? Это можно, это нельзя. Не принимаешь правил — будь добр, уходи. А то вырастут фиги в кармане. Сейчас же беспредел — вместо цензуры самоцензура и саморедактура. А это та унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. Поэтому я за объявленные правила игры. Надо государству защищать свои тайные интересы — пусть защищает.

— Как считаете, есть ли нынче властители дум?

— Декарт говорил, что он думает две минуты в год, иначе будет плохо. Есть отличные писатели и поэты. Но какими думами они владеют? Ну, есть у них пять-шесть-семь поклонников. Пусть даже пятьсот. Улицкая? У нее замечательна фамилия. Она совершенная улитка.

Кончились идеи объединяющие, время их прошло. А властитель дум стоит на вершине неких чаяний, видя перед собой будущее, про которое может рассказать. Сейчас все по-разному видят будущее. Хрущев хотя бы врал — через 20 лет коммунизм. Но это было магистральное направление. Какое у нас будущее? Экономически бороться с США?

— Может, рожать детей?

— Чтобы рожать детей, нужно представлять, куда. Мне так кажется как мужчине. Нельзя же их рожать в никуда. А если завтра война, если завтра в поход? Почему в странах третьего мира рожают больше, чем в Европе? Потому что не сломан патриархальный уклад, где ребенок не лишний рот, а помощник и гарант выживания родителей на старости лет. Только это заставляло людей рожать. И второе — они худо-бедно чувствуют, что за ними будущее. А мы чувствуем, что за нами — нет. Кто будет рожать? Отчаянные женщины. Нет, природа, конечно, свое возьмет.

— Вы ведь все равно останетесь в этой стране. Значит, будете приспосабливаться?

— Я не раскаиваюсь, что уехал из США. Но в последнее время все тяжелей и тяжелей жить в Москве. Когда-то любил этот город — детство и юность там. Но сейчас он не для жизни. Даже не говорю про пробки. Все как будто специально сделано, чтобы надо было выживать, а не жить. Но куда податься, если я зарабатываю на телевидении? Где бы взять пенсию?

Сознательно давно занимаюсь глубинкой — у меня есть общественное движение Образ Будущего, мы издаем журнал Коростель. Я понимаю, что такое провинциальная жизнь. В глубинке труднее выживать, но проще жить. Народонаселение у нас есть, а вот народ куда-то делся. Есть несколько мест, куда я езжу с удовольствием. Во-первых, Сахалин и Курилы. Это рай земной. В тяжелые годы я купил в Карелии дом у поэта Леоновича. Правда, с тех пор он там каждый год, а я еще ни разу не был. Страсть как люблю русский север, Архангельскую область, Пинегу. Жить бы не стал, а бывать люблю — на Ямале, в Салехарде, Ноябрьске. Люди там правильные. Одессу люблю. Хотя она с каждым годом становится чудовищнее, приближаясь по облику к Москве. Задолбала столица.

— А как у вас с животными, с хобби?

— Есть у меня четвероногая дворняга по кличке Кифа. Он ненавидит кошек, самолеты и дельтапланы. Когда они летят, может с визгом ломиться из другой комнаты, чтобы облаять. А хобби у меня нет. Я думал, что у меня хобби рыбалка, но теперь соскучился на ней. В голове все гораздо фантастичней, результативней и прекрасней, чем наяву.

— Вы поете только когда выпьете?

— Только когда пьяный. Даже будучи на передаче у Швыдкого, я его предупредил. Он сказал — ты свою дозу знаешь? Без проблем. Учти только, что передача утром снимается…

Комментарии (всего: 11)
Anferоff 8 октября 2008 года в 20:30
а что там про Задорнова.....кто смотрел поделитесь мнениями?
0
Пластилиновый ворон 8 октября 2008 года в 22:17
Смотрел. Программа вышла интересной. Задорнов вконец обос*ался.
Может ты слышал, у него новая фишка - разбирать слова по корням....Дак вот, он это эстрадное развлечение выдает за великую науку и часть альтернативной истории. Русские - это лучше чем были арийцы...Осталось только его (Задорнова) в рейс-канцлеры избрать.
Вобщем свою точку зрения он обосновать не смог, ученым возразить не смог. Эмоции и игра слов.
[b][u]
(дальше можно не читать, оффтоп)[/u][/b]
Кстати говоря, Задорнов уже года три лажает.
Есть на одном радио квартет "И"...И половину их шуток, в более "Патриотическом" исполнении через год слышал в самых свежих концертах Михаила Батьковича.
Ну и последнее - все помнят рассказ о бочке с кирпичами, которую незадачливый строитель поднимал на третий этаж, расказ этот начинался словом "Смеркалось".
...Ну дак вот...С датами я могу напутать....Желающие сами могут провести небольшое расследование, а остальных прошу поверить на слово - монолог вышел через два года, как реклама с таким сюжетом победила на Канских Львах....Реклама была о защитных касках для сторителей.
0
lucky 9 октября 2008 года в 09:24
С Задорновым смотрел, ни за какую науку он это не выдает, не надо врать.
Он говорит о том, что изучает и как это делает.
В отличие от Задорнова "учёные мужи" в виде старых пердунов только и могли его поливать грязью, говоря - "мы настоящая наука, а ты тут тьху и растереть". Ничего противопоставить не могли, что выглядело в общем более чем забавно.
Сам Гордон не вызывает никаких положительных эмоций.
0
Ezyt 9 октября 2008 года в 09:57
Передачу посмотрел. Скажу так там никто никуда не сдвинулся. все настаивали на своем и ничего не доказывали.в особенности ученные. а воще как говорится у всех своя истина. Ведь настоящей истины нет
Оффтоп
Квартет "И" такто еще и театр причем оч смешной и талантливый.
0
Anferоff 9 октября 2008 года в 17:30
вобщем от передачи сложилось двоякое мнение... с одной стороны шут не должен заниматься просвещением народа, при этом нести бред, одно только что все языки вышли из русского чего стоит (хотя может и не бред вовсе), а с другой стороны заинтересовывать тоже как то надо народ в изучении родной истории...
0
Пластилиновый ворон 9 октября 2008 года в 19:30
to lucky: Передачу надо было бы смотреть внимательней. По словам Михаила Задорнова, история выглядит по другому. Привести факты он не смог: К примеру о раскопках, в которых были найдена "пра-расса" слышал только он. Но никто из ученых об этом даже не знает (потому как такая сенсация не могла бы не вызвать резонанса).

Насчет "старых пердунов"...Они потому и ученые, что старые, потому что наука - это не алфавит, за год не выучишь и половины.

Я бы на Тебя посмотрел, что бы ты смог ответить, когда по сути тебя постоянно перебивали, гнули свою линию и мастерски выводили из себя.....Ученые - не ораторы. Кто хотел слышать - услышал от них все доводы.

Согласен с Революционеромъ, Каждый должен заниматься своим делом. Однако те методы, который использует Михаил - это тоже самое что привлекать молодежь к чтению Пушкина, говоря что он, к примеру, употреблял опиум.

Мое субъективное мнение.
0
Slavnus 11 октября 2008 года в 01:13
вообще уважаю его передачи и его самого)

В России программой правительства РФ является повышение рождаемости(обещаны деньги родителям на подьём детей):

А.Городон:
Какое у нас будущее? Экономически бороться с США?
- Может, рожать детей?
- Чтобы рожать детей, нужно представлять, куда. Мне так кажется как мужчине. Нельзя же их рожать в никуда.

Я понимаю, что такое провинциальная жизнь. В глубинке труднее выживать, но проще жить. Народонаселение у нас есть, а вот народ куда-то делся. Есть несколько мест, куда я езжу с удовольствием. Во-первых, Сахалин и Курилы.(вот почему Японцы их так просят))

В целом про Москву ака столица-мнения у меня и Гордона-одинаковое)

интервью хорошее)
0
Slavnus 11 октября 2008 года в 01:17
p.s.

Задорнов-дурачок
0
lucky 12 октября 2008 года в 21:40
2Slavnus
"В глубинке труднее выживать, но проще жить"
Ты когда пишешь, вообще думаешь хоть изредка?
Или твоя подмена понятий настолько глубока, что ты об этом даже не задумываешься?
Ты хотя бы год жил где нибудь в глубинке? а пять лет? а десять?
Если не жил, то не поднимай более эту тему.
Потому что выглядишь, мягко говоря очень глупо.

2Пластилиновый ворон:
смотрел очень внимательно
Еще раз "тру" ученые вообще ничего внятного не сказали
более того, не смогли ничего опровергнуть, ни доказать.
с точки зрения науки - выглядело просто по идиотски.
0
lucky 12 октября 2008 года в 21:46
Что касается самого Гордона, то размышления об любви или ненависти к истории это уж точно ни в какие ворота.
историю надо просто знать и принимать какая она есть - прошлое не изменишь.
0
Slavnus 13 октября 2008 года в 18:36
Lucky смешной)
То.,что в Москве хватаются за жизнь и средства к существованию-это понятно)
а цитирование вот этого *Я понимаю, что такое провинциальная жизнь. В глубинке труднее выживать, но проще жить.*-я просто указал на начало отдельной темы про то,что глубинка красивее(природа) и приятнее чем города-мегаполисы
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях