Каменский район Свердловской области когда-то славился своими богатыми селами и деревнями. До XX века даже в самой маленькой деревушке возводили каменный храм. И простояли бы эти церкви ни одну сотню лет, если бы не революция.
Сегодня мы предлагаем вам небольшое путешествие по нескольким селам Каменского района. Вспомним историю, полюбуемся забытыми храмами, порассуждаем о будущем.
По некоторым данным село Маминское было основано выходцем из Кунгура Игнатием Ивановым в 1682 году. Но свое нынешнее имя деревня получила много позже, когда уроженец села Василий Игнатьевич Мамин-Попов стал первым священником в деревне. По его имени и был назван приход, а позже и весь населенный пункт. Его потомка мы все прекрасно знаем — это известный уральский писатель Мамин-Сибиряк.
Несмотря на то, что здесь всегда была очень плохая почва, деревня быстро превратилась в зажиточное село. А все потому, что в Маминском нашли золото. Золотая лихорадка пришлась на ХIХ век, именно в это время разбогатевшие золотоискатели стали строить свои дома из кирпича.
О богатстве местных жителей также говорит и то, что во многих дворах для хранения продуктов использовался не просто подпол, а целые погреба, выложенные камнем. В таком погребе холодно летом и поддерживается комфортная температура для хранения продуктов зимой. До сих пор многие местные жители используют такие погреба в качестве холодильников.
К слову сказать, почти каждый восьмой дом был кирпичный. Кирпич был местный и очень высокого качества. Из него строили хоромы себе, дома для прислуги, придомовые постройки. На данный момент в деревне сохранилось порядка 40 кирпичных построек того времени.
Говорят, что местным кирпичом был выложен ход, который вел от церкви за деревню. Но действительно ли это так, неизвестно. Ведь от храма до конца села почти 2 километра.
Хотя в 80-е годы прошлого столетия вдруг стали проваливаться коровы. Вначале списали это на старые колодцы, затем стало понятно, что не может быть столько колодцев на одной прямой.
А вот то, что из местного кирпича был построен один из самых грандиозных храмов Свердловской области это факт. В 1831 году начали строить храм Архангела Михаила в память победы русского народа в войне 1812 года. Каждый двор старался поучаствовать в строительстве. Кто медяком, кто рублем, а кто и трешкой. Тем не менее, строительство храма велось около 40 лет. Говорят, что имя каждого, кто пожертвовал на храм больше рубля, было высечено на стене. Но, скорее всего, просто внесено в церковную книгу.
В строительстве использовали один миллион двести кирпичей, кладка была ручная на известковом растворе и куриных яйцах, их тоже ушло ни один миллион.
Храм Архангела Михаила был закрыт в 1937 году, до 90-х он разрушался, сейчас ведутся реставрационные работы. Забелили старые фрески, установили несуразные купола. Я помню его еще обезглавленным, со старой винтовой лестнице, которая вела на колокольню. Если заблудишься в лесу, выйдешь в поле и сразу понятно в какой стороне деревня — храм было видно издалека. Сейчас водрузили на него золотые купола, и потерял он свой облик.
Удивительно, как умели наши предки выбирать пространство для своих культовых сооружений. В какой бы деревне мы ни были, церковь всегда стоит на своем месте.
Исетское само по себе находится вдали от больших дорог. Небольшая, уютная деревушка, и церковь здесь такая же. Она просто само олицетворение скромности, сдержанности и простоты.
И жалко, что рушится и страшно, что испортят новоделом, как это случилось с храмом в Маминском. Хотя, об этом можно не беспокоиться, Николаевкая церковь не включена в список на реставрацию и восстановление в едином реестре РПЦ, разве что найдется спонсор. Несмотря на то, что с 2001 церковь является памятником архитектуры областного значения. реставрировать ее пока что не собираются.
Церковь во имя святого Николая, архиепископа Мирликийского, была освящена 13 марта 1852 г. Правый придел во имя пророка Илии, освящен ранее, 6 декабря 1845 г. Здесь крестили, венчали и отпевали. Не одно поколение прошло свой жизненный путь в стенах этой церквушки. Говорят, что убийца последнего настоятеля храма Александра был крещен именно здесь. В 1918 году он совершил свой грех, в 1930 году церковь окончательно закрыли, а через некоторое время, убийца настоятеля повесился рядом с Божьм домом. Но замолить его грехи было уже некому.
Вообще, подобные мрачные истории достаточно часто рассказывают о заброшенных церквях.
Не менее зловещая история произошла в церкви в честь Святой Живоначальной Троицы в селе Троицком. Когда снимали колокола, произошел несчастный случай, погибло несколько человек и лошадей. Насколько это правда, неизвестно, но подобные легенды свято хранятся местными жителями.
Обычно храм воздвигают в центре деревни, по всей видимости, так оно и было в 1801 году, когда был заложен фундамент. Сейчас же, кажется, что церковь стоит в стороне от центральных улиц, от больших дорог.
Облик ее необычен для традиционной русской церкви. Кто-то узрел в ней готические элементы, мне она напомнила Долматовский монастырь.
Храм несколько раз перестраивали. Все дело в том, что трапезная и колокольня постоянно давали трещины. Специалисты предполагают, что храм был построен на месте, где когда-то добывали золото, возможно под храмом находятся шахты.
В 1929 году расстреляли священника, в 1937 церковь окончательно закрыли. Поначалу здесь хранили зерно, потом превратили в складское помещение, в конце концов, за ветхостью сооружения и их закрыли.
Пол давно сгнил, глазницы окон заколочены, фрески сбиты, рассыпается кирпичная кладка. Попасть внутрь можно через небольшой лаз, в подкупольном пространстве достаточно опасно, свисают балки и часть кровли. Если быстро проскочить в алтарную часть, то можно рассмотреть остатки фресок. Ни ладана, ни аналоя, ни престола давно уже нет.
Что станется с храмом, когда мне стукнет 70? Скорее всего, он переживет меня и моих внуков. А дальше? А дальше превратится в пыль.
Заброшенные храмы Каменского района. Часть 2
Видео: Дмитрий Сурин, Анна Рыбакова
Эх, "Россия - щедрая душа!" (с) С широкого барского плеча мы пускаем по ветру массу наших святынь...
Вообще-то это собственность РПЦ, просто бизнес в данной местности не выгоден (малое количество потенциальных прихожан не соответствует серьезным требуемым за тратам, требуемым на восстановление).
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов