Все существующие зимние шины делятся на две глобальные категории — шипованные и нешипованные, которые чаще называют «липучкой». Интернет-столкновения приверженцев этих двух классов напоминают войны «остроконечников» и «тупоконечников» из свифтовских романов — каждый стремится отстоять свою точку зрения, не вслушиваясь в аргументы собеседников. Между тем, ответ предельно прост: каждый тип зимней резины хорош в своих условиях.
Конструкция такого важного элемента зимней покрышки, как шип, постоянно совершенствуется. Он приобретает разнообразные формы, получает особую «якорную» посадку, предотвращающую вылет, а сама покрышка «набирается» из многослойной резины.
Однако суть шипа, его предназначение остается неизменным: обеспечивать максимальное сцепление с относительно мягким, по сравнению с асфальтом, покрытием. На хорошо раскатанном, плотном снегу или льду шип действительно может существенно сократить тормозной путь и улучшить управляемость по сравнению с нешипованной шиной. Но на чистом или покрытом тонким слоем жидкой снежной каши асфальте шипы превращаются в недостаток.
Современная шина шипуется таким образом, чтобы рисунок ошиповки обеспечивал эффективную работу металлических элементов при любом направлении движения шины. В итоге, когда шипованное колесо попадает на чистый асфальт, пятно контакта с покрытием резко уменьшается. Неприятное следствие этого — не только сильный шум, но и возможное снижение сцепления с дорогой. На трамвайных рельсах автомобиль, обутый в шипованные колеса, может просто «поскользнуться».
Кроме того, в списке недостатков шипованной резины — увеличенный расход топлива, несколько повышенная вибронагруженность и фактор, на который автомобилисты обращают внимание достаточно редко — износ дорожного покрытия. В том, что по весне улицы Екатеринбурга напоминают проселок с глубокими колеями, отчасти виноваты и сами автомобилисты. В некоторых городах, где зимы мягче, чем на Урале, использование шипованной резины либо уже запрещено, либо на грани запрета. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что в ряде скандинавских стран, которые по типу климата куда ближе к Уралу, действует другой запрет — категорически не приветствуется использование в холодное время года летней резины.
Чистый, но холодный асфальт позволяет в полной мере раскрыть все достоинства второго типа резины — нешипованной. Ее отличие от летней не только в рисунке протектора и отсутствии интегрированных металлических элементов. Главный секрет «липучки» — в том, что как раз и позволяет ей считаться «липучкой», то есть в составе резиновой смеси, из которой изготавливаются такие колеса.
Специальный состав резины позволяет ей оставаться мягкой при весьма низких температурах, что обеспечивает работоспособность протектора. Однако, разрабатывая нешипованные шины, конструкторы вынуждены, по сути, решать две прямо противоположные задачи — ведь для того, чтобы автомобиль, обутый в «липучку», сохранил четкую управляемость, колеса должны иметь жесткие боковины…
Они же, то есть жесткие кромки, позволяют нешипованным колесам чувствовать себя более-менее адекватно и в слое рыхлого снега. Таким образом, пятно контакта нешипованного колеса обладает переменной жесткостью — от твердых боковин к довольно мягкой середине.
Рисунок протектора «липучки» изобилует мелкими прорезями — ламелями, принцип работы которых схож с работой присосок. Этим способом создатели нешипованной резины пытаются обеспечить колесам возможность цепляться за самые скользкие покрытия — такие, как голый лед. Тем не менее, все ухищрения разработчиков «липучки» не идут ни в какое сравнение с металлической основательностью шипа.
На голом льду нешипованная резина вряд ли сможет что-то противопоставить колесам, ощетинившимся железными иглами. Зато в условиях мегаполиса «липучка» демонстрирует свои лучшие качества — комфорт, управляемость, четкие реакции и сравнительно небольшой тормозной путь.
Казалось бы, вывод лежит на поверхности. Дом-работа-дом-магазин — покупай комплект «липучки» и наслаждайся тишиной в салоне. Постоянные выезды за границы мегаполиса, путешествия по проселкам — выбирай шипы и получай гарантированное сцепление и проходимость. Однако не все так однозначно, в первую очередь благодаря екатеринбургским коммунальщикам.
Неожиданно влететь на обледенелый или заснеженный участок дороги можно в любом месте города, а борьба с последствиями зимних снегопадов зачастую занимает у наших дорожных служб совершенно негуманное время. Так что апологетов шипованной и нешипованной резины в столице среднего Урала — примерно поровну. Тем не менее, возможно, все же стоит обратить внимание на мрачные пророчества синоптиков.
Как известно, хороший мороз обильными снегопадами сопровождается крайне редко, а именно серьезные минусовые температуры предрекают нам метеорологи на наступающую зиму. Есть некоторая вероятность, что холодной зимой асфальт чаще будет чистым, чем покрытым обледенелой коркой, а значит, использование нешипованной резины в черте города будет все же более оправданным.
- зима со своей не предсказуемостью;
- комунальщики со своим "ой, а что зима наступила?" или "ого, когда столько снега успело навалить?"
- ездил на работу через весь город;
- ездил часто за город;
а выезжал только по крайней необходимости, то мой выбор бы пал на "липучки".
А то есть ценители покататься на шипах всё лето, а потом с 3мя шипани на 4ёх колесах негодовать о качестве/надежности использования шиповки зимой.
гребет и едет в сугробе с задним приводом (заслуга высокого протектора), на асфальте едет прямо и не кидает из стороны в сторону.
Советую всем липучку и чем злее и мягче она тем лучше.
не стыдно такое писать???
Эти ваши колеи в первую очередь создают многочисленные тяжеловозы. Ездят где можно и где нельзя. По Калиновскому мосту нельзя ездить - все равно прутся.
Эти ваши колеи в первую очередь создают многочисленные тяжеловозы. Ездят где можно и где нельзя. По Калиновскому мосту нельзя ездить - все равно прутся.
тут немного поспорю. В большинстве случаев колея создают все же легковые авто. Т.к. колея равно точно колесной базе легковушке. У грузов колесная база шире. Асфльт они в жару давят, тут не поспорю, но не колею создают.
Цитата Marek:
Эти ваши колеи в первую очередь создают многочисленные тяжеловозы. Ездят где можно и где нельзя. По Калиновскому мосту нельзя ездить - все равно прутся.
тут немного поспорю. В большинстве случаев колея создают все же легковые авто. Т.к. колея равно точно колесной базе легковушке. У грузов колесная база шире. Асфльт они в жару давят, тут не поспорю, но не колею создают.
от несвоевременной уборки
уборки чего?
некачественного полотна.
дак это понятно. Я же писал про то, что ее легковушки накатывают, а не грузовики)
уборки чего?
дорог от снега
Не понимаю вас. Как снег влияет на создание колеи на асфальте?
Не понимаю вас. Как снег влияет на создание колеи на асфальте?
Цитата Dmitry7:
Не понимаю вас. Как снег влияет на создание колеи на асфальте? напрямую...все едут по прочищенной колесами колее в свежевыпавшем снеге, желающих испытывать острые ощущения на заснеженных участках как правило нет (все едут как трамвай по рельсам), ко времени когда снег расчистят уже вырисовывается небольшая колея в асфальте (порой до времени уборки успевают пройти сутки и более)...и эта процедура повторяется в течение всей зимы, на лето имеем достаточно глубокую колейность, особенно на участках с некачественным покрытием
на сколько мне помнится, в прошлую зиму снег выпадал хорошо раза 3-4, не больше. И да, лежал не более суток.
Тут я все таки грешу на наши "технологии" укладки асфальта...
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов