Член экспертной группы АСИ в Свердловской области Александр Трахтенберг считает, что вокруг прорывного проекта идет какая-то «странная возня», наносящая очевидный ущерб интересам и Свердловской области, и Дмитрию Пумпянскому.
«Для начала смущает конструкция: „РЖД не учла инвестиции в содержание этих поездов“. Ничего, что эксплуатационные расходы — это всегда операционные расходы, включаемые в себестоимость, а инвестиции в себестоимость, уж простите, это полнейшая глупость. Если речь идет о создании некой производственной базы для содержания электропоездов, то так и надо говорить. „Пумпянский, дай денег для строительства базы, а еще лучше, построй сам и передай нам“. Так было бы и честнее, и, возможно, правильнее. На этом можно было бы и поставить точку, но дальше, как говорится, еще веселее. Присутствует какая-то путаница с цифрами по этой теме, сопровождающаяся странными обоснованиями. Какое отношение к производству и эксплуатации электропоездов „Ласточка“ имеет стагнация на маршрутах дальнего сообщения? Или объем перевозок пассажиров по этим направлениям?», — недоумевает эксперт.
По расчетам самой РЖД, расходы на содержание одного вагона составят порядка 9 млн рублей в год — многовато при стоимости самого вагона в 80 млн. рублей. «Почему-то расчеты от мифических чиновников вдруг повышаются почти в два раза — „выделять до 17 млн. рублей в год“. Уместен вопрос — это цена сохранения контракта? Не много ли — почти 200 млн евро комиссионных… Или тогда что это за увеличение? С другой стороны, а это, видимо, взято из расчетов, указана цифра потенциальных убытков в 55-130 млрд рублей за 15 лет. Но по правилам арифметики — 9 умножить на 1200 (объем контракта) и на 15 равно 162 млрд. рублей, это по минимуму, а по максимуму — 306 млрд рублей за 15 лет. Логичен вопрос, кто и где врет… И почему?», — говорит Трахтенберг.
Мощности по производству электропоездов на заводе «Уральские локомотивы» (Верхняя Пышма, Свердловская область) составляют порядка 200 вагонов в год. При стоимости одного вагона в 80 млн рублей. Получается, что вклад «Ласточки» в ВРП Свердловской области составит до 2 млрд рублей — или 0,2 процента ВРП (2014 год). При условии выполнения в 2015 году плановых показателей по локализации — 55% и доле области в этой локализации до трети, региональный бюджет снимает с этого проекта только зарплатных налогов — 240-250 млн рублей в год. В том числе порядка 55 млн рублей — это НДФЛ. В 2017 году ожидается локализация в 80%, а это уже почти 90 млн рублей только НДФЛ. И это без налога на прибыль, налога на имущество и НДС. В этом случае может «сработать» мультипликатор и доля в ВРП может составлять до одного процента, предлагает свои расчета Александр Трахтенберг.
«А теперь в чем может быть интерес РЖД. Открываем характеристики „Ласточки“ и видим. Экономия электроэнергии — 15-20 процентов. Мне одному кажется, или там написано, что пятая часть расходов в рамках весьма существенной статьи затрат любого электрического транспорта — исчезает? Может, именно здесь и „порылась собака“? Ведь, по сути, речь может идти о снижении себестоимости перевозок пассажиров. А может, это как раз и не требуется РЖД…», — предполагает он. Примечательно, что блогеры говорят о том же и иронизируют на тему существования у РЖД других прекрасных поездов.
Напомним, что вчера утром «Ведомости» со ссылкой на источник в экономическом блоке российского правительства сообщили о расторжении контракта РЖД с ООО «Уральские локомотивы» и отказе от приобретения электропоездов Siemens Desiro Rus («Ласточка»). По условиям контракта объемом 2,1 млрд евро, подписанного между РЖД и «Уральскими локомотивами» три года назад, стоимость одного поезда составит 410 млн евро.
Всего, начиная с марта 2015 года, число «Ласточек» в парке РЖД должно составить 270, а потом вырасти до 1470. Инсайдеры издания заявили, что при подписании документа не была учтена стоимость содержания этих поездов. Содержание 1200 вагонов потребует от РЖД 6-14 млрд рублей в год, а за 15 лет эксплуатации приведет к возникновению убытка в 55-130 млрд рублей. Это и послужило основанием для обсуждения вопроса об отказе от контракта.
В пресс-службе РЖД вчера утром (в десять часов по Москве) комментировать эту информацию по телефону отказывались. Письменное опровержение вышло чуть позже на РИА «Новости». «Наше сотрудничество с ЗАО „Группа Синара“ и „Сименс АГ“ осуществляется в рабочем порядке в рамках действующего контракта. В следующем году мы ожидаем поставки 26 поездов „Ласточка“. В настоящее время мы изучаем возможности сокращения затрат на техническое обслуживание, сокращения межремонтного пробега и ускорения локализации „Ласточек“ (в настоящее время она составляет 63%)», — цитирует РИА «Новости» заявление пресс-службы РЖД.
А ближе к вечеру с официальным опровержением выступила «Синара», которая заявила, что переговоров о расторжении контракта, либо изменении его условий не ведется. «Это что было? Опять кто-то заплыл за буйки?», — комментируют этот «информационный сериал» пользователи социальных сетей. Некоторые из них предполагают, что это был намеренный «вброс», цель которого не очевидна, и вспоминают еще один громкий скандал, связанный с РЖД, — историю с появлением преждевременных публикаций об отставке Якунина и назначении на пост президента РЖД его зама Александра Мишарина.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов