У моего папы была мечта всей жизни — съездить на Байкал. Последние несколько лет я часто слышал об этом. Что ж, пришла пора однажды сесть в автомобиль, проехать через полстраны и увидеть всё своими глазами: дороги, людей и города нашей необъятной Родины.
Лично для меня это тоже был своего рода эксперимент — я никогда и нигде не был восточнее Сухого Лога — а это примерно всего лишь 100 км от Екатеринбурга.
Много времени уделил маршруту: высчитывал километраж, подбирал остановки, смотрел на карте города, через которые будем проезжать. В реальности всё оказалось совсем другим, чем представлял себе, рассматривая чужие фотографии.
Ехать решили на остров Ольхон — туристическую «Мекку» озера Байкал. Да, Байкал прекрасен во многих местах, в сети можно найти множество фотографий. И чтобы познать его уникальную природу и особенности нужно провести там значительное время.
Итак, дорога на автомобиле из Екатеринбурга туда по-сути только одна: Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск — Сахюрта — паром — Хужир.
В поездку брал вело-компьютер, который умеет замерять среднюю скорость без учёта остановок. По итогам двух дней средняя скорость составила примерно 84 км/ч. То есть пройденный километраж зависит от того, сколько часов вы готовы провести за рулём вашего автомобиля.
Необходимо также помнить про смены часовых поясов — по дороге на Байкал время будет убывать, а в обратную сторону — добавляться.
Коротко о дорогах — из 6 регионов, через которые мы ехали, Свердловская область имеет худшие дороги. Да, в целом они кажутся ничего. До тех пор, пока, например, не въедешь в Новосибирскую область. Всё, как говорится, познаётся в сравнении.
Дороги, конечно же, различаются по качеству от региона к региону: в Кемеровской области они тоже не очень, но там их много ремонтируют. А вот «колейность» и отсутствие ремонтов — это только наша, уральская тема. В самих городах, в которых мы были проездом или которые объезжали с краю, дороги тоже похуже трассы: сказывается большое количество машин, разгильдяйство местных властей и (или) отсутствие денег. Но сама трасса до Байкала, включая 120-ти километровый отрезок до Сахюрты — в очень хорошем состоянии.
Ночёвки по дороге по пути в сторону Байкала: Татарск (1220 км пути), Ачинск (1083 км пути) и Усолье-Сибирское (1146 км пути).
Питались на трассе в придорожных кафе, хотя с собой был некоторый запас еды и консервов — это получается быстрее, чем останавливаться в поле и что-то готовить самим.
На четвёртый день после полудня добрались до Сахюрты,(ещё 339 км) там небольшая очередь, минут 25, чтобы попасть на бесплатный паром, который возит уже на остров Ольхон.
На самом Ольхоне до Хужира примерно 35 км по грунтовой, не очень хорошей после асфальта, дороге; для тех, кому дорога́ подвеска автомобиля, время в пути будет порядка одного часа и сорока минут.
Хотя, конечно, всё зависит от того, на какой машине вы туда поедете. Все местные ездят на УАЗиках-«буханках», хотя правильный термин для таких скоростей — гоняют.
Хужир — посёлок на севере острова Ольхон, самый крупный на острове.
Разнообразие жилья для отдыхающих в Хужире на любой вкус и кошелёк: от 700 рублей с человека в сутки у частников до аренды целого дома 25 тысяч за дом (в сутки, разумеется).
Вот так выглядит жильё, которое местные жители сдают приезжим туристам — небольшая комнатка с окном и и несколько кроватей.
Обычно в таких домах есть огород, теплицы и деревья. Но это не про Хужир. Песчаные почвы и сильные ветра не позволяют ничего здесь выращивать кроме какой-то мелкой травы. По краям дороги, ведущей в Хужир растёт чабрец, которого мы нарвали немного с собой заварить в чай.
Вся жизнь Хужира сосредоточена на приежих туристах — ночлег, питание, экскурсии. Туристов очень много, особенно начиная с 15 июля до конца лета — горячий сезон. А августе вода в Байкале в отдельных местах прогревается до таких температур, что можно купаться даже туристам, изнеженных тёплым средиземным морем. А местные купаются даже в начале июля, но вода до августа очень холодная, температура не выше 16 градусов. Я пробовал зайти, но ноги свело практически сразу.
На пароме познакомились с Олегом, гидом из Иркутска, который нам помог с жильём и рассказал про экскурсии, которые в ходу на острове. Сам он приехал чтобы немного поработать гидом для англоговорящих туристов — очень хорошо владеет английским. Иностранный туризм на острове цветёт буйным цветом, особенно китайских. Китайцев очень много и после них — очень грязно.
Рядом с Хужиром расположен Прибайкальский национальный парк, который приезжают чистить волонтёры как из России, так и из стран Европы — тут и отпуск, и туризм и работа в одном флаконе. Я бы не сказал, что парк замусорен, но пластик неизбежно просачивается даже в такие труднодоступные уголки нашей планеты.
Чем можно заняться на Байкале? Во-первых, это экскурсии — их много и они все разные. Можно отправиться на водную экскурсию на катере по трём островам, кормить рыбой нерп, можно покататься на лошадях или пострелять из лука, можно на УАЗике уехать в северную часть острова (мыс Хобой). Можно пробовать местную этническую кухню, можно просто слоняться по острову, сходить в местный Краеведческий музей или взять напрокат велосипед. Велосипеды, правда, не ахти какого качества, но покататься в окрестностях посёлка — вполне себе хорошо.
В самом Хужире есть небольшой порт, откуда маленькие катера возят туристов по Байкалу. Порт очень колоритный — на берегу лежат ржавые посудины:
Около порта находится потрясающая кофейня «Ольхония». Очень стильное оформление, есть авторский чай и разнообразная кофейная карта:
Взял напрокат велосипед и отправился в небольшое путешествие по острову. Была мысль доехать доехать до мыса Хобой, где также открываются очень красивые виды скал и озера. Но к сожалению почвы острова — это сыпучие пески в большей части, ехать по которым очень тяжело и медленно, поэтому доехал только до небольшого поселения Халгай. Общий маршрут составил чуть менее 40 км. По пути открываются изумительные виды природы и озера:
Основное туристическое место Хужира — всё-таки скала Шаманка с возвышенностью, где находятся 13 сэргэ — это такие ритуальные столбы и деревья у бурят. Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин.
По местным поверьям Шаманку нужно обязательно покинуть до захода солнца, чтобы не навлечь на себя беду от злых духов.
Для желающих купаться в холодном озере в изобилии песчаные пляжи. А если вы вдруг внезапно замёрзли — на берегу можно погреться в тёплой бочке:
Отдельно хотел бы рассказать об особенностях местной кухни. Во-первых цены: они сильно выше, чем где-либо до этого, хотя высокая цена объяснима тем, что мы всё же были на острове, везти сюда достаточно дорого. Во вторых — в наличии большое разнообразие рыба — омуль, сырок, пелядь разного размера и степени солёности и копчёности. Тоже дорого — небольшая рыбка омуля холодного копчения обойдётся в 500 рублей.
Если говорить о какой-то местной кухне, то самое популярное в Хужире блюдо это по́зы — очень сильно напоминают манты, только с дыркой сверху; мясо рубленое: В изобилии также чебуреки и жареная лапша с говдяиной на сковородке. Порции — огромные.
Везут с Байкала всю ту же рыбу, местные амулеты — тангоны, изделия из бересты, магнитики, украшения из полудрагоценных камней — на границе Иркутской области с Якутией находится единственное месторождение чароита. При мне один из туристов купил домой медвежью лапу с когтями — 3000 рублей.
Обратный путь также почти 4 дня, только ночёвки в других местах. Утром заехали лишь в Новосибирск поменять масло в двигателе.
Самые красивые пейзажи по дороге Сахюрта-Иркутск, вся местность в горах и небольших красивых холмах:
Нам всем очень понравилось. Россия велика и величава, дороги хорошие, люди — тоже.
Все фотографии c поездки на Байкал можно посмотреть здесь
я тоже гонял на авто на Байкал этим летом. но Ольхоном не ограничился побывал так же на Святом носе Баргузинский залив, вокруг Байкала.
Мы были сильно ограничены во времени.
я бы еще добавил о манере езды местных)))) такое понятие как сплошная ими вообще не воспринимается особенно в Бурятии. еще поразило, что все курят как паровозы. а иркутчане не брезгают не то что окурки выбрасывать из окна машины, а так же пустые пачки из под сигарет и прочий мусор.
Чем дальше от Москвы - тем меньше работников ГИБДД. А мусорят везде, к сожалению.
Но вы правы - В Иркутске ездят совершенно безбашенно. И машин с левым рулём практически нет.
Я так понимаю 90% этого пути это опаснейшие обычные двухполоски без разеделения газоном или отбойниками? Не как до Челябинска?
Да, всё верно
Я так понимаю 90% этого пути это опаснейшие обычные двухполоски без разеделения газоном или отбойниками? Не как до Челябинска?
даже не 90, а 99,9, но нужно понимать, что качество дорожного покрытия вполне себе. плюс сама дорога не так загружена как у нас. почти все крупные города можно объехать вокруг.
Позы эти и в Чите везде в общепите. Получается что не только Байкальское но и Забайкалькое блюдо
блюдо не Байкальское, а бурятское!
блюдо не Байкальское, а бурятское!
ага)))
рыбка то понравилась?)
рыбка то понравилась?)
Вот к хваленному ОМУЛЮ, я что т остался равнодушен! а так рыбы конечно поел! и ягод! от жадности купил ведро земляники. 10 литров 700 рублей. ох эта земляника)))
остался равнодушен!
))) а нам зашел)))
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов