Очередной виток программы утилизации со скрипом, но все же стартовал. Во всяком случае, в этом уверяют общественность представители Минпромторга, опровергая появившиеся в СМИ сообщения. Получится ли у творчески доработанной программы снова вытащить российский автомобильный рынок из очередной пропасти?
Не исключено, что это просто попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Тем не менее, глава Минпромторга Денис Мантуров утверждает, что все идет по плану, и то, что в первую декаду сентября подавалось, как собственная инициатива многих российских автопроизводителей, на самом деле является частью разработанной правительством программы.
«Программа обновления парка автотранспортных средств стартовала после согласования ее условий с российскими автопредприятиями. Их суть заключается в том, что автопроизводители начинают реализацию программы за счет собственных ресурсов до момента компенсации им соответствующих затрат из бюджета через субсидии. Они будут предоставлены правительством по завершении бюджетных корректировок с учетом всех процедур и соблюдения регламента, то есть в конце года», — заявил Денис Мантуров.
Стоит отметить, что, несмотря на заверения главы Минпромторга, до сих пор неизвестно, подписано ли пресловутое постановление правительства. По слухам, его подписание (если оно все еще не состоялось) может быть отложено до ноября, и поэтому многие концерны, имеющие на территории России собственные заводы, пока не рискуют связываться с программой утилизации. Сейчас бренды, заявившие о поддержке программы, по сути, работают на свой страх и риск, рассчитывая в конце года получить компенсацию потраченных средств от государства. Однако, к примеру, в российском представительстве Toyota и предприятии GM-АвтоВАЗ пока запускать собственные программы не спешат, и запустят ли — непонятно.
Таким образом, старт программы утилизации выглядел размытым — производители объявляли о своем присоединении к программе вразнобой, сообразуясь с какими-то собственными причинами. А вот условия программы у каждой компании в целом схожи и соответствуют тем, которые обозначило государство. В рамках нового утилизационного витка все так же можно сдать свой старый автомобиль на утилизацию, получив взамен скидку на приобретение нового — но только выпущенного в России. Поскольку производств в нашей стране уже размещено немало, выбор у потенциального покупателя достаточно широк.
Впрочем, и здесь не обошлось без некоторых нюансов. Официально объявлено, что скидка на покупку нового автомобиля составит 50 000 рублей. Такую сумму можно сэкономить при приобретении, скажем, некоторых моделей Ford (включая новейший кроссовер EcoSport), Fiat, Skoda, Peugeot, Citroen, Volkswagen, УАЗа и АвтоВАЗа. А вот в Renault утверждают, что скидка на покупку наиболее популярных моделей будет в два раза меньше. При приобретении с помощью программы утилизации Renault Logan, Sandero и Sandero Stepway она составит лишь 25 000 рублей, а обозначенного потолка достигнет только при покупке собранных в России Duster, Megane и Koleos.
К слову, несмотря на тесную интеграцию АвтоВАЗа и Renault программы утилизации у них разные. Не участвует в схемах тольяттинского завода и недавно появившийся бренд Datsun. Хотя в конструкции «Датсунов» и «Лад» много общего, на рынке бренды действуют самостоятельно. Дилеры Datsun пока не знают, по какой схеме будут работать, но компания одного автомобиля пока смотрит в будущее оптимистично. В российском представительстве марки нам заявили, что бренд будет развиваться вне зависимости от того, будет или нет запущена пресловутая программа.
Несколько отличаются и сроки действия программ у разных производителей. Например, по сведениям «Ведомостей», АвтоВАЗ будет принимать старые машины покупателей на утилизацию только до 15 декабря, хотя в правительстве датой окончания программы на этот раз обозначили 31 декабря. Не исключено, что такие сжатые сроки связаны с опасениями завода просто не справиться с потоком желающих. Во время предыдущей программы около 80% продаж по утилизационной схеме пришлось именно на «Лады».
Еще одно нововведение — включение в государственную программу покупок по схеме trade-in. В этом случае предлагаемая скидка несколько уменьшится и составит 40 000 рублей. Судя по всему, дополнительная возможность должна скомпенсировать малый срок действия программы, который в лучшем случае составит четыре месяца.
Впрочем, и за четыре месяца в правительстве рассчитывают добиться многого. По прикидкам профильного министерства, программа поможет продать порядка 170 000 автомобилей, а на ее реализацию планируется выделить 10 млрд рублей. По сведениям министра промышленности, только за первую неделю действия программы было получено около 5 000 заявок, так что в правительстве полны радужных надежд.
Но вряд ли возможность продать 170 000 автомобилей заметно повлияет на автомобильный рынок России. Согласно данным Росстата, производство автомобилей в нашей стране планомерно сокращается, и если общий его спад за весь 2014 год составил лишь 4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то в августе производство сократилось сразу на 42% по сравнению с июлем. Конечно, можно предположить, что это связано с традиционным летним спадом продаж, но окончательно понять — грустить или радоваться можно будет лишь ближе к концу года.
Учитывая продекларированную цель программы — оздоровление автомобильного парка России и поддержка отечественных производителей — ее новый виток выглядит не слишком убедительно. И все же, чтобы воспользоваться возможностью утилизировать старый автомобиль в счет стоимости нового, необходимо, чтобы намеченное к списанию железо отвечало ряду условий. Например, автомобиль должен принадлежать одному владельцу в течение как минимум последних шести месяцев, от роду ему должно быть не менее шести лет, автомобиль обязан быть способным передвигаться самостоятельно (то есть один ржавый кузов сдать не удастся), ну и, наконец, некоторые дилеры требуют, чтобы машина была снята с учета не ранее 2014 года.
Фото: Goballookpress.com, Uralweb.ru
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов