В Музее истории Екатеринбурга проходит сейчас выставка графики Эдгара Дега из собрания московского коллекционера Юрия Петухова. Называется она «В пространстве полусвета». Название кстати, очень удачное, поскольку с одной стороны характеризует саму технику, в которой работал художник — это черно-белые гравюры и монотипии. А во-вторых, отражает тематику работ. Неспроста ведь уточняется «неизвестный Дега».
Всем хорошо знакомы его живопись и пастели — балетные классы, скачки, «голубые танцовщицы», портреты выдающихся современников — это те сюжеты, с которыми ассоциируется Дега в первую очередь. В меньшей степени известен Дега-скульптор — из воска и пластилина создавал он все тех же балерин и лошадей. Но вот о Дега-гравере и Дега-иллюстраторе очень продолжительное время мало кто догадывался.
И причина на то была веская. Во-первых, до самой смерти художника в 1917 году гравюры и монотипии Дега редко покидали его мастерскую. Во-вторых, уже после кончины художника часть работ уничтожил его брат Рене Дега. Сделал он это исключительно ради заботы о репутации брата. Поскольку на гравюрах и монотипиях этих весьма откровенные и даже беспощадные сцены, которые художник наблюдал в самых злачных местах Парижа, и сделал потом зарисовки будней публичных домов и их обитательниц.
«В принципе, само обращение к этой тематике не было уникальным и шокирующим ни для литературы, ни для искусства той эпохи, — говорят специалисты-искусствоведы. — Достаточно вспомнить „Нану“ Золя, „Заведение Телье“ Мопассана, графику Тулуз-Лотрека, ранние работы Пикассо. Тема борделя была достаточно популярна в то время в искусстве, и к концу 19-ого века она совершенно потеряла ту волнующую пикантность, которой обладала еще в первой половине столетия».
По наброскам Дега это также совершенно очевидно — никакой жеманной романтики, ни намека на сочувствие к проституткам тут нет и в помине — «они ленивы, похотливы и невзрачны, а быт их (совсем невеселый быт увеселительных заведений) показан жестко, прямолинейно, открыто — тусклый свет, душные комнаты, грязные простыни» (цитата из каталога).
После того, как часть этих графических листов Дега стала известна широкой публике, некоторые друзья и современники даже обвиняли художника в женоненавистничестве. А известны публике работы стали благодаря двум издателям-меценатам Амбруазу Воллару и Огюсту Блэзо. Уже в 30-е годы, спустя почти 20 лет после смерти художника издатели решили проиллюстрировать гравюрами Дега выпускавшиеся тогда романы. И оказалось, что монотипии эти идеально подходят для «Разговоров гетер» античного сатирика Лукиана.
Другую часть выставки составляют иллюстрации, которые Дега специально делал к роману «Семья Кардиналь» своего друга, писателя Людовика Галеви. Роман этот — сатира на парижские нравы третьей Республики, на старлеток-танцовщиц, пробивающихся к славе через нужные знакомства, на их богатых поклонников и на закулисных опекунш, параллельно занимающихся сводничеством. Прочитав «Семью Кардиналь» Дега загорелся идеей сделать иллюстрации к этой истории, и собственно сделал их, но писателю Галеви эти рисунки категорически не понравились. Так что листам пришлось еще несколько десятков лет пролежать в мастерской художника, пока они не попали в руки издателя Блэзо, который наконец-то и выпустил «Семью Кардиналь» с иллюстрациями Дега.
И еще замечу, что выставку графики Дега шикарно дополняют черно-белые фотографии Парижа начала прошлого века. Они тоже из собрания коллекционера Юрия Петухова.
Выставка открыта в Музее истории Екатеринбурга до 27 марта.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов