В этом году Центр развития туризма Свердловской области запустил «Демидовский маршрут». Всего в 2022 году запланировано 6 поездок. Протяженность маршрута составит 329 км, а длительность — 3 дня. За эти 3 дня туристы посетят Екатеринбург, Невьянск, Верхние Таволги и Нижний Тагил.
Программа пребывания в Нижнем Тагиле предполагает посещение и Дома Худояровых, где сейчас расположен Музей подносного промысла.
Тагильская роспись подносов появилась в 1746 году, раньше Жостовской, чем Нижний Тагил, безусловно, гордится. Сейчас в этом народном промысле два направления — маховая роспись и сюжетная.
Название маховая происходит от слова махом, потому что поднос расписывается быстро, в один приём. При этом на кисточку берутся сразу два цвета — условно тёмный и условно светлый.
Сюжетная роспись — это подносы-картины с многослойной росписью. Мода на сюжетную роспись пришла из Европы, и уже в начале XIX века художники-самоучки рисовали на подносах картины, используя в качестве сюжетов те, что были на гравюрах, привозимых Демидовым из своих путешествий. Демидов, кстати, даже отрыл школу живописи для мальчиков в Нижнем Тагиле, которая проработала 14 лет с 1806 г. по 1820 г.
О тагильском подносе, о профессии «подносника» мы поговорили с мастером уральской лаковой росписи по металлу, победителем конкурса «Мастер года-2020» по тагильской росписи Натальей Львовной Прудниковой.
— Наталья Львовна, как давно вы расписываете подносы?
— Уже 42 года (улыбается). Закончила 10-месячные курсы и в 1980 году пришла работать в цех по росписи подносов завода «Эмальпосуда». Проработала 11 лет. Когда начались «лихие 90-е», ушла с завода, работала продавцом, но участвовала в выставках. Всегда мечтала вернуться в профессию и вернулась через 10 лет.
— Сколько подносов за 1 рабочий день может расписать художник?
— У нас была норма 10 овальных подносов или 24 круглых. Представляете, как рука была набита? И когда меня ученики спрашивают, как вы это делаете, я не могу ответить. Беру краску и начинаю рисовать.
— На заводе была установка, что все подносы должны иметь одинаковый рисунок?
— Нет, можно было выбирать — букет, веночек, рябинка, веточка. А дальше каждый художник решал сам, что будет на его подносе. Берёшь поднос — и сразу понимаешь, что будешь рисовать. Каждая форма подноса диктует свою композицию. Большой — 2 ветки, маленький — цветочек или небольшой веночек.
— Вам что-то запомнилось из 80-х особенного?
— Мы расписывали подносы на Олимпиаду-80. Ни один не сохранился, к сожалению. Веночек в ярких розочках и в середине олимпийская символика (улыбается).
— Расскажите, пожалуйста, как строится весь процесс росписи подносов? Как заготовка превращается в художественное произведение?
— Берётся металлическая заготовка, делается фон. Традиционный фон для тагильского подноса — черный, бордовый или зелёный.
Рисунок наносится масляными красками, всего художник использует до 20 цветов.
Кисти я предпочитаю из белки.
Вначале берём на пальчик краску и делаем круглый подмалёвок под цветок, далее наносим на кисточку 2 цвета (у тагильской маховой росписи двуцветный мазок) и начинаем работать.
Рисуем большие цветы, потом мелкие, листики, затем привязка, точки.
Под разные элементы использует кисти разного размера. При этом надо правильно положить краску на кисть, чтобы она не скатывалась и не смазывалась.
Затем подносы сушат в печках при 50 °C 2-3 суток, чистят тонкой шкуркой, протирают, лакируют на первый слой, снова сушат 1 сутки, чистят «на солому», наносят второй слой лака, снова сушат. Все те же операции проделывают и с задником подноса. Это очень трудоёмкая работа. Промысел, который невозможно развивать дома.
— Почему вы выбрали именно эту профессию?
— Я с детства всегда рисовала, в школе ходила в кружок, была бессменным редактором стенгазеты. В 10 классе мы были на экскурсии в цехе росписи подносов, на меня это произвело неизгладимое впечатление. Тогда же я узнала, что есть училище, где готовят «подносников». После школы пробовала поступить в художественное училище, не получилось, тогда я пошла в училище № 49, а через 10 месяцев уже работала на заводе. Я, наверно, счастливая, потому что моя профессия, моя работа приносит мне удовольствие.
— А мужчины расписывают подносы?
— Мало. Мужчины не задерживаются, хотя роспись подносов-картин в XIX в. была исключительно мужским занятием. Сейчас очень известен Сергей Васильевич Веселков. У него своё трафаретное направление. Рисунок на подносы наносится с помощью трафарета, а затем дорабатывается кистью.
Прим. ред. Сергей Васильевич использует для декорирования подносов копчение. Приём, который используют только уральские мастера, когда ещё не высохший поднос держат над горящей берестой или свечой.
— На персональной выставке мы видели ваши работы. Какие из них любимые?
— Например, по мотивам картины «Девушка с жемчужной серёжкой». Я её выбрала по минимуму волос и по минимуму декора, но оказалось всё гораздо сложнее. На работу ушло 1,5 месяца. Это сюжетная роспись. Сложность работы в том, что это не масло на холсте. Поднос должен быть зеркально гладким.
— Для чего самые обычные люди используют подносы?
— Для кого-то подносы — произведение искусства, их развешивают в рамках, как картины, на стенах, хозяйки используют под самовар или для подачи на стол (поднос «терпит» горячее), в маленьких подносах-семечках проделывают дырочки и декорируют новогодние ёлки, приклеивают магнитики, а кто-то покупает в подарок.
— Наталья Львовна, а вы рисуете не на подносах?
— У меня были расписаны дома все стены и коридор. Сейчас только камин расписан. У всех девчонок в цехе были расписаны сумки, расчёски, зеркала, обувь, на кухне — все стеклянные баночки.
— Обучаете кого-нибудь этому народному промыслу?
— Рисую с внучкой, но ей пока не хватает усидчивости. Обучила технике росписи учительницу математики, она уже на пенсии. Увлеклась так, что постоянно расписывает подносы и отправляет их в качестве подарков.
— Есть ли у профессии «подносника» будущее?
— Сложно сказать. Знаю точно, что для того, чтобы в профессию пришла молодёжь, необходима поддержка города и области. Меня, например, удивляет, что в Нижнем Тагиле есть трамвай, расписанный под хохлому. У нас же есть свои уникальные народные промыслы. И их надо поддерживать.
В 2021 году Наталье Львовне Прудниковой присвоено звание «Мастер народных художественных промыслов Свердловской области».
Прим. редакции. По специальности «художественная роспись по металлу» готовит Уральский колледж прикладного искусства и дизайна (г. Нижний Тагил). В 2022 году предусмотрено 30 бюджетных мест.
Фото — Дмитрий Часовитин.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов