Книги советско-российского фантаста Кира Булычёва зачитывали до дыр несколько поколений школьников. Образ спортсменки-умницы-красавицы Алисы Селезнёвой окончательно впечатался в память после отличного мультсериала «Тайна третьей планеты» и мини-сериала «Гостья из будущего». Но большинство современных подростков уже вряд ли будут смотреть произведения, которым исполнилось больше 40 лет. Эту ситуацию решил исправить режиссёр Александр Андрющенко, снявший современный блокбастер «Сто лет тому вперёд».
Первое, что стоит знать об этом фильме, это не экранизация одноимённой книги и не ремейк советского сериала. Это кино по мотивам, в котором есть в целом узнаваемые персонажи, но их характеры зачастую изменены, а сюжет даже не пытается приблизиться к первоисточнику. Здесь разворачивается своя история, которая крайне приближена к популярному за рубежом жанру young adult (подростковый жанр, в основе которого лежат проблемы взросления).
Одиннадцатиклассник Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) страдает из-за неразделённой любви, получает от местного хулигана, попутно отхватывает от мамы за поведение, а также слегка грустит из-за ухода отца. Так бы он и разбирался дальше со своей школьной рутиной, если бы совершенно случайно не нашёл мощнейший артефакт космион, позволяющий перемещать себя и окружающих на 100 лет вперёд или назад.
В 2124 году он встречает свою ровесницу — Алису Селезнёву (Даша Верещагина), и её папу, профессора Селезнёва (Константин Хабенский). Они быстро вводят Колю в курс дела. А чтобы до Коли всё дошло побыстрее к ним прибывают два космопирата Глот (Юра Борисов) и Весельчак У (Александр Петров). С помощью космиона, по сути машины времени, они собираются захватить галактику. И только подростки могут им помешать.
Фильм не только пытается казаться, но и действительно является неплохим high-tech блокбастером. Здесь нет даже намёка на ретрофутуризм: довольно неуклюжий Вертер теперь стал миловидным роботом-помощником с голосом Фёдора Бондарчука, почти безобидные пираты превратились в галактическую угрозу, что дополнительно подчёркивается новым именем одного из антагонистов (больше никакого наивно-детского Крыса нет), ну, а огромные кнопочные панели сменили голографические экраны.
Причём выполнено всё на отличном уровне. Это ещё не уровень новых Мстителей или Стражей Галактики, но уже лучше последних Тора или Доктора Стрэнджа. Кстати, фильм напичкан отсылками на различные произведения — от той же супергероики до Властелина колец, в том числе упоминаются даже Minecraft и Fortnite. Не все отсылки выглядят уместно, но есть и крайне удачные. Лучшая связана с тем самым Мьёльниром скандинавского бога грома и молний.
Не подводит и актёрский состав. Даша Верещагина и Марк Эйдельштейн вполне убедительно изображают первую робкую влюблённость, и в целом походят на подростков, давно мечтающих о взрослой жизни. Из Юры Борисова выходит довольно безэмоциональный злодей, но этого требует сценарий, а вот из Петрова вышел неплохой трикстер (архетип плута или обманщика). Местами Александр явно переигрывает, видимо вдохновляясь Джокером, но это не мешает ему удачно разбавлять порой чересчур пафосную атмосферу.
Довольно неожиданно кинолента демонстрирует качественный экшен, в частности хореографию боёв. Особенно неожиданным оказался эпизод с Весельчаком У, а также Кирой (Виктория Исакова) и Алисой, выполненный в духе… корейского Олдбоя. В этот момент зритель наблюдает за поединком как бы через окна школы, что в российском фильме смотрится очень свежо.
Самый спорный момент — это небольшие сцены с Колей, в которых он внезапно ломает «четвёртую стену» в духе Дэдпула и начинает объяснять зрителям те или иные сюжетные повороты. Уместно это смотрится один, максимум два раза. Тем более что главный герой стремится разжевать любой не вполне очевидный момент, до которого всё же не так сложно догадаться. Возможно, подобное связано с рейтингом 6+.
Ещё из претензий — чрезмерное количество заимствований. Авторы взяли понемногу, кажется, вообще отовсюду, куда только могли дотянуться. Отсылки — это вовсе не недостаток, однако только тогда, когда их число всё же не превышает определённого значения. Иначе начинает пропадать идентичность оригинала. В этом случае это не так критично, но порой начинает раздражать.
И всё же «Сто лет тому вперёд» — это отличный российский подростковый фантастический фильм, который, скорее всего, понравится как школьникам, не знакомым с оригиналом, так и их родителям. Конечно, назвать его идеальным не получается, но это весьма достойное кино.
8 из 10
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов