Подавляющее большинство ДТП на дорогах страны влекут за собой только материальный ущерб — чаще всего повреждения получают бамперы или светотехника. Несмотря на неприятность для участников, существенного вреда транспортному средству такие столкновения не несут, а стоимость ремонта редко превышает несколько десятков тысяч рублей. С учетом этого, в отечественной сфере страхования ОСАГО была введена упрощенная система оформления ДТП, при которой присутствие сотрудников ГИБДД не обязательно.
Необходимыми условиями таких ДТП являются: участие не более двух участников (при этом вред причинен только имуществу); обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений не вызывают разногласий обоих участников ДТП; сама авария произошла в пределах дороги или предназначенных для движения транспорта территориях, оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО, заключенные после 02 августа 2014 года, а предварительная сумма ущерба не должна превышать 50 тысяч рублей. В случае если у одного из участников полис оформлен до этой даты, максимальная сумма выплат составит 25 тысяч рублей.
Из этого следует, что в случае, если повреждены три транспортных средства и более, есть пострадавшие, ДТП произошло в месте, где движение недопустимо, а стороны не могут договориться о стоимости ущерба или о вине каждого из участников ДТП, а равно у одного из участников нет полиса ОСАГО, применение Европротокола невозможно.
Аналогично, для получения выплаты по КАСКО участнику аварии справка из ГИБДД все же будет нужна. С другой стороны, граждане, пользующиеся такой функцией оформления ДТП, могут существенно сэкономить время, поскольку нет нужды ехать в отдел ГИБДД — после инцидента они могут направиться каждый в свою страховую компанию.
В случае аварии для оформления Европротокола и своевременной получения выплаты по ОСАГО необходимо выполнить ряд действий. Первым из них является обязательный звонок в страховую компанию, которая является уполномоченным, при страховом случае, органом. Необходимо передать данные обоих участников ДТП, модели и марки транспортных средств с государственными регистрационными знаками, место совершения аварии, рассказать, есть ли пострадавшие (даже легко), и каковы обстоятельства получения автомобилями ущерба. После передачи этих данных можно приступать и к самому оформлению ДТП.
Перед подготовкой схемы ДТП стоит взглянуть на типовые решения схем — там изображены принципиально значимые вещи — адреса, элементы улично-дорожной сети, разметка, расстояние до перекрестков или края дороги, направление, в котором двигались автомобили, полосы для движения в каждом направлении, дорожные знаки, прочее. Это должно быть отражено и на вашей схеме.
Бланк извещения о ДТП всегда состоит из двух листов, первый из которых является самокопирующимся. При рисовании схемы нельзя разъединять листы — они должны быть скреплены и содержать идентичную информацию. В-третьих, у участников аварии не должны расходиться показания об условиях совершения ДТП — на оборотной стороне извещения должны быть указаны сходные данные. Наконец, к оформлению схемы привлечь свидетелей и очевидцев (разумеется, если они есть) — их данные также должны быть внесены в извещение.
Поскольку основной целью Европротокола является упрощение оформления ДТП и, как следствие, уменьшение дорожных заторов, у него есть неоспоримое преимущество: участникам аварии разрешено убрать транспортные средства с проезжей части, предварительно зафиксировав их положение с помощью фото- и видеосъемки. Чем больше материала будет снято, тем более объективной будет картина для страховой компании. Но и здесь, повторимся, крайне важен звонок в ГИБДД за консультацией.
Что до сроков подачи извещения о ДТП, то это нужно сделать не более чем в пятидневный срок после совершения аварии, а приступать к самостоятельному ремонту или утилизации можно не менее чем в 15-дневный срок с момента ДТП за исключением нерабочих праздничных дней.
Сегодня Европротокол набирает все большую популярность. По статистике Российского союза автостраховщиков, в среднем в стране по этой схеме оформляется 10-11% ДТП, хотя на Дальнем Востоке эта цифра достигает 30%. Это экономит время, снижает количество заторов, улучшает взаимодействие участника ДТП со страховой компанией. Вместе с тем, аварии, подпадающие под действие Европротокола, достаточно очевидны, и, как правило, у граждан оформление по ним сомнений не вызывает.
Текст: Ольга Маслова
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов