Урал гордо зовет себя «горной страной», и периодически получает тому подтверждения откуда не ждали. Екатеринбургские офф-роадеры изредка воображают себя горцами и начинают воспитывать и в себе, и в своих металлических чудовищах тараканов. Итогом такой деятельности становится весьма эффектный междусобойчик по механическому скалолазанию, главной ценностью которого является компактность – вся арена боевых действий, как правило, просматривается с одной точки.
Сезон нечастых екатеринбургских триалов открыл клуб «Вояджер» - коллектив Александра Хабарова, пожалуй, единственным пока что хранит небогатые уральские триальные традиции. Любителям офф-роада среди уральских лесов, так уж сложилось, куда милее многодневное сидение в болоте и передвижения по гоночной трассе со скоростью одна чайная ложка в час, нежели яркий, как вспышка, и требующий максимально эффективной отдачи концентрированный трехминутный бросок через препятствия.
Идея триала, как правило, состоит в том, чтобы заставить механическую технику преодолевать такие преграды, через которые не всегда переберется даже человек, оснащенный стремянкой. В триале, как и в трофи-рейдах, часто приходится использовать лебедку, но поскольку счет этой гонки действительно идет на секунды, штурману приходится вспотеть не один раз, пчелкой мотаясь между своей машиной и тем местом, куда можно закрепить крюк. На штурмане традиционно лежит задача прокладывания траектории, тогда как водитель просто нажимает педали и крутит руль, но в триальном котловане штурман практически всю трассу проходит пешком – этакие выносные глаза, за которыми послушно, как на поводке, ползет полуторатонная махина.
Праздничный триал клуба «Вояджер», открывающий сезон, был довольно простым – использование лебедки не требовалось, да и условия для гонщиков были более-менее лояльными. Частенько организаторы так запутывают трассу, что вписать в ее узенькие лазейки габаритный внедорожник просто невозможно без того, чтобы не нахватать штрафных очков – бывает, штрафуют даже за включение задней передачи. Нынче же организаторы разрешили практически все, кроме пропуска ворот и неправильного финиша. Ну, и нельзя было сбивать вешки, которыми были обозначены ворота, общим числом 19. А вот порядок и направление прохождения ворот были жестко регламентированы. Это и есть основной способ организаторов поизмываться над участниками – установить вешки в таком месте, до которого ползти и ползти, и все каким-нибудь неестественным способом.
Впрочем, главное развлечение первого екатеринбургского триала состояло в падении лицом вниз в очередную карьерную расселину и натужных выкарабкиваниях из нее. Для разнообразия предлагались упражнения на геометрию кузова и подвески, тяговые возможности моторов и пара предельно компактных скоростных участков. Квадроциклистам приходилось тяжелее – колеса меньше, да и штурмана нет… Поэтому порой можно было наблюдать настоящую джигитовку пилота квадрика в попытках изменить центровку своего снаряда и найти-таки возможность для зацепа колесом за что-нибудь твердое… Несмотря на эти обстоятельства, рекорд трассы установил как раз пилот квадроцикла, пробежав все 19 ворот немногим более, чем за три минуты.
Среди трофи-мобилей были, конечно, свои рекордсмены – у уральских организаторов нет привычки впрягать в одну телегу коня и трепетную лань. Помимо квадроциклов, выступавших своим зачетом, по карьеру (так и хочется сказать «каньону») ползали, презирая гравитацию, «подготовленные» автомобили и «стандартные» автомобили. Первые от последних отличались в основном наличием каркаса безопасности и громадными колесами (общий диаметр которых, тем не менее, был ограничен регламентом на уровне 32 дюйма). Прототип, правда, присутствовал только один – механическое чудище, построенное трофи-рейдером Алексеем Закаменных на базе мостов от Mercedes Unimog и дизеля от Toyota Land Cruiser Prado 90. На его долю выпала нелегкая задача: продемонстрировать, что подготовленная трасса, несмотря на все мучения участников, проезжабельна примерно как екатеринбургский асфальт. Монстра допустили только до показательных выступлений – ну, он и показал.
С точки зрения рядового зрителя, поклонника различных механических аттракционов и любителя поглазеть на крупномасштабный экстрим соревнования по джип-триалу – один из лучших вариантов. Компактно, разнообразно, под боком и исключительно зрелищно. Поэтому жаль, что лидеры екатеринбургского трофи-движения и организаторы соревнований уделяют им так мало внимания. И поэтому же радует, что офф-роад-клуб «Вояджер» во главе с Александром Хабаровым все же не забывают про такие забеги моторизованных тараканов.
А как у них?
Схожие развлечения есть и в ассортименте американских коллег, только носят они несколько более цивилизованный характер. Тамошний rock-crawling (в буквальном переводе - "ползание по камням") отличается, в первую очередь, широким использованием искусственных препятствий, которые офф-роадеры строят вдумчиво, долго и невзирая на возможности машин. Дело в том, что согласно законодательству США, на автомобиле на природу не очень-то и выедешь, поэтому частенько приходится тусоваться на стадионах, полигонах и прочих предназначенных для этого площадках. Активные вылазки на природу характерны лишь для нескольких штатов.
Во-вторых, "скальные багги", которые строят для этого вида спорта, отличаются большей приспособленностью именно к преодолению вертикальных препятствий. Огромные хода неубиваемых подвесок, невообразимого диаметра колеса и чудовищные моторы - и все в весьма компактном кузове. Сидеть в болотах там не слишком любят. Екатеринбургские же поклонники полного привода не имеют возможности содержать по два боевых экипажа, поэтому на триалы приезжают в основном на машинах, предназначенных для затяжных трофи-рейдов.
Фото: © Дмитрий Елизаров
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов