Висимский заповедник — это не только природа и горы, это возможность прикоснуться к истории.
Мы уже писали про маршрут с посещением экологической тропы «Весёлые горы», теперь расскажем о не менее интересном маршруте, который приведёт вас к месту крушения самолёта в годы Великой Отечественной Войны.
23 мая 1942 года из Куйбышева, ныне Самары, вылетел самолёт Ли-2, на борту которого был директор Воронежского авиационного завода Матвей Шенкман. Спешил он в Нижний Тагил, на Уралвагонзавод, где шла подготовка к выпуску бронекорпусов для штурмовиков Ил-2.
Надо сказать, что Матвей Шенкман был очень незаурядной личностью. Родился он в 1899 году в семье ремесленника, участвовал в Гражданской войне, затем стал инженером. В 1938 году его назначают директором Воронежского авиационного завода №18, где в феврале 1941 года начинается производство штурмовиков. В октябре 1941 года завод переезжает в Куйбышев и 10 декабря 1941 года в воздух поднимается первый Ил-2.
На заводе в это время трудятся женщины, подростки и старики. План, установленный наркоматом, не выполняется. 23 декабря 1941 года Шенкман получает гневную телеграмму от Сталина.
«Вы подвели нашу страну, нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь, как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному Ил-2 в день, Третьяков МиГ-3 по одной, две штуки. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны их МиГ-3, Ил-2. Если 18 завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу Вас не выводить правительство из терпения. Требую, чтобы выпускали побольше „илов“. Предупреждаю последний раз. Сталин».
В ответ Шенкман объясняет причины отставания и просит помощи у правительства в комплектовании предприятия рабочими, улучшении их питания и строительстве для них жилья.
В феврале 1942 года план был выполнен, а в последующие месяцы перевыполнен.
В сложных метеорологических условиях, не долетев до Нижнего Тагила 50 км, Ли-2 с Шенкманом на борту врезается в гору Оборотная. Так 23 мая 1942 года в Уральских горах трагически заканчивается жизнь директора авиационного завода.
Останки экипажа были обнаружены и вывезены тогда же, в 1942 году.
В 2015 году на Оборотной нашли орден Ленина. По номеру награды (7319) выяснили, что орден принадлежал Матвею Шенкману.
Сейчас на месте гибели экипажа установлен памятный крест.
Часть деталей растащили, но двигатели, стойки шасси и части обшивки до сих пор разбросаны по всему склону горы Оборотная.
Рассказываем, как найти место падения самолёта.
На автомобиле доезжаем до КПП «Карпушиха» Висимского заповденика. Координаты 57.485213, 59.850903 для Яндекс.Навигатора. Оставляем машину у поста, регистрируемся на КПП и отправляемся в путь.
Дорога одна. На Т-образной развилке (координаты 57.479552,59.74338) налево уходит дорога на Весёлые горы, направо — на Старик-Камень и гору Оборотная.
Весь маршрут уже размечен волонтёрами.
Родники, где можно набрать чистой воды, 57.500046, 59.748626 и 57.514115, 59.716824.
Ещё 3 контрольные точки, чтобы вы точно не сбились с пути.
57.491603, 59.746322 — идём прямо, не сворачивая налево
57.495956, 59.747283 — идём прямо
57.510361, 59.705245 — выцветшая табличка, идём налево на Старик-Камень
Координаты обломков Ли-2 — 57.521888, 59.694934.
Они расположены на склоне горы. Вам придётся идти по курумнику, надевайте удобную обувь.
Расстояние от КПП «Карпушиха» до места крушения Ли-2 в одну сторону — 14 км. Можно разбить его на 2 части и переночевать у подножия Старика-Камня.
Кроме обломков самолёта вы увидите потрясающую уральскую природу, поле с пионами, а если повезёт, то ещё и грибов насобираете.
Фото — Дмитрий Часовитин.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов