Грибное бездорожье

В осенний лес на легковушке: как не оступиться
Грибное бездорожье

nissan note школа офф-роада

Недлинное уральское лето торжественно закончилось. Как бы оно нас ни радовало, впереди осень, а значит, все сопутствующие погодные прелести. Однако наступление золотой поры вовсе не отменяет повседневной и уик-эндной автомобильной активности, которая зачастую связана с выездами в лес. В уральских лесах, как известно, дела с дорогами обстоят туго, а полноценными офф-роад-машинами располагают далеко не все. Однако некоторые категории бездорожья вполне поддаются преодолению и на легковом автомобиле, нужно просто помнить некоторые нехитрые правила.

Чтобы проверить эти правила на себе и выяснить, насколько они жизненны, мы отправились в лес на одном из редакционных автомобилей — классическом «пузотере» Nissan Note. Согласно официальным ТТХ, для лесных путешествий компактвэн подходит крайне слабо — к невеликому клиренсу в 165 мм, слабосильному бензиновому моторчику и внушительному переднему свесу прилагаются еще и длинная база, и больше тонны полетного веса. В лес, как известно, с пустыми руками не ездят.

nissan note школа офф-роада

Геометрия кузова легкового автомобиля, как правило, слабо подходит для преодоления бездорожья. Поэтому при движении, скажем, по колее проще всего пробираться по ее гребню

Оптимизм внушали только два обстоятельства — практически полное отсутствие заднего свеса и механическая КПП. Впрочем, главным обнадеживающим фактором можно было назвать специально приглашенного эксперта — нашего старого знакомого Михаила Решетникова, вдохновителя уральского любительского офф-роад-движения Niver.RU. Он-то и продемонстрировал нам несколько базовых приемов и основных правил.

nissan note школа офф-роада

Готовясь к преодолению водных преград, нелишне будет выяснить, где у автомобиля воздухозаборник, чтобы случайно не хлебнуть им воды

Одна из основных проблем легкового автомобиля — это его двигатель. В подавляющем большинстве случаев речь идет о бензиновом моторе не слишком большого литража, который на пик тяги выходит только ближе к максимальным оборотам. Соответственно, удерживать мотор в постоянном тонусе, работая педалями газа и (при наличии) сцепления, будет сложновато. Однако, преодолевая, скажем, озерцо грязи, удерживать постоянную тягу жизненно необходимо: замешкаешься — автомобиль может засесть, перегазуешь — буксующие колеса выкопают под собой ямку и автомобиль опять-таки засядет. То же самое относится и к движению по песку.

nissan note школа офф-роада

Не зная броду, как известно, в воду соваться не стоит — чревато

Еще один фактор в пользу равномерного безостановочного неторопливого движения — дорожный протектор. На скользком грунте сорвать в пробуксовку колеса, обутые в дорожную резину, проще простого, а следствием, скорее всего, станет необходимость организации спасательной экспедиции. Либо, на худой конец, вынужденное применение мускульной силы, при условии наличия под рукой мускулистых мужчин, способных вытолкать застрявший автомобильчик из грязевого плена.

nissan note школа офф-роада

А вот зная брод, можно довольно легко переплыть, казалось бы, непреодолимую лужу

Не приспособленная для бездорожья геометрия кузова, большие свесы и низкий клиренс накладывают серьезные ограничения на возможности преодоления косогоров, колеи и глубоких ям. Если есть возможность, лучше поискать объезд, но в случае, когда такой возможности нет, рытвины и бугры стоит проходить под углом, наискосок. В колею соваться на дорожном автомобиле однозначно не следует, но можно попробовать пройти такой участок, двигаясь по верху колеи, по ее гребню. Двигаться по такой пересеченной местности стоит медленно, плавно, без рывков, которые могут привести к раскачке кузова.

nissan note школа офф-роада

Если есть возможность выслать вперед штурмана и передвигаться, ориентируясь на его команды, то отвлекаться от дороги ни в коем случае не следует

Физику не обманешь — тяжелый кузов автомобиля подвержен инерции и раскачке, которая может на мгновение существенно сократить и без того скромный дорожный просвет. Сползая «на тормозах» с косогора и поймав резонанс, можно изрядно приложиться картером двигателя или нижней частью бампера о грунт, и кто знает, что там в этот момент окажется? Вообще, одно из главных правил при преодолении бездорожья — не торопиться. Лучше лишний раз выйти из машины и проверить предполагаемую траекторию своими ногами.

nissan note школа офф-роада

Неплохо иметь представление о конфигурации днища собственного автомобиля — о том, где находятся выступающие части, которыми легко зацепиться, и насколько велик дорожный просвет

В первую очередь это относится к водным преградам. Вода успешно скрывает самые неприятные сюрпризы — ямы, острые камни, скользкие корни… В конце концов, соваться в воду, не зная броду, не рекомендовала еще старая русская пословица. Так что если есть резиновые сапоги — смело исследуйте грязевое море ногами, при их отсутствии хватайте палки, жерди — все то, чем лес традиционно изобилует. И, переплывая лужу, не забывайте про совет насчет ровной тяги, ни в коем случае не разгоняясь слишком сильно, так как в этом случае опасность хлебнуть двигателем воды резко повышается.

nissan note школа офф-роада

Со штурманом можно заранее договориться о некоторых условных обозначениях и жестах, чтобы не надрывать горло в лесу

В процессе исследования лесных просторов при помощи незамысловатого и ни разу не покидавшего ранее асфальта Nissan Note нам довелось преодолеть такие участки, куда, будучи в здравом уме и твердой памяти, по своей воле мы бы никогда не сунулись. Однако, как выяснилось, наличие ведущих колес (пусть всего одной пары) и работающего двигателя (пусть слабенького) гарантирует способность творить маленькие чудеса. Но зарываться при этом все же не стоит, как не стоит и забывать о том, что легковой автомобиль — всего лишь легковой, и пределы его возможностям наступают очень быстро.

nissan note школа офф-роада

Понятно, что у «тру» офф-роадеров весь спасательный арсенал на случай дорожных неурядиц всегда с собой. Однако мы в следующий раз попробуем разобраться, при помощи каких подручных средств можно вытащить из аналогичных проблем обычную легковушку

В процессе создания материала ни одного «Ниссана» не пострадало. Редакция благодарит за самоотверженность и предельно доступные пояснения Михаила Решетникова, президента Уральского клуба любителей off-road Niver.RU. Для закрепления пройденного предлагаем воочию взглянуть на все происходившее своими глазами.

Фото: © Дмитрий Елизаров

Комментарии (всего: 4)
Alllgator 6 сентября 2011 года в 21:23
Дубина мерялка я так понимаю складная, она идет в комплекте?
0
Дмитрий Елизаров 6 сентября 2011 года в 22:45
Цитата
Alllgator:

она идет в комплекте?

выдают на въезде в лес. Выезжая, сдаешь обратно.
0
Katek 8 сентября 2011 года в 09:45
а где грибы? Вы же за ними поехали вроде....
Марина машина - как картинка тут
0
Папараци 8 сентября 2011 года в 10:23
Ну я её помыла для съёмок )) теперь снова можно полгода не мыть
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях