В браке Андрея и Нади что-то сломалось. Он отправляется жить в Москву, она с детьми остается в Иркутске. В канун Нового года семья снова собирается вместе, но, похоже, в последний раз.
Таков синопсис новой картины нового творческого тандема — режиссера Анна Матисон и народного артиста России Сергея Безрукова. Как заявлено, Сергей впервые сыграл человека, в котором каждый может узнать самого себя. Впервые — одного из нас, смертных. В смысле не Есенина, не Пушкина, ни упаси Бог, Высоцкого. А что отличает современного человека, как вы думаете? Усталость. Она являет собой общее настроение нашего времени. Так считают создатели фильма и, вероятно, они правы.
Супругу иркутянина по фильму Безрукова играет красавица Марина Александрова, чья роль в фильме заявлена как «характерная комедийная». Поскольку в новогодней комедии нельзя было обойтись без имманентно присущей празднику алкогольной темы, Александровой пришлось играть впервые опьяневшую положительную героиню. Смешно по определению. Хоть и слегка банально.
Одну из чарок водки в фильме ей вручает суровый и молчаливый коренной житель острова Ольхон в исполнении Владимира Меньшова. За весь фильм он и правда не произносит ни слова. А вот другой важный персонаж — Дух Байкала или «человек в шинели» в исполнении как всегда глубокого и серьезного Валентина Гафта — говорит. Порой иносказательно и афористично. Включает спасенному им Андрею (Безруков) «Жизнь за царя» Глинки.
В фильме теряются все по очереди, поэтому тема Сусанина актуальна. Подобно кукловоду или доброй фее, Гафт руководит общим ходом событий, спасая героев от замерзания на льду прекрасного Байкала, а в конце помогая воссоединиться потерявшимся детям и — отчаявшимся родителям. Конец, разумеется, счастливый, а какой еще может быть у семейной комедии?
— Я в восторге от этой работы и самого фильма, потому что он как-то магнетически привязывает. Что меня больше всего поразило — сценарий «Млечного пути» не похож на все новогодние сценарии. В нем столько магической, мистической глубины!.. Еще я думаю, что Аня (А.Матисон — режиссер и сценарист) выстраивает то, чего я еще никогда не делал в кино: какую-то особую нежность, такую вот искреннюю, очень теплую атмосферу семейного счастья. Для меня это ново, здесь есть ощущение настоящей новогодней сказки, что-то волшебное.
Разговоров о личной жизни никто не заводил, но ощущение, что создатели фильма вдохновлены, влюблены друг в друга и, соответственно, в свое новое совместное детище под названием «Млечный путь». Сергей и Анна вместе наперебой восторженно рассказывали о съемках фильма. Снимался же он не где-нибудь, а на «священном Байкале». Что неудивительно, ведь режиссер Анна Матисон — иркутянка. Правда, ей пришлось побороться за столь отдаленное от Москвы место съемок, поскольку изначально продюсеры предлагали снимать на подмосковном озерце. Дешевле! Зимний Байкал победил. И оно того стоило, фильм действительно очень красивый, процентов пятьдесят его возможного успеха — потрясающая природа, уникальный темный и гладкий лед, торосы, снега. Природа.
— На мне было три пуховика, последний — 56-го размера. Подарили МЧС-ники. — рассказывает Анна. — Но мы снимали по 16−20 часов, там уже ничто не спасает. Хотя у всех были специальные японские грелки, они прокладываются под одежду, обувь. При этом нынче там была аномально теплая зима… Байкал «не вставал». Мы уже были на грани переноса на северную часть озера, и вдруг за неделю до съемок лед «встал». А вы должны понимать, что съемочная группа — это огромный караван, с десятитонной «светобазой» из Москвы. Транспортировать ее можно только с разрешения МЧС. Вокруг было огромное количество несчастных случаев, тонули машины. Однажды в 5 утра приехали местные МЧС, мол, у вас машина ушла под лед, погибли люди. Ошиблись. Может, помните, не так давно прогремела история с участием сына Януковича… Ровно за два дня до этой трагедии мы снимали эпизод на том же месте…
События разворачиваются на Ольхоне — единственном обитаемом острове Байкала. По словам Анны, у многих из съемочной группы, кто загадал там желание, оно сбылось. Для верности стоит повязать ленточку на одном из родовых столбов возле скалы Шаманка. Каждый год в эти сакральные места съезжаются шаманы со всего мира. Они там даже не ночуют, слишком сильна природная энергетика. Создатели фильма убеждены, что Байкал обладает неким послевкусием, туда хочется вернуться. Анна и Сергей очень хотят, чтобы таким послевкусием обладала и их картина…
Еще одним предметом борьбы стали медийные лица: прагматичные продюсеры хотели, чтобы их было много, а режиссер — наоборот. Роль Коли — шебутного самодеятельного шамана-электрика Анна Матисон писала под бурята. И найденный в недрах театра Улан-Удэ Биликто Дамбаев действительно смотрелся в этом качестве органичнее, нежели предлагавшийся продюсерами Дмитрий Дюжев. (Загадочная улыбка Джоконды промелькнула на губах Безрукова при упоминании этой фамилии.) Еще одной находкой фильма, по мнению создателей, стал Котэ Толордава, тонко изобразивший хитрого, но, конечно же, доброго шофера-грузина.
— Менее известные партнеры рождают абсолютную правду в картине. Я там сам на себя не похож! — уверяет Безруков. — Спасибо, конечно, что на главную роль пригласили медийного (потупив глаза — Ю.Г.). Я ведь там превращаюсь в простого человека, иркутянина, у которого обычные проблемы.
Режиссер тут же ласково замечает, что в фильме Сергей похож на себя живого больше, чем на киношного…
В титрах значится еще одна Безрукова. Фотомодель с мировым именем Настя Безрукова.
— Мы никак не могли найти девочку на роль дочери героини — вспоминает Анна — Причем я сразу попросила не приводить ко мне на кастинг детей из рекламы. Вышибить из них эти мявкающие рекламные интонации просто невозможно! И потом вдруг увидела Настю в статье про самых красивых девочек мира. Когда привели Безрукову, была уверена, что это значит — от Безрукова. Так к нам приводили детей, скажем, «от Хабенского». А потом оказалось, что нет. Она быстро схватывает, играет очень точно. И уже снялась у нас в следующем фильме «После тебя», где тоже сыграла Сережину дочку. «Я долго искал родственные связи — признался Сергей, — тем более, что ее отец имеет должность в ГИБДД Московской области, но увы. Хотя мне было бы полезно…».
Брата Насти сыграл Петя Терещенко из Петербурга, и Сергей утверждает, что мальчик настолько естественен в кадре, что почти переигрывает маленького живого нерпенка — они сталкиваются на глубоком байкальском льду в одной из сцен.
Нерпенок сразу был в сценарии. Съемочная группа договорилась с администрацией области о возможности приехать и снять такого малыша. Они как раз должны были народиться.
— Отлавливать их разрешено представителям только одной народности — эвенкам. — говорит Анна. — Нерпенок есть в сценарии. И вот мы приехали на Ольхон, на так называемое Малое море и сняли этого новорожденного белька прямо возле лунки. Никуда его не перевозили, это опасно. Между дублями я сама кормила его жирными горячими сливками, которые мы грели в двигателе автомобиля. После съемок его сразу же отпустили обратно к маме, так что с бельком все в порядке.
Честно сказать, переиграть новорожденного белька, так же, как и кошку любого возраста, все-таки невозможно. И маленький белый малыш с огромными глазами в ресничках вызывает у зрителей как раз те чувства, которые и призвана вызывать семейная комедия.
Хотя добрые чувства вызывает и романтическая компания студентов-историков, куда нечаянно прибивается замерзшая героиня Александровой. Студенты встречают новый год так, как это, вероятно происходило в 60-х, с пением под гитару, разговорами о науке и целомудренными признаниями в любви. Уж не знаю, сохранились ли в реальной жизни такие студенческие компании… В фильме есть немало действительно смешных моментов, такой американской «комедии положений». Есть доброта и любовь. Несмотря на возникающее временами ощущение затянутости происходящего, сходить с детьми на «Млечный путь» — вовсе неплохая идея. Создателям ленты хотелось, чтобы после просмотра жить зрителю стало — легче и веселей. (Несмотря на все параллели.) «Потому что счастье внутри, а все остальное — это только проблемы, и со временем они решатся». Ну, а Байкал, безусловно, прекрасен.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов