Lada Granta: автоматически

Российский седан с "автоматом" с разных сторон
Lada Granta: автоматически

Lada Granta с АКПП

Строго говоря, Lada Granta – не первый отечественный автомобиль, к которому пристроили автоматическую коробку передач. Подобные опыты с аутентичными японскими «автоматами» ставил некогда даже Ульяновский Автозавод – в заводском музее до сих пор стоит построенный когда-то прототип. Однако заслуга «Гранты» в том, что вазовский седан делает, с одной стороны, АКПП доступной для совершенно новой аудитории, а с другой – эту самую аудиторию доступной для завода.

Триумвират АвтоВАЗа, Jatco и AVL потратил на подготовку «автоматической» версии Lada Granta к производству полтора года. Много это или мало? С одной стороны, учитывая объем проделанной работы, эти сроки граничат с рекордными. С другой… Но ведь лучше поздно, чем никогда, верно? В японской компании Jatco, которая и занимается производством АКПП, говорят, что их «автомат» отличается надежностью, неприхотливостью и приемлемыми ездовыми характеристиками. Впрочем, как раз последние тольяттинское руководство проекта предпочло модернизировать – для этого и привлекались спецы из австрийской компании AVL, и именно на это, по большому счету (а также на доработку конструкции моторного отсека и шлифовку целого ряда других нюансов), ушло полтора года.

Lada Granta с АКПП

Сама автоматическая коробка передач Jatco производится в Японии, а на тольяттинском заводе только устанавливается на "Гранты". В ближайшем будущем та же коробка ожидает и "Калину"

Седан в процессе адаптации к «автомату» получил немало доработок – инженеры АвтоВАЗа говорят минимум о тридцати нововведениях. В их числе не только усиленные передние пружины – они компенсируют возросший вес связки «двигатель-коробка», но и изрядно модернизированная система охлаждения, отвечающая теперь и за масло в гидротрансформаторе, и новые опоры двигателя, и доработанные приводы, и новые опоры двигателя… И, конечно, измененный со стороны тоннеля центральный салон. Кстати, шифтер-переключатель режимов работы КПП тольяттинцы разработали своими силами – и дизайн, и эргономику. Забегая вперед, скажем, что получилось вполне неплохо.

Lada Granta с АКПП

С селектором АКПП интерьер "Гранты" не только выглядит поблагороднее, но и стал чуть более функциональным. Скажем, пользоваться подстаканниками куда удобнее, чем в версии с "механикой"

На настройку совместной деятельности коробки Jatco и 98-сильного двигателя от «Приоры» тоже ушло немало времени. Олег Груненков, курирующий на АвтоВАЗе все вопросы, связанные с «Грантой», рассказывал, что калибровки, предложенные производителем АКПП, тольяттинцы посчитали скучноватыми и попросили инженеров AVL сделать алгоритм работы коробки более «драйверским». Тонкости адаптации двигателя к КПП инженеры изучали в процессе ходовых испытаний – летом в горах Алтая, а зимой в суровых условиях Сургута. Говорят, что проверку холодом коробка выдержала безупречно.

Lada Granta с АКПП

Никаких внешних признаков, по которым можно опознать версию с АКПП, у "Гранты" нет

Что касается самого «автомата», то коробку от Jatco вполне можно назвать заслуженной и зарекомендовавшей себя. В нынешнем виде, после очередного апгрейда, она, помимо «Гранты», применяется еще и на Nissan Note и March в их китайских исполнениях. Четырехступенчатый «автомат» с гидротрансформатором традиционно располагает несколькими режимами работы: помимо привычных «драйва», «реверса», «нейтрали» и «паркинга» предусмотрены еще и фиксированные режимы, ограничивающие переключение первой или первой и второй передачами. Вероятнее всего, они рассчитаны либо на затяжные подъемы, либо на буксировку, но скорее всего – на аутентичное российское бездорожье, к которому «Гранта», как гипотетическая замена «классики», должна быть морально готова постоянно. Правда, проселочные возможности седана с АКПП несколько снижаются за счет конструктивных особенностей: клиренс «автоматической» «Гранты» равен всего 140 мм.

Lada Granta с АКПП

Текущий режим работы коробки передач отображается в верхнем правом углу экранчика бортового компьютера - он входит в список оснащения версии "Норма плюс", которая и комплектуется АКПП

Lada Granta с АКППВпрочем, бог с ним, с конструктивом. Куда интереснее вопрос, получилось ли у тольяттинцев добиться выполнения поставленных задач. Представители проектной группы предложили журналистам оценить «драйвовость» новой коробки не где-нибудь, а на заводском картодроме. По идее, ситуация почти идеальная: короткие разгонные прямые и узкие «шпильки» должны хорошо продемонстрировать способность «автомата» к оперативным реакциям. И именно здесь коробка начала показывать свой характер.

Ожидать какого-то бурного спурта от мотора, чьи невеликие 145 Нм приходятся в основном на вторую половину рабочей зоны, было бы самонадеянно. Между тем, стартовое ускорение дуэт коробки и двигателя продемонстрировали неплохое, да и перебирает передачи «автомат» достаточно плавно и комфортно. Вот только драйва почему-то не ощущается: выход из очередной «шпильки», педаль газа вот-вот продавит пол седана и заскрежещет по асфальту, а коробка, впавшая неожиданно в задумчивость, неторопливо раскручивает  мотор с холостых оборотов на третьей передаче… О том, насколько слабо соответствуют картинговой трассе ездовые характеристики самой платформы, предпочтем умолчать – обратите внимание хотя бы на впечатляющие крены кузова. Ах да, из не связанного напрямую с работой АКПП отметим все же удручающе позднее срабатывание антиблокировочной системы тормозов: ею пока в обязательном порядке комплектуются все «автоматические» «Гранты».

Lada Granta с АКПП

На выходе из напряженного поворота заводской картинговой трассы "Гранта" не только застенчиво подворачивает колесико, но и не торопится ускоряться.  Как ни странно, на дорогах общего пользования картина была совсем иной

На следующий день, отданный дорогам общего пользования, Granta повернулась к нам другим боком. Оказалось, что валкая и не слишком устойчивая в поворотах подвеска более-менее внятно переваривает самарские колдобины, а четыре растянутых передачи более-менее удачно синхронизированы как с городским, так и с загородным ритмами движения. Более того, оказалось, что и кик-даун этому «автомату» не чужд: по команде водителя японорожденный агрегат исправно, пусть и не слишком оперативно, сбрасывает вниз передачу, а то и две. Тем не менее, в условиях загруженного шоссе к обгону настоятельно рекомендуем готовиться заранее: динамикой «Гранта» не блещет. Даже согласно паспортным данным АКПП прибавляет к разгону до 100 км/ч около 2 секунд – 13,5 против 11,6. А вот в городском цикле – на что, собственно, и рассчитывает руководство проекта – «Гранта» ведет себя более-менее адекватно.

Lada Granta с АКПП

В планах завода на 2013 год значится выпуск около 70 000 экземпляров "Грант" с автоматической коробкой

Именно жители мегаполисов значатся в самом начале списка возможных покупателей новой версии седана. У АвтоВАЗа появилась возможность привлечь на свою сторону тех потенциальных автовладельцев, которые раньше пренебрежительно относились к отечественной продукции именно в силу отсутствия автоматической КПП. Возможность вполне реальная в силу рыночной ситуации: несмотря на то, что «Гранта» с АКПП на фоне других версий седана получилась очень дорогой, конкурентов у нее все равно нет. Весьма своевременно подорожавший ZAZ Chance сделал «Гранту» с АКПП самым доступным «автоматизированным» предложением на рынке – другого нового автомобиля с «автоматом» за 373 200 рублей просто нет.

Lada Granta с АКПП

На шоссе "автомат" ведет себя так, как и положено заслуженной четырехступенчатой коробке: достаточно комфортно перебирает передачи и не досаждает излишним шумом

Увеличение цены, говорят на заводе, обусловлено не только появлением новой трансмиссии. «Автоматом» оснащается седан в комплектации «Норма Плюс», а это означает включение в список оборудования еще и кондиционера, и упомянутой уже АБС, и второй подушки безопасности, и бортового компьютера, и самого мощного из доступных 16-клапанного 98-сильного мотора от «Приоры»… На заводе рассчитывают, что уже в 2013 году на новую «Гранту» найдется 70 000 покупателей. Более того, сотрудничество с Jatco предполагает, что «автоматы» появятся и на других модельных семействах АвтоВАЗа. В частности, после того, как коробку обкатают на «Гранте», ее же впишут в конструкцию «Калины». Последняя буквально на днях должна пережить долгожданный рестайлинг, и именно к нему и будет приурочено расширение семейства. «Гранту» же ждет комплектация «Люкс», о которой пока толком ничего не известно – обещают улучшенный кондиционер, электронную систему стабилизации и кое-какие дополнительные радости. Вся конкретика – только после Московского автосалона, который стартует в конце месяца.

Lada Granta с АКПП

Не исключено, что самой дорогой "Грантой" вскоре станет версия с "автоматом" в исполнении "Люкс"

Очевидно, после него и начнутся открытые продажи «Гранты» с АКПП – пока завод рассылает по дилерам демонстрационные и тестовые экземпляры и формирует «лист ожиданий». Екатеринбургские представители завода уже располагают тестовыми машинами, однако предупреждают, что желающим заказать новую «Гранту» придется запастись терпением – срок ожидания на стартовом этапе может достигать двух месяцев. Вероятнее всего, эксперимент АвтоВАЗа окажется успешным, несмотря на почти критическую для «Гранты» цену – ведь покупатель, способный потратить на автомобиль около четырехсот тысяч, с большой вероятностью будет смотреть в сторону вторичного рынка. Тем не менее, неплохой старт прочих модификаций Lada Granta позволяет надеяться на то, что и самая дорогая из них будет встречена покупателями благожелательно, хотя статус бюджетной она почти утратила.

Фото: © Дмитрий Елизаров

Комментарии (всего: 2)
Человек Дождя 24 августа 2012 года в 09:07
Ну и на кой она нужна с таким ценником?)
0
Дмитрий Елизаров 24 августа 2012 года в 15:59
Цитата
Человек Дождя:

на кой она нужна с таким ценником?)

а есть что-то дешевле из нового?
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях