Алексей Беззуб: работодатель чиновника – это граждане

Координатор проекта «РосЯма» о городских дорогах
Алексей Беззуб: работодатель чиновника – это граждане

Автомобилисты Екатеринбурга в очередной раз попытались намекнуть властям, что проблему состояния дорог в областном центре неплохо бы и порешать. Намекнули испытанным способом — при помощи автопробега, который состоялся в минувшие выходные. Однако, по мнению координатора проекта «РосЯма-Екатеринбург» Алексея Беззуба, заявленных целей автопробег не достиг. Да и в целом ситуация с поддержанием екатеринбургских улиц в пристойном состоянии становится все хуже и хуже.

Вы говорили, что каждый автомобиль, приехавший на автопробег, гарантирует выделение 2 млн рублей на ремонт дорог. Откуда взялась эта цифра?

Расчет основан на следующем. Для ремонта 10% дорог нужно 2 млрд рублей. 65% износа всех дорог области приходится именно на Екатеринбург. Соответственно, если бы на автопробег собралось 500 машин, можно было бы ожидать выделения крупных сумм. И в действительности, каждый автомобиль дает определенный рычаг, реальный и осязаемый, давления на областную власть. О деятельности губернатора косвенно судят и по количеству массовых акций, которые проходят в его регионе, и большой автопробег, естественно, привел бы к нехорошим вопросам со стороны Администрации Президента.

Но получилось так, что запланированных пятисот машин мы не набрали, и пробег был не массовым. В том же Полевском собиралось на пробег по тому же поводу до двухсот автомобилей, и надо признать, что в нашем случае мы потерпели поражение. Идея вынести конфликт на федеральный уровень и тем самым получить деньги на ремонт дорог не сработала.

Насколько известно, вам пришлось заявить проведение не одного большого пробега, а нескольких малочисленных, проходящих примерно в одно время?

Есть требование какого-то закона, который ограничивает гражданскую активность. Но это требование мы легко обошли путем деления одного большого пробега на множество маленьких. Требования закона мы выполнили. Зачем идти на конфликт?

Мы понимали чтобы собрать автопробег в 500 машин, нужно договариваться с ФАРом, квартальными, кураторами, партиями, автодорожниками — всеми кто понимает цели автопробега. Но к сожалению, мы поехали только своей офф-лайн тусовкой, тремя колоннами РосЯмы. Ее достаточно для проведения наших рейдов, но не хватает для более-менее массовых пробегов. Вообще, автопробег заявляется за 10-15 дней, а подготовку мы начали примерно за 4 недели. Мы встречались с Липовичем, с людьми из областного Министерства транспорта и пытались донести до них нашу позицию. Что близится Чемпионат мира, что надо чинить дороги, до одних, до других…

Чиновники считают, что ловко соврать — это очень хороший выход, и с представителями города и области одновременно мы не встречались, но сопоставляя информацию, полученную на разных уровнях, пришли к определенному выводу. Ясно, что область денег давать не собирается, и решение будет зависеть от губернатора. Решение о том, будут ли ремонтироваться дороги Екатеринбурга в 2015 году — это, по сути, решение политическое. Хотя дороги — это инфраструктура, и политика тут вообще не должна участвовать.

То есть, автопробег — это средство политического давления?

По сути, да. Мы понимаем, на какие точки надо давить, и что надо сделать, чтобы добиться результата. Реакцией области на пробег была информационная волна о том, что область выделяет 3,4 млрд рублей на ремонт дорог. Зачем это делается сейчас, я не понимаю. Подобные шаги в прошлом году, когда меня поливали грязью, были понятны — это делалось для того, чтобы меньше народу приехало на тот автопробег. Это я понимаю, как понимаю, что эффекта не было никакого. Зачем они сейчас рассказывают про эти миллиарды на дороги, не понимаю. Пробег уже состоялся, и сейчас понятно, что федеральная власть не скажет губернатору о том, что он не контролирует ситуацию. Зачем сейчас губернатор распространяет информацию о трех миллиардах?

А деньги действительно выделены?

Это вранье. Во-первых, есть так называемая региональная программа развития дорог области до 2020 года, которая определяет, как будет делиться областной дорожный фонд. Есть подпрограмма «Столица», согласно которой до 2020 года на дороги Екатеринбурга должно быть выделено 25 млрд рублей. Но 21 млрд из них уходят на ЕКАД, то есть региональную дорогу. Губернатор находит инвестора по строительству «Диснейленда», одним из условий которого является строительство Кольцевой дороги. Куйвашев привлекает инвестиции в область и одновременно залезает в кошельки горожан. Понятно, что он проиграл городские выборы и теперь пытается мстить, но горожане-то тут при чем?

ЕКАД должен строиться за региональные деньги, потому что это региональная дорога и инвестиционный проект губернатора, а не городской администрации. Условно говоря, мы все сейчас скидываемся на этот проект, отказывая в чем-то самим себе. Область сильнее города, и может забрать себе все ресурсы, не оставив ничего городу.

Еще раз повторю, на ремонт существующих дорог не будет выделено ни рубля. Может, что-то изыщет город в рамках собственного бюджета, но городская дорожная сеть продолжит разваливаться.

И как себя в этом случае поведет «РосЯма»?

Сейчас мы хотим немного поменять тактику. Хочет область, чтобы в столице были плохие дороги — черт с ним. Давайте в 2015 году не будем ремонтировать. Вы даете 3,4 млрд на ремонт? Отлично. Практика — критерий истины. Летом горожане поймут, что их обманули, что губернатор врет всем подряд и всегда, и что по факту этих денег не будет. По программе «Столица» на 2015 год Екатеринбургу выделяется 3,2 млрд, но 2,2 млрд заберет на себя ЕКАД, а 900 млн запланировано потратить на строительство новых дорог. Сейчас в преддверии Чемпионата мира должны построить три новых дороги в районе улиц Репина, Ленина и Пирогова за Центральным стадионом. Стоимость пробивки Ленина до Татищева — 4,5 млрд рублей, то есть ежегодно полтора миллиарда надо отдавать. Не на ремонт, а на строительство.

Если рассмотреть те пресловутые 3,4 млрд рублей, о которых говорит губернатор, то по факту 1,8 млрд из них уйдет на тот же ЕКАД, а остальные будут потрачены на строительство новых дорог и развязок и реконструкцию существующих, в том числе и не имеющих отношения к Чемпионату мира — наподобие Новосибирской 2-й, Волгоградской, совершенно не нужной городу развязки на Московской-Щорса, перекрестка Крауля-Викулова и тому подобное. Таким образом, Екатеринбург останется без текущего ремонта, но при этом областные власти будут утверждать, что треть дорожного фонда отдали областной столице, строя развязки, не решающие проблемы трафика. А на содержание гаража Правительства области ушло 452 млн рублей, на строительство дороги на Сагру, где живет сто человек — примерно столько же, то есть в три раза больше, чем она должна стоить по нормативам. Вот вам эффективность расходования средств.

Лучше нас сейчас, пожалуй, никто не знает, как вскрывать коррупционные схемы, поэтому сейчас мы проглатываем все то, что делает губернатор. Пусть делает, что хочет. А за зиму, весну и лето мы наработаем материал и сможем показать, где именно в региональных дорогах области скрыта та самая «черная дыра», о которой говорил Путин. Раньше мы занимались этим в городе, потому что это проще. Но сейчас это уже дело принципа.

То есть, вы отказываетесь от проведения массовых гражданских акций?

У нас была идея по весне, когда появятся ямы, организовать очередную акцию, а за зиму постараться максимально людей сагитировать. Но я понимаю, что мы опять потратим кучу сил, чтобы объяснить людям, что к чему. Если честно, у нас дороги нормальные — по сравнению с тем же Полевским, и на пробег за хорошие дороги много народа не собрать.

Но, к сожалению, власть у нас довольно глупая, и доносить до них наши идеи надо через другое место.
Что такое хорошие дороги? Если считать хорошей дорогу, гладкую как стол, это одно. Если же считать хорошей дорогу без ям по ГОСТам, которые после заделки превратились в бугры — это другое. Но нужно понимать, что это тоже не вариант. Мы хотим дороги, как в Европе, или абы как заделанные, замятые сапогами по ГОСТу?

Я бы хотел дороги не только ровные, но и долговечные, чтобы их не приходилось ремонтировать каждую весну

По нормативам, срок службы дороги — 8 лет. По нашим меркам, это долго, потому что участок проспекта Ленина, который делали в 2010 году, потом через два года снова переделывали.

Если бы не «РосЯма», не было бы и нынешнего конфликта городской администрации с подрядчиками, которых заставляют исполнять свои гарантийные обязательства. Но в этом плане администрация образумилась и начала с подрядчиков спрашивать. Мы второй год ездим по гарантийным дорогам, и на них и колеи сфрезеровывают, и много еще чего делают. Работа по повышению качества ведется планомерно. Если говорить о долговечности, то это по сути то, за что мы платим. Работодатель чиновников — это граждане, и именно они должны спрашивать с чиновников за качество работы. Но до наших граждан это, к сожалению, доходит с трудом.

Почему асфальт укладывается в дождь? Почему толщина слоя по смете 10 см, а на деле шесть? Это все должны спрашивать сами граждане, а не активисты-общественники. Хочешь жить в нормальной стране — трать на свою страну хотя бы 15 минут в день. Иначе нормальную страну ты не получишь.

Фото: Uralweb.RU, Алексей Беззуб

Видео: Иван Феофанов

Еще статьи про дороги:
Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях