Поздравляем: вас лишили водительского удостоверения. Теперь вы оцените прелесть пешей ходьбы, комфорт общественного транспорта и любезность городских таксистов – в общем, придется поставить автомобиль на длительную стоянку и с нетерпением ожидать конца срока наказания. Но, чтобы обратный переход от статуса «лишенца» к статусу «водителя» произошел максимально мягко, нужно, как это ни странно, грамотно стать лишенцем. И это как раз тот случай, когда «кроилово ведет к попадалову».
Еще раз напомним, что вопросы лишения так называемого «специального права» (а к ним относится и право управления транспортом) решает исключительно суд. Лишение «прав» считается в России одним из самых суровых видов наказания за нарушения ПДД, а суровость его варьируется при помощи сроков лишения: согласно КоАП, перейти в пеший режим можно на срок от 1 месяца до 3 лет – и это только за одно нарушение. Если водитель наисполняет совсем уж основательно, то сроки лишения по нескольким статьям суд может и суммировать.
И это, пожалуй, один из главных факторов, влияющих на комфортабельность завершения срока лишения: с какого момента он начинает отсчитываться. По идее, решение суда первой инстанции о лишении водителя «прав» вступает в силу через 10 дней с момента вручения его нарушителю (10 дней водителю дается на подачу апелляции в суд более высокой инстанции). Если водитель протестовать не стал, согласился с решением мирового суда и прямо на заседании получил требуемый документ, все просто. Если же на любой из стадий процесса возникают сбои, дата начала отсчета срока лишения может измениться.
К примеру, суд может отправить нарушителю копию своего решения по почте – это произойдет в том случае, если нарушение, подразумевающее лишение прав, произошло где-то в дальней дороге. В этом случае момент вступления решения суда в действие совпадет с моментом вручения письма адресату.
«Если человек написал ходатайство о переносе места рассмотрения дела по месту его жительства, то в этом случае суд состоится там, где он живет, и вручение копии постановления произойдет по стандартному сценарию. Если же он ничего не написал, и суд происходит по месту совершения нарушения, то возможны два варианта. Первый - человек приехал на суд. В этом случае опять-таки используется стандартный сценарий, и вручение происходит на месте. Если же человек на суд не приехал, или мотивировочное решение изготавливается через какое-то время, к которому человек уже уехал, то решение отправляется по почте. Если решение не было отправлено, то оно никогда в силу не вступит. Поэтому уж что-что, а за отправкой решений суды следят внимательно», – поясняет представитель свердловского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Дмитрий Ларионов.
Если же копию постановления, отправленную по почте, вручить не удалось, то она возвращается обратно в суд, но это не означает, что решение суда не вступит в силу. Обязательно вступит, просто нарушитель об этом так и не узнает, а это, как легко догадаться, грозит вполне конкретными последствиями.
Еще один важный нюанс связан с введенной не так давно обязанностью для лишенных права управления водителей самостоятельно сдавать водительские удостоверения на хранение в ГИБДД. Закон обязывает делать это в течение трех дней после вступления решения суда в силу. Интересно, что если на выполнение этой обязанности не обратить внимания, то проходить «бесправным» можно куда дольше, чем определил суд. Дело в том, что если не сдать «права» в ГИБДД, то срок лишения даже не будет отсчитываться.
«Если водитель этого не сделает – по незнанию или умышленно, и просто не садится за руль с момента лишения, у него срок лишения даже не начнется. Если, скажем, человека лишили прав на полгода с 1 января, а он не сдал удостоверение в ГИБДД, то 4 января срок лишения прервется. И если этот человек, допустим, 1 июля садится за руль в полной уверенности, что срок лишения истек, первый же инспектор оформит его по статье 12.7 «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством», - заявляет Дмитрий Ларионов. А в нашем случае эта статья предусматривает либо штраф в 30 000 рублей, либо арест на срок до 15 суток, либо, наконец, обязательные работы на срок от 100 до 200 часов: весьма высокая цена за собственную безалаберность.
К слову, Дмитрий советует при сдаче удостоверения в ГИБДД просить инспектора сделать отметку о сдаче на обратной стороне копии постановления суда: так будет легче соотносить даты и, в случае необходимости, продолжать общение с ГИБДД (если, скажем, удостоверение затеряется). Екатеринбургские же гаишники просят при сдаче удостоверения писать соответствующее заявление с просьбой принять документ на хранение.
А теперь – о том, как именно вызволять удостоверение из ГИБДД после того, как срок лишения прав благополучно закончился. Думать о том, что «права» вернут по первой просьбе, было бы слишком оптимистично: по закону, удостоверение выдадут только в обмен на пачку документов. И за некоторыми из них придется побегать.
Итак, вот список документов, которые запросят в ГИБДД (обращаться нужно именно туда, где «права» сдавались на хранение):
Список документов
- Паспорт
- Документ с отметкой о приеме удостоверения
- Квитанции об оплате имеющихся штрафов
- Документ о пересдаче теоретического экзамена по ПДД
- Действующая медицинская справка по форме 033в/у, выданная после начала срока лишения.
Если первые три пункта списка вопросов не вызывают, то обязанность пересдавать «теорию» после лишения появилась у водителей относительно недавно. Автошколу для этого посещать необязательно, нужно лишь незадолго до истечения срока лишения обратиться в ГИБДД и подтвердить свои знания. Пятый же пункт выглядит предельно логичным, если учесть, что обновление медицинской справки вменяется в обязанность лишь тем водителям, которые были лишены «прав» за вождение в нетрезвом состоянии.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов