Екатеринбургский коллекционер мотостарины Яков Кузнецов до сих пор не восстановил тот мотоцикл, с которого в далеком 1979 году началась его обширная коллекция. Зато отреставрировал десятки других и предпочел не «чахнуть над златом», а открыть доступ к своему собранию раритетов всем желающим. Первой в России частной галерее мотостарины на днях исполнился год.
Открывшись без особой помпы прошлой весной на улице Раевского, екатеринбургский частный мотомузей за прошедшее время не снискал какой-то сверхъестественной популярности. По оценкам самого коллекционера, количество посетителей составляет в среднем 5−10 человек в неделю. Однако, проигрывая традиционным музеям в количестве, Яков Кузнецов выигрывает в качестве. В его галерею идут целенаправленно, глазеть на любовно восстановленную мототехнику первой половины прошлого века и говорить о становлении мотоциклизма в его нынешнем понимании.
Яков Кузнецов, организатор галереи мотостарины
Не могу сказать, что интерес растет или падает, количество посетителей отчего-то достаточно стабильно. Это, в общем-то, понятно, мотоциклы не каждому интересны. А как раз хотелось бы, чтобы в галерею приходили действительно интересующиеся историей, конструированием — такие музей всегда найдут, тем более, что другого-то и нет. Если же человек просто не знает, куда сходить в выходные — на аттракционах покататься, в футбол поиграть или музей посетить, то, наверное, это не наш человек.Тем не менее, эта тема у нас все же не развита, и мне искренне обидно и за страну, и за наш город. В любом крупном городе мира имеются и частные галереи, и музеи частных коллекций, а у нас такого отчего-то нет, хотя и люди у нас в целом неплохие. Так что надо показывать и надо рассказывать.
Показать, безусловно, есть что. Коллекционер ограничил свой интерес вполне конкретным периодом — 20-е — 40-е годы прошлого века. По словам Якова, именно в эти 20 лет европейская мототехника обрела те черты, которые определяют ее состояние и по сей день. Причем в то время настоящими техническими шедеврами считались мотоциклы марок, о которых сегодня только коллекционеры и знают. Выставочный зал галереи пестрит как именитыми марками наподобие BMW или Harley-Davidson, так и названиями, которые успели затеряться во времени за последние полвека — Wanderer, Durkoop, Hercules, Puch… К слову, именно фирмой Wanderer был выпущен один из трех мотоциклов, пополнивших экспозицию за прошедший год.
Каждый из двух других по-своему уникален. Французский мотовелосипед Terrot type L стал самым пожилым экспонатом — этот двухколесник с моторчиком мощностью 3 л.с. выпускался в период с 1925 по 1927 годы (хотя в целом дижонская компания Terrot занялась выпуском мотоциклов еще в конце XIX века). А мотоцикл со сложным именем NSU-D 201 OSL родом из немецкого Неккарзульма носит сейчас звание самого редкого экспоната коллекции. Эта модификация выпускалась в течение всего одного 1934 года: понятно, что общее количество таких мотоциклов, доживших до сегодняшнего дня, может исчисляться единицами.
К слову, глядя на этот мотоцикл, можно неожиданно ощутить пресловутую связь времен. Как ни странно, отголоски разработок инженеров фирмы NSU есть и во вполне современных автомобилях, которые производит концерн Volkswagen. Дело в том, что в 1969 году на обломках фирм NSU и Auto Union возникла марка Audi, ныне входящая в состав концерна, а на заводе в Неккарзульме и по сей день выпускаются немецкие автомобили. И еще одна маленькая деталь для понимающих: именно в NSU впервые в мире построили автомобиль с роторным мотором, двигателем Ванкеля.
Но мы немного отвлеклись. У экспозиции Якова Кузнецова практически один источник пополнения — это запасники самого Якова Кузнецова, где хранится множество раритетов разной степени восстановленности. По словам коллекционера, найти сейчас что-то действительно редкое — большая проблема.
Яков Кузнецов, организатор галереи мотостарины
Все мотоциклы давно уже скуплены и вывезены — в основном, за границу. Простым поиском по объявлениям или деревенским сараям что-то интересное уже не найти. Теперь все интересное добывается либо у тех людей, которые вовремя подсуетились, либо у коллег по клубу коллекционеров, которые по разным причинам избавляются от какой-то части собрания.
В то же время надо отметить, что музейное собрание за прошедший год действительно оживилось: галерея приобрела какой-то уникальный, своеобразный дух механической старины. В музее появились, например, овеществленные воспоминания о советском детстве, которые заставят удариться в сладкую ностальгию любого, разменявшего пятый десяток. Трехколесный велосипед «Ветерок», педальный автомобиль «Москвич» и даже восхитительный «Педальный конь», много лет назад бывший предметом лютого вожделения автора этих строк…
Но самому главному экспонату еще только предстоит появиться на музейных подмостках. Начало коллекции Якова было положено в 1979 году тяжелым полноприводным мотоциклом французской марки Gnome et Rhone, который до сих пор пребывает в процессе реставрации. Как говорит сам коллекционер, полностью укомплектовать раритет удалось только в прошлом году. Дело в том, что скрупулезные реставраторы не приемлют никакого новодела — процесс восстановления техники обязан протекать с использованием исключительно аутентичных комплектующих, появившихся на свет в то же самое время. В общем, никакой «контрактной» самодеятельности, только оригинальные запчасти. Вот вам и объяснение того, что на реставрацию техники могут уходить не годы — десятилетия. А родоначальник коллекции Якова справит свой второй день рождения — уже в качестве музейного экспоната — в следующем году.
Александр Буланов, директор Ирбитского государственного музея мотоциклов
Я и сам вырос из коллекционеров, поэтому всегда говорил, что нет более тщательных и скрупулезных исследователей, чем частные коллекционеры. У государственного музея может не хватать штата, людей, внимания, а коллекционер буквально въедается в эту тему. Каждый раз, когда мы встречаемся с Яковом Леонидовичем (Кузнецовым, — прим. ред.), он постоянно мне показывает что-то новенькое — то цепи на BMW R71, то еще какой-то фрагмент… А я грущу, что у меня самого на такие мелочи просто не хватает времени.
Именно частные коллекционеры закладывают основу сохранения историко-технического наследия не только Урала, но и всей страны. Я в этом искренне убежден. Они проделывают гигантскую невидимую работу, которую очень трудно оценить. Но именно на базе частных коллекций возникают удивительные собрания мирового значения. Невозможно создавать Эрмитажи без частных коллекций.
Коллеги и соратники Якова, да и просто видные члены екатеринбургского мотосообщества говорят, что коллекционер практически в одиночку делает большое и важное дело. И они имеют в виду не просто собирательство железных раритетов и возврат их к полноценной жизни, а сам факт появления первого на Урале (а может, и в России) частного открытого музея мотостарины.
Александр Юсин, коллекционер старинной техники
Это не измерить никакими цифрами. Он (Яков Кузнецов, — прим. ред.) сделал то, о чем многие мечтали и никто не решился. Молодец, умница. Любой уважающий себя народ должен помнить свою историю. Не сохранять то, что наши деды делали без компьютеров, безо всякой электроники — это просто непростительно. Не знаешь прошлого — не будет будущего.
В Европе очень много частных музеев, в которых собраны экспонаты разных владельцев, причем не обязательно крупных коллекционеров — просто владельцев одного-двух раритетов. Вполне возможно, что в Екатеринбурге коллекционеры и реставраторы тоже каким-то образом объединятся, и итогом этого объединения станет полноценный частный технический музей.
Разговоры о создании подобного музея в столице Урала вялыми темпами ведутся уже много лет, но воз и ныне там. Пока же полюбоваться на раритетные, любовно отреставрированные мотоциклы и прикоснуться к серьезнейшему пласту мировой истории можно на улице Раевского. Примерное расписание работы галереи опубликовано на сайте клуба «Авторетро», хотя в приватной беседе коллекционер не раз подчеркивал, что для истинных поклонников мотостарины готов распахнуть двери своего музея в любое время.
Фото: © Дмитрий Елизаров
Теперь понятно, откуда пошло данное блатное ругательство
Амеровские военные пользовали менее емкие, но значительно более надежные и удобные в транспортировке рожковые магазины.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов