В Екатеринбурге всегда с приязнью относились к раритетной технике, но традиционно вниманием публики пользуются в первую очередь пожилые автомобили. В столице Среднего Урала и окрестностях действует пара выставок, колесные старички периодически появляются на городских праздниках… А вот представителей племени мотоциклетной старины до недавнего времени можно было увидеть лишь в музее Ирбитского мотозавода либо в частных собраниях. Коллекционер Яков Кузнецов на днях исправил ситуацию самым кардинальным образом, открыв первую на Урале частную галерею старинных мотоциклов.
Экспозиция на улице Раевского, 13, составлена по большей части из раритетов, принадлежащих лично коллекционеру, хотя на открытии выставки можно было увидеть и мотоциклы, предоставленные коллегами Якова Кузнецова. Как он сам говорит, в основном двухколесные экспонаты представляют самый, с его точки зрения, интересный для мототехники период прошлого века.
«Здесь собраны мотоциклы примерно одного периода — это 30-е и 40-е годы прошлого века. Это те мотоциклы, которые являются „детьми кризиса“, как я их называю — самые технологически совершенные и самые красивые мотоциклы, которые были созданы в прошлом столетии», — заявил Яков Кузнецов. И в самом деле. Вот, скажем, знаменитый BMW R35, появившийся на свет в 1937 году и продержавшийся на конвейере с различными модернизациями до 1955 года. Он не только стал одним из самых популярных мотоциклов того времени, успев и повоевать на фронтах Второй мировой, но и во многом определил развитие европейского моторынка в середине прошлого века.
Или, к примеру, целая плеяда представителей знаменитой некогда марки Zundapp, сейчас почти забытой. Эти мотоциклы в свое время на полном серьезе конкурировали с двухколесниками BMW, а тяжелый мотоцикл Zundapp KS750, выпускавшийся в сороковых годах, и вовсе считался лидером своего сегмента. Тоже состоял на вооружении в армии, кстати. И тоже имеется в составе экспозиции. На бортах экспонатов можно увидеть логотипы фирм, о которых сейчас помнят только коллекционеры. Wanderer, Excelsior, Durkoop, Hercules, Puch… А у одного мотоцикла определить марку, модель и год выпуска не могут даже именитые специалисты.
Александр Буланов, директор Ирбитского музея мотоциклов:
У него есть удивительная особенность — ощущать время, причем именно в мелких деталях. Спасибо Якову Кузнецову за этот праздник, который он организовал не только для нас, не только для Екатеринбурга, но и для всего Урала, и всей России.
Вообще, в первом частном музее мотостарины на Урале (а то и в России) живут сейчас в основном европейские мотоциклы — немецкие, датские, чехословацкие. Люди постарше прекрасно помнят, каким шиком считались в Советском Союзе мотоциклы марки Jawa — а на выставке Якова Кузнецова их сразу несколько, разных моделей и годов выпуска. Есть даже гость из-за океана — военный Harley-Davidson WLA42, разработанный специально для вооруженных сил США. Не правда ли, складывается ощущение, что чуть ли не все мотоциклы середины прошлого века так или иначе участвовали в военных действиях? «Под ружье» байки отправлялись по вполне конкретным причинам — военные высоко ценили их маневренность, простоту конструкции, надежность и проходимость, как и способность нести на себе легкое стрелковое вооружение. Но можно полюбоваться в музее и на те мотоциклы, которых такая судьба миновала.
Александр Юсин, коллекционер старинной техники
Это просто здорово. Мы столько лет что-то свое делаем, и параллельно мечтаем — а хорошо бы музей, а хорошо бы выставку… Но кто-то мечтает, а кто-то делает. Яков нас всех обогнал. Теперь нам есть, на кого равняться.
Как рассказал коллекционер, свой тезис о техническом совершенстве мототехники 30-х и 40-х годов прошлого века он специально подкрепил очень наглядно. Рядом с допотопным NSU 201-T гордо возвышается, по определению владельца, «блистательный» DKW Block 200 — а между тем, разделяют их всего несколько лет. Первый, больше похожий на скелет с моторчиком, выпущен в 1929 году, второй же, очень напоминающий современные мотоциклы — в 1932… Хотя самая забавная часть экспозиции — это, конечно, мотовелосипеды 50-х и 60-х годов. Галерею украшают и сопутствующие материалы, придающие ей облик полноценного технического музея — экспозиция, посвященная свердловскому мотоспорту и небольшая выставка старинных фотоаппаратов.
На восстановление отдельно взятого мотостаричка порой уходит до нескольких лет, ведь главная задача реставратора — историческая аутентичность. Чтобы считаться идеально восстановленным, мотоцикл не должен нести на себе никаких деталей, сделанных в наше время — только оригинальные заводские запчасти. Причем наиболее консервативные реставраторы распространяют этот принцип даже на шины и электрические компоненты. Закономерным итогом скрупулезной реставрации становится возможность передвигаться своим ходом — и многие горожане имели возможность в этом убедиться. Некоторые участники коллекции Якова Кузнецова порой появлялись на выставках, которые клуб «Авторетро» организовывает в летний сезон под открытым небом. А сейчас на коллекцию можно полюбоваться практически в любое время — совершенно бесплатно.
Сейчас для гостей и жителей нашего города экспозиция открыта по пятницам с 15:00 до 17:00 по адресу Екатеринбург, ул. Раевского, 13 (вход через станцию технического осмотра). Как сказал сам коллекционер, интересуются возможностью прикоснуться к старине пока в основном дети — школьники и воспитанники детских домов. Коллективные заявки принимаются на почту avtoretro@list.ru. Об изменении времени посещения можно узнать на сайте.
Фото: © Дмитрий Елизаров
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов