Строго говоря, Lada Granta — не первый отечественный автомобиль, к которому пристроили автоматическую коробку передач. Подобные опыты с аутентичными японскими «автоматами» ставил некогда даже Ульяновский Автозавод — в заводском музее до сих пор стоит построенный когда-то прототип. Однако заслуга «Гранты» в том, что вазовский седан делает, с одной стороны, АКПП доступной для совершенно новой аудитории, а с другой — эту самую аудиторию доступной для завода.
Триумвират АвтоВАЗа, Jatco и AVL потратил на подготовку «автоматической» версии Lada Granta к производству полтора года. Много это или мало? С одной стороны, учитывая объем проделанной работы, эти сроки граничат с рекордными. С другой… Но ведь лучше поздно, чем никогда, верно? В японской компании Jatco, которая и занимается производством АКПП, говорят, что их «автомат» отличается надежностью, неприхотливостью и приемлемыми ездовыми характеристиками. Впрочем, как раз последние тольяттинское руководство проекта предпочло модернизировать — для этого и привлекались спецы из австрийской компании AVL, и именно на это, по большому счету (а также на доработку конструкции моторного отсека и шлифовку целого ряда других нюансов), ушло полтора года.
Сама автоматическая коробка передач Jatco производится в Японии, а на тольяттинском заводе только устанавливается на «Гранты». В ближайшем будущем та же коробка ожидает и «Калину»
Седан в процессе адаптации к «автомату» получил немало доработок — инженеры АвтоВАЗа говорят минимум о тридцати нововведениях. В их числе не только усиленные передние пружины — они компенсируют возросший вес связки «двигатель-коробка», но и изрядно модернизированная система охлаждения, отвечающая теперь и за масло в гидротрансформаторе, и новые опоры двигателя, и доработанные приводы, и новые опоры двигателя… И, конечно, измененный со стороны тоннеля центральный салон. Кстати, шифтер-переключатель режимов работы КПП тольяттинцы разработали своими силами — и дизайн, и эргономику. Забегая вперед, скажем, что получилось вполне неплохо.
С селектором АКПП интерьер «Гранты» не только выглядит поблагороднее, но и стал чуть более функциональным. Скажем, пользоваться подстаканниками куда удобнее, чем в версии с «механикой»
На настройку совместной деятельности коробки Jatco и 98-сильного двигателя от «Приоры» тоже ушло немало времени. Олег Груненков, курирующий на АвтоВАЗе все вопросы, связанные с «Грантой», рассказывал, что калибровки, предложенные производителем АКПП, тольяттинцы посчитали скучноватыми и попросили инженеров AVL сделать алгоритм работы коробки более «драйверским». Тонкости адаптации двигателя к КПП инженеры изучали в процессе ходовых испытаний — летом в горах Алтая, а зимой в суровых условиях Сургута. Говорят, что проверку холодом коробка выдержала безупречно.
Никаких внешних признаков, по которым можно опознать версию с АКПП, у «Гранты» нет
Что касается самого «автомата», то коробку от Jatco вполне можно назвать заслуженной и зарекомендовавшей себя. В нынешнем виде, после очередного апгрейда, она, помимо «Гранты», применяется еще и на Nissan Note и March в их китайских исполнениях. Четырехступенчатый «автомат» с гидротрансформатором традиционно располагает несколькими режимами работы: помимо привычных «драйва», «реверса», «нейтрали» и «паркинга» предусмотрены еще и фиксированные режимы, ограничивающие переключение первой или первой и второй передачами. Вероятнее всего, они рассчитаны либо на затяжные подъемы, либо на буксировку, но скорее всего — на аутентичное российское бездорожье, к которому «Гранта», как гипотетическая замена «классики», должна быть морально готова постоянно. Правда, проселочные возможности седана с АКПП несколько снижаются за счет конструктивных особенностей: клиренс «автоматической» «Гранты» равен всего 140 мм.
Текущий режим работы коробки передач отображается в верхнем правом углу экранчика бортового компьютера — он входит в список оснащения версии «Норма плюс», которая и комплектуется АКПП
Впрочем, бог с ним, с конструктивом. Куда интереснее вопрос, получилось ли у тольяттинцев добиться выполнения поставленных задач. Представители проектной группы предложили журналистам оценить «драйвовость» новой коробки не где-нибудь, а на заводском картодроме. По идее, ситуация почти идеальная: короткие разгонные прямые и узкие «шпильки» должны хорошо продемонстрировать способность «автомата» к оперативным реакциям. И именно здесь коробка начала показывать свой характер.
Ожидать какого-то бурного спурта от мотора, чьи невеликие 145 Нм приходятся в основном на вторую половину рабочей зоны, было бы самонадеянно. Между тем, стартовое ускорение дуэт коробки и двигателя продемонстрировали неплохое, да и перебирает передачи «автомат» достаточно плавно и комфортно. Вот только драйва почему-то не ощущается: выход из очередной «шпильки», педаль газа вот-вот продавит пол седана и заскрежещет по асфальту, а коробка, впавшая неожиданно в задумчивость, неторопливо раскручивает мотор с холостых оборотов на третьей передаче… О том, насколько слабо соответствуют картинговой трассе ездовые характеристики самой платформы, предпочтем умолчать — обратите внимание хотя бы на впечатляющие крены кузова. Ах да, из не связанного напрямую с работой АКПП отметим все же удручающе позднее срабатывание антиблокировочной системы тормозов: ею пока в обязательном порядке комплектуются все «автоматические» «Гранты».
На выходе из напряженного поворота заводской картинговой трассы «Гранта» не только застенчиво подворачивает колесико, но и не торопится ускоряться. Как ни странно, на дорогах общего пользования картина была совсем иной
На следующий день, отданный дорогам общего пользования, Granta повернулась к нам другим боком. Оказалось, что валкая и не слишком устойчивая в поворотах подвеска более-менее внятно переваривает самарские колдобины, а четыре растянутых передачи более-менее удачно синхронизированы как с городским, так и с загородным ритмами движения. Более того, оказалось, что и кик-даун этому «автомату» не чужд: по команде водителя японорожденный агрегат исправно, пусть и не слишком оперативно, сбрасывает вниз передачу, а то и две. Тем не менее, в условиях загруженного шоссе к обгону настоятельно рекомендуем готовиться заранее: динамикой «Гранта» не блещет. Даже согласно паспортным данным АКПП прибавляет к разгону до 100 км/ч около 2 секунд — 13,5 против 11,6. А вот в городском цикле — на что, собственно, и рассчитывает руководство проекта — «Гранта» ведет себя более-менее адекватно.
В планах завода на 2013 год значится выпуск около 70 000 экземпляров «Грант» с автоматической коробкой
Именно жители мегаполисов значатся в самом начале списка возможных покупателей новой версии седана. У АвтоВАЗа появилась возможность привлечь на свою сторону тех потенциальных автовладельцев, которые раньше пренебрежительно относились к отечественной продукции именно в силу отсутствия автоматической КПП. Возможность вполне реальная в силу рыночной ситуации: несмотря на то, что «Гранта» с АКПП на фоне других версий седана получилась очень дорогой, конкурентов у нее все равно нет. Весьма своевременно подорожавший ZAZ Chance сделал «Гранту» с АКПП самым доступным «автоматизированным» предложением на рынке — другого нового автомобиля с «автоматом» за 373 200 рублей просто нет.
На шоссе «автомат» ведет себя так, как и положено заслуженной четырехступенчатой коробке: достаточно комфортно перебирает передачи и не досаждает излишним шумом
Увеличение цены, говорят на заводе, обусловлено не только появлением новой трансмиссии. «Автоматом» оснащается седан в комплектации «Норма Плюс», а это означает включение в список оборудования еще и кондиционера, и упомянутой уже АБС, и второй подушки безопасности, и бортового компьютера, и самого мощного из доступных 16-клапанного 98-сильного мотора от «Приоры»… На заводе рассчитывают, что уже в 2013 году на новую «Гранту» найдется 70 000 покупателей. Более того, сотрудничество с Jatco предполагает, что «автоматы» появятся и на других модельных семействах АвтоВАЗа. В частности, после того, как коробку обкатают на «Гранте», ее же впишут в конструкцию «Калины». Последняя буквально на днях должна пережить долгожданный рестайлинг, и именно к нему и будет приурочено расширение семейства. «Гранту» же ждет комплектация «Люкс», о которой пока толком ничего не известно — обещают улучшенный кондиционер, электронную систему стабилизации и кое-какие дополнительные радости. Вся конкретика — только после Московского автосалона, который стартует в конце месяца.
Не исключено, что самой дорогой «Грантой» вскоре станет версия с «автоматом» в исполнении «Люкс»
Очевидно, после него и начнутся открытые продажи «Гранты» с АКПП — пока завод рассылает по дилерам демонстрационные и тестовые экземпляры и формирует «лист ожиданий». Екатеринбургские представители завода уже располагают тестовыми машинами, однако предупреждают, что желающим заказать новую «Гранту» придется запастись терпением — срок ожидания на стартовом этапе может достигать двух месяцев. Вероятнее всего, эксперимент АвтоВАЗа окажется успешным, несмотря на почти критическую для «Гранты» цену — ведь покупатель, способный потратить на автомобиль около четырехсот тысяч, с большой вероятностью будет смотреть в сторону вторичного рынка. Тем не менее, неплохой старт прочих модификаций Lada Granta позволяет надеяться на то, что и самая дорогая из них будет встречена покупателями благожелательно, хотя статус бюджетной она почти утратила.
Фото: © Дмитрий Елизаров
на кой она нужна с таким ценником?)
а есть что-то дешевле из нового?
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов